Курсар - Дипломная, курсовая, реферат на заказ
Служба спасения для студентов

Теоретические ответы на вопросы по теме Психологическое консультирование скачать бесплатно

Скачать бесплатно
Оглавление
ТЕМА 1. 3
ТЕМА 2. 4
ТЕМА 3. 4
ТЕМА 4. 5
ТЕМА 5. 7
ТЕМА 6. 7
 
 

ТЕМА 1

1. Дайте определение психологическому консультированию.
Психологическое консультирование – это «профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемных ситуаций», где в качестве пациентов «могут выступать здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора» (Б.Д. Карвасарский).
2.Укажите основные цели психологического консультирования.
Психоаналитическое направление - Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность
Адлерианскоенаправление  -Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми
Терапия поведения Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению
Рациональноэмоциональная терапия (A.Ellis)  -Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем.
Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers) - Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность
Экзистенциальная терапия  -Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы
3.Укажите, есть ли отличие между понятиями: психологическое консультирование и психотерапия.
Как в консультировании, так и в психотерапии используются те же самые профессиональные навыки; требования, предъявляемые к личности клиента и психотерапевта, одинаковы; процедуры, используемые в консультировании и психотерапии, тоже подобны. Наконец, в первом и втором случаях помощь клиенту основывается на взаимодействии между консультантом (психотерапевтом) и клиентом. Из-за трудности разделения этих двух областей некоторые практики используют понятия "психологическое консультирование" и "психотерапия" как синонимы, аргументируя свою точку зрения схожестью деятельности психотерапевта и психолога-консультанта.
4.Укажите виды психологического консультирования.
Исходя из количества присутствующих клиентов выделяют следующие виды консультирования: - индивидуальное, - групповое. В отдельную группу можно выделить дистанционные виды консультирования: -консультирование по телефону, -переписка.
5.Охарактеризуйте структуру консультативного процесса.
Исследование проблем
Двумерное определение проблем
Идентификация альтернатив
Планирование
Деятельность
Оценка и обратная связь
 

ТЕМА 2

1. Сформулируйте важнейшие ролевые функции консультанта.
построение отношений с клиентом на взаимном доверии;
выявление альтернатив самопонимания и способов деятельности клиентов;
непосредственное "вхождение" в жизненные обстоятельства клиентов и их отношения со значимыми для них людьми;
создание вокруг клиентов здорового психологического климата;
постоянное совершенствование процесса консультирования
2. Укажите основные требования к личности консультанта.
1. Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.
2. Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам. 3. Зрелость консультанта — это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.
3. Какое влияние оказывает профессиональная деятельность на личность консультанта.
Психологическое консультирование и психотерапия отнесены к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределенные критерии успеха. Представителям этих профессий грозит опасность "синдрома сгорания".
 

ТЕМА 3

1. Укажите условия, способствующие позитивным изменениям личности (по К. Роджерс).
1.Два лица находятся в психологическом контакте. 2.Первый персонаж -клиент, пребывает в состоянии психического расстройства, раним и встревожен. 3.Второй персонаж -консультант, активно участвует в общении. 4.Консультант испытывает безусловное уважение к клиенту. 5.Консультант переживает эмпатию, приняв точку зрения клиента, и дает это ему понять. 6.Эмпатическое понимание и безусловное уважение консультанта передаются клиенту даже при минимальной выраженности.
2. Охарактеризуйте компоненты терапевтического климата.
Терапевтический климат: физические, эмоциональные компоненты
Терапевтический климат в свою очередь включает несколько эмоционально значимых компонентов. Из физических составляющих упомянем оборудование места консультирования, расположение консультанта и клиента в пространстве (дистанция, манера сидеть и т.п.), структурирование выделенного для консультирования времени. К собственно эмоциональным компонентам терапевтического климата относят создание атмосферы обоюдного доверия, искренность консультанта, его способность к эмпатии и безусловному уважению клиента.
3. Охарактеризуйте особенности вербального общения при поддержании консультативного контакта.
Несмотря на значение невербального общения в консультировании, важнейшие события происходят на вербальном уровне. Суть вербального поведения консультанта составляют способы его реагирования в период консультирования, которые могут быть определены как основные техники. О них подробнее поговорим в четвертом разделе. Слушание клиента.  Обычно беседа двух людей бывает похожа на вербальный пинг-понг — собеседники говорят по очереди. Однако в консультировании и психотерапии все происходит иначе, особенно в начале беседы. Здесь вербальная активность консультанта должна быть минимальной, чтобы клиент смог сосредоточить внимание на раскрытии своих проблем и трудностей. Консультант должен не столько говорить, сколько выслушивать. Умение выслушать означает выражение искренней заинтересованности другим человеком.
4. Укажите основные модальности невербальных реакций при поддержании консультативного контакта.
Gazda с соавт. (1984) распределил невербальные реакции на четыре основные модальности. Такое структурирование помогает лучшему осознанию невербального поведения и наблюдению за ним.
1. Невербальное поведение и структурирование времени
2. Невербальное общение с использованием тела
3. Невербальное общение посредством голоса
4. Невербальное общение и структурирование окружения
 

ТЕМА 4

1.Укажите цели первой консультативной встречи.
Первой встрече с клиентом консультант должен уделить особое внимание, даже если в этот день было много посетителей. Клиент приходит за психологической помощью с двумя сильными чувствами — страхом и надеждой. Консультант обязан ослабить страх и укрепить надежду.
2.Укажите наиболее частые причины направления клиента к коллегам.
1. Консультант некомпетентен решать проблему, изложенную клиентом.
2. Различия личностей консультанта и клиента настолько велики, что мешают завязать и поддерживать консультативный контакт.
 3. Клиент является другом или родственником консультанта. С ним трудно установить и продолжительное время поддерживать консультативные отношения, и это делает невозможным серьезное психологическое консультирование.
4. Клиент по каким-либо причинам отказывается обсуждать свои проблемы с консультантом.
5. После нескольких встреч с клиентом напрашивается вывод, что консультативный контакт неэффективен и мала вероятность изменения его в продуктивном направлении.
3. Какими правилами обусловлены направления клиента к другому специалисту?
Лучше направлять клиента не вообще в какое-либо другое учреждение, а к конкретному специалисту. Чтобы направление было эффективным, консультант должен быть хорошо знаком с учреждениями, оказывающими психологические и психотерапевтические услуги, с работающими там специалистами, их квалификацией, специализацией и т.п. Клиенту следует передать как можно более подробную информацию — адреса учреждений и лиц (разумеется, не домашние), телефоны, фамилии специалистов. Иногда клиент может пожелать, чтобы сам консультант позвонил и договорился о его приеме, однако наиболее правильно будет возложить всю ответственность за обращение на клиента. Если клиент хочет, чтобы консультант рассказал о нем своему коллеге, это следует делать без участия клиента. Другие консультанты не обязаны предоставлять Вам информацию о направленном клиенте, поскольку они связаны требованием конфиденциальности
4. Каковы этапы подготовки консультанта к проведению психологического консультирования?
1. Составление предварительного представления о клиенте и его проблеме.
2. После того, как психолог собрал необходимую предварительную информацию, он может перейти ко второму этапу подготовки — систематизации знаний по имеющейся проблеме. На данном этапе консультант может: просмотреть литературу по данной проблеме, проконсультироваться с коллегами, ознакомиться с новыми исследованиями. 3. Этап — разработка плана проведения консультации.
4. Подбор психодиагностических средств, которые могут понадобиться в ходе консультирования.
5. Дайте характеристику основным этапам психологического консультирования.
1.Подготовительный этап - 20-30 минут. На этом этапе консультант изучает документацию клиента, подбор литературы по проблеме, вырабатывает план проведения консультации. 2.Настроечный этап — 5—7 минут. Встреча клиента, установление контакта. 3.Диагностический этап — 60 минут (иногда 4-6-8 часов). Проводится
диагностика личности клиента, наличие у него ресурсов для решения проблемы, а также недостающие ресурсы. Данный этап включает в себя также исповедь клиента. 4.Рекомендательный этап. На нем происходит, на основе полученной информации, выработка алгоритма разрешения проблемы. Поиск алгоритма осуществляется психологом-консультантом совместно с клиентом и занимает по продолжительности 40-60 минут. 5. Контрольный этап - 20-30 минут. Психолог консультант и клиент договариваются о способах контроля за реализацией найденного алгоритма. В случае необходимости может быть назначена дополнительная встреча.
 

ТЕМА 5

 
1. Проиграйте с кем-либо ситуацию, в которой вы будете исполнять роль психологаконсультанта, а другой человек – роль клиента. Используйте все приемы психологического консультирования.
       На консультацию привели ребенка. Для начала нужно удалить из помещения, где проводится психологическая консультация, всех посторонних лиц, например, лаборанта или помощника психолога-консультанта, оставшись наедине с клиентом.
2. Усложните ситуацию (задание 2), таким образом: потенциальный клиент должен будет вам возражать и выражать недовольство тем, как проводится психологическая консультация. Ваша задача – успокоить клиента, использовав для этого рекомендованные в данной части приемы.
Вербальная поддержка того, что говорит и делает клиент во время исповеди – прием требует пояснения. Иногда во время исповеди клиент может говорить то, с чем психолог-консультант не согласен, например высказывать свои, не вполне обоснованные, претензии к психологу-консультанту, к проводимой консультации, к обстановке и т.д.
 
В этом случае психолог-консультант не должен открыто возражать клиенту, тем более – начинать спорить с ним. Гораздо разумнее при возникновении подобной ситуации поступить следующим образом: признав прямо или косвенно, открыто или молча право клиента на критику, предложить ему отложить спорные вопросы и обсудить их в конце консультации.
 
В этом случае к клиенту можно обратиться со следующими, например, словами:
«Вполне возможно, что вы, по существу, правы, и я готов обсудить с вами то, что вас волнует. Но давайте вместе подумаем, как это лучше сделать. Если мы сейчас прервем консультацию и перейдем к обсуждению спорных вопросов, то не сможем найти способ решения основной, волнующей вас, проблемы. В этом случае я вряд ли смогу вам реально помочь, так как наше с вами время ограничено и будет затрачено на дискуссию, не имеющую прямого отношения к вашей проблеме. Я предлагаю поступить по-другому: на время отложить обсуждение спорных моментов, связанных с проведением консультации, и продолжить работу по заранее намеченному плану. Затем мы найдем дополнительное время и договоримся, когда и где обсудим и решим все волнующие вас вопросы».
 

ТЕМА 6

 
1.Проиграйте полностью с кем-либо ситуацию психологического консультирования, проанализируйте ошибки и как их можно устранить, оформите рекомендации потенциальному клиенту.
Анализ неудачных моментов в работе психолога и их последствия. Описание альтернативных вариантов.
Неудачным мне показался момент выбора  стратегии. Клиент выбрал всего одну стратегию, и я с ней вроде - бы и согласилась, не до конца поняв, чего хочет клиент. Можно было бы придумать пару стратегий, и подробно разобрать каждую из них, ее плюсы и минусы.
Запрос клиента в начале сессии звучал так « Я хочу научиться говорить людям нет, и не чувствовать при этом вину и угрызение совести». В конце сессии запрос остался таким же. Скорее всего, лучше было уточнить и редактировать запрос, так, чтобы клиент вышел на мысль, почему он считает, что может обидеть человека. В процессе консультирования это не совсем удалось.
Мною полноценно было пройдено 2 этапа в работе с клиентом, начало же 3 этапа лишь приоткрыло то, с чем все - таки предстоит работать в дальнейшем и чего клиент хочет получить в итоге.
Этап сбор и информации был, мне кажется, самым важным, поскольку он дает возможность рассмотреть то, с чем пришел клиент с разных граней, для этого и требуется больше времени. Длительность данного этапа еще и в том, что в дальнейшем, при обширном сборе информации, есть возможность выбрать то, с чем работать, а не выискивать и цепляться за проблемность.
В ходе проведения психологического консультирования у меня возникла гипотеза, что клиент боится отказывать другим людям, не умеет корректно отказать и просить тоже не умеет. Об этом говорят факты из слов клиента:
Клиент пренебрегает своими чувствами и желаниями ради помощи другому человеку.
Данная гипотеза проверялась с помощью открытых и закрытых вопросов.
В конце разговора моя гипотеза немного изменилась: клиент не может отказать другому человеку в помощи, из - за боязни обидеть человека.
В ходе работы с клиентом, мною было замечено, что мне сложно соблюдать схему консультирования, приходится сознательно удерживать  себя в рамках допустимого. И то, это не всегда у меня получалось. Это очень отвлекало меня, поскольку приходилось выстраивать план дальнейшей работы и держать во внимании то, что уже пройдено.
Так же были трудности с большим количествам техник. Я знала как они применяются, и были моменты, где я знала, что они тут были бы уместны, но из – за страха испортить этим сессию или как то сбить клиента, я их не применяла.