Курсар - Дипломная, курсовая, реферат на заказ
Служба спасения для студентов

Теоретические ответы на вопросы и решение задач на тему Конституционное право скачать бесплатно

Скачать бесплатно

Задание 1

Сформулируйте контрольные вопросы и ответы на них по каждому из четырех разделов, изучаемых в весеннем семестре в рамках дисциплины «Конституционное право». 
1.Система конституционного права
В течение независимости в России сформировалась качественно новая национальная правовая система, определяющей составляющей которой стала система современных источников конституционного права. Сейчас эта система находится в процессе своего дальнейшего развития и совершенствования? Да
Две основные сферы источников конституционной права?
Ученые отмечают, что нормы конституционного права находят отражение в различных внешних формах, которые обычно именуются источниками конституционного права, и в современной науке конституционного права выделяют две основные сферы источников конституционной права: естественное право и позитивное право.
2.Конституция Российской Федерации
Согласны ли вы с высказыванием: Конституционный процесс - это важная составляющая политического процесса, осуществляемого в государстве вообще, поэтому многие черты и характеристики, которые присущи политическому процессу, в том или ином объему распространяются и на конституционный процесс, как правило, с соответствующими особенностями. Да
Конституция это…Прежде всего - это Основной Закон нашего государства, который имеет высшую юридическую силу. Все законы и другие правовые акты принимаются на ее основе и должны соответствовать ей. А это значит, что Конституция является основным источником нашего законодательства рассчитанным на длительный период.
3.Конституционный статус личности
Права и свободы человека и защита занимает одно из важнейших мест во всех новых конституциях? да
Виды правового статуса.
Обычно различают несколько видов правового статуса: 1) общий или конституционный статус человека и гражданина;2) специальный или родовой статус определеннойкатегории граждан; 3) индивидуальный; 4) статус иностранцев, лиц без гражданства (апатридов), лиц с двойным или другим множественным гражданством (бипатридов) 5) отраслевые правовые статусы и т.д. важно подчеркнуть, что общий конституционный статус является единственным и одинаковым для всех граждан государства, он не зависит от конкретных обстоятельств, то есть базовым, исходным, таким, что делает все другие статусы производным от него и такими, что его дополняют [2].
4.Основы конституционного строя Российской Федерации   
В современных условиях одним из важнейших вопросов общественной государственнойжизни любого государства мира остаетсявопрос о сущности и содержании ее конституционного строя? Да
Основы конституционного строя
Основыконституционного строя Рф является системой определенных в Конституции фундаментальныхконституционных принципов (народного суверенитета, верховенства права, разделения властей, экономического и идеологическогоплюрализма, развития гражданского общества и др.), реализация и обеспечение которых обеспечивает развитие РФ каксуверенного и независимого, демократического,социального, правового государства, а такжеспособствует развитию в РФ гармонично развитого, политически структурированногогражданского общества. Иначе говоря, основы конституционного строя являются стержневыми конституционными идеями, идеаламии ценностями, которые лежат в основе развития общества и государства и порождают иизменяют соответствующие правоотношения.
 

Задание 2

Схематично изобразите систему источников конституционного права России, прямо перечисленных в Конституции РФ. Укажите в виде перечня источники, которые не упоминаются в Конституции РФ. Приведите пример источника каждого вида.

Итак, переходим к рассмотрению источников собственно конституционного права. В.В. Кравченко отмечает, что нормы конституционного права находят отражение в различных внешних формах, которые обычно именуются источниками конституционного права, и в современной науке конституционного права выделяют две основные сферы источников конституционной права: естественное право и позитивное право [12, с. 33-37]. При этом естественное право отражает общечеловеческие представления о свободе, справедливости прав человека.
В.И. Чушенко и И.Я. Заяц отмечают, что внешняя форма конституционно-правовых норм - это совокупность тех средств, с помощью которых они (идеальные по своей сути образцы поведения) обобщаются и объективируются в соответствующую форму предметного существования, при этом в правовой литературе такой способ внешнего проявления норм конституционного права называют их источником [13, с. 36].
По мнению В.Ф. Погорилка и В. Л. Федоренко источник конституционного права РФ в его юридическом смысле - это внешняя форма объективации установленных или санкционированных народом, или государством или субъектами местного самоуправления конституционно-правовых норм, которые имеют юридическую силу [14, с. 43].
При этом они приводят и юридические признаки источников конституционного права РФ:
1) Источники конституционного права имеют общеобязательный характер для всех субъектов конституционно-правовых отношений и является основой для формирования других отраслей права;
2) По предмету правового регулирования источники конституционного права отличаются от отраслевых тем, что они регулируют властные общественные отношения политического характера;
3) По субъектам правотворчества отличаются от отраслевых четко очерченным кругом этих субъектов (народ, государство и субъекты местного самоуправления);
4) По функциям осуществляют в основном учредительную и регулятивную функции, реже - охранную;
5) По форме источники конституционного права являются внешним проявлением бытия объективно существующих конституционно-правовых норм;
6) По способу и средствами правотворчества установлены или санкционируются народом РФ, государством или субъектами местного самоуправления;
7) имеют высшую степень гарантированности и обеспечиваются всеми мерами государственного воздействия, предусмотренные действующим законодательством;
8) образуют определенную органическую систему, которая имеет структурные, функциональные и генетические связи между всеми ее составляющими элементами;
9) В отличие от отраслевых, система источников конституционного права РФ представлена наибольшим количеством видов источников, которые могут быть классифицированы по всей совокупности критериев разделения источников права в целом;
10) Приведение источников конституционного права РФ в соответствие с правовым стандартам мира, в силу их системообразующего характера, способствующих адаптации всего национального законодательства к мировому законодательству, что является необходимым требованием к глобальной интеграции РФ [14, с. 43-44].
Как видим, акцент в данном подходе тоже делается на внешнем выражении и объективации именно конституционно-правовых норм. Выделяется довольно много признаков, среди которых, по нашему мнению, особо стоит выделить то, что источники конституционного права являются основой для формирования других отраслей права, имеют наивысшую степень гарантированности.
В. М. Шаповал отмечает, что при характеристики отрасли конституционного права также находят выражение в источниках (формах) конституционного права, и главным источником объективно является Конституция как основной закон [15, с. 16]. Также к источникам конституционного права он относит конституционные законы, уставы территориальных автономий, парламентские регламенты, конституционно-правовые (государственно-правовые) договоры, судебные решения прецедентного значения (в странах англосаксонской семьи правовых систем), решения органов конституционной юрисдикции, правовые обычаи, конституционные соглашения.
Встречается также и мнение, что источники конституционного (государственного) права чрезвычайно разнообразны по форме и значению в правовом регулировании осуществления государственной власти, и это определяет сложный, а порой и противоречивый характер самого конституционного права [16, с. 30]. При этом отмечается, что в правовой доктрине под источниками права понимают внешние формы выражения права, и традиционно выделяются три группы юридических источников: во-первых, нормативно-правовые акты, во-вторых, обычаи и, в-третьих, судебные прецеденты, а также иногда внутригосударственные и международные договоры, и эта схема может применяться также и к конституционному праву.
Авторы указывают, что последнему присущи некоторые специфические особенности, которые становятся особенно заметными в последнее десятилетие:
1) Признание источником права общих принципов права;
2) Постоянный рост значения норм, создаваемых за пределами национального государства, но обязательных для того или другого конкретного государства. Имеются в виду не только международные нормативно-правовые акты, но и формирование новых правовых систем, таких как европейское право (право ЕС). Также под источниками конституционного права понимаются нормативные акты, в которых содержатся нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения [17, с.7].
А. 3. Георгица считает, что формы (источники) конституционного права любого государства - это средства выражения правил поведения участников конституционно-правовых отношений и предоставления им обязательной силы [18, с. 29].
Таким образом, подходы к пониманию источников конституционного права в основном по своей сути совпадают с общим пониманием понятия «источник права». Как уже отмечалось ранее, под источником права в целом следует понимать внешнюю объективации правовых норм. Таким образом, под источником конституционного права следует понимать именно внешнюю объективацию конституционно-правовых норм. Безусловно, существует много видов источников конституционного права в разных государствах, что обусловлено в основном отличиями в типах правовых системах, но критерием для выделения источника именно конституционного права целесообразно считать наличие в нем именно конституционно-правовых норм, как общеобязательных правил поведения, которые регулируют конституционно-правовые отношения. Под нормой конституционного права понимается формально определенное, установленное или санкционированное народом, государством или субъектами местного самоуправления правило поведения или деятельности, что регулирует общественные отношения, которые являются предметом конституционного права и обеспечивается системой конституционных гарантий [14, с. 35], общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством с целью охраны и регулирования общественных отношений, которые составляют предмет отрасли конституционного права [12, с. 14], адресованное участникам государственно-политических отношений властвования, предписание учредительного или собственно регулирующего характера, который устанавливается путем непосредственного волеизъявления народа (конституционный и законодательный референдумы) или, в большинстве случаев, уполномоченными государственными органами [15, с. 10].
Определение круга отношений, которые регулирует конституционное право необходимо для выяснения сущности источников конституционного права. По сути вопрос сводится к предмету конституционного права, поскольку предметом отрасли права есть определенные общественные отношения. Учитывая это, интересна мысль В.В. Кравченко о том, что предмет отрасли конституционного права окончательного определения не имеет, поскольку проблема заключается в том, что между отраслями права вообще не существует четких границ - одни и те же группы общественных отношений регулируются несколькими различными отраслями права (например, реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина порождает общественные отношения - предмет регулирования как конституционного, так и трудового, семейного, административного и т.д. права), к тому же многие правовые нормы имеют поливалентный характер - их одновременно можно отнести и к конституционному, и к другим отраслям права [12, с. 8]. Кроме того, отмечает автор, конституционное право - это особая отрасль права, и ее составляют нормы, регулирующие отношения, возникающие во всех сферах жизнедеятельности общества, поэтому довольно сложно найти критерии, которые позволили бы отделить их от отношений, регулируемых другими отраслями права. По его мнению, в общем предмет отрасли конституционного права можно выделить как особый круг общественных отношений, которые возникают в разных сферах жизнедеятельности общества в связи с организацией и осуществлением публичной власти.
Сделаем некоторые выводы из выше изложенного. Прежде всего, понятие источников конституционного права можно определить только выяснив, что понимается под источниками права в теории права в целом. Отсутствие унифицированного подхода к толкованию этого понятия несколько усложняет понимание этого термина, поскольку наблюдается как употребление понятий «форма права» и «источник права» синонимично, так и определенное разграничение. По нашему мнению, чрезмерное усложнение понятийного аппарата приводит к размыванию границ определенных правовых явлений, а потому под источниками права следует понимать внешнюю объективацию норм права. Таким образом, мы ставим в центр понимание этого понятия основную его содержательную сущность - норму права, как общеобязательное правило поведения. Исходя из этого определения, под источником конституционного права следует понимать внешнюю объективацию конституционно-правовых норм. Итак, стержнем этого понятия выступает конституционно-правовая норма, регулирующая конституционно-правовые отношения, которые выступают предметом конституционной права.
 

Задание 3

Решение задач
1.      Законодательный орган власти субъекта Российской Федерации принял закон о запрете приобретать земельные участки лицам, не имеющим регистрации по месту жительства в данном субъекте.
Укажите, какие нормы Конституции Российской Федерации нарушены и какие способы восстановления нарушенного права существуют в данной ситуации.
После введения в действие Земельного кодекса РФ не возникает сомнения в полной реализации норм Конституции, устанавливающей равные права и обязанности иностранных и отечественных граждан в области земельных правоотношений. Из данного конституционного положения можно сделать вывод о том, что иностранные граждане могут пользоваться практически всеми правами, предоставляемыми российским гражданам национальным законодательством, в том числе и правом собственности на землю.
2.      В Москве 1 апреля 2015 года родился ребенок. Гражданство какой страны он приобретет, если:
а) отец и мать являются гражданами Эстонии,
         Согласно п. г ст. 11 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» ребенок, появившийся на свет на территории РФ, имеет полное право стать гражданином РФ, даже если его родители являются гражданами Эстонии.
б) отец является гражданином Российской Федерации.
         В соответствии с п. в ст. 11 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», если один из родителей ребенка, который родился, является гражданином РФ, то ребенок имеет право стать гражданином РФ.
Отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Согласно статье пять названного Федерального закона Гражданами Российской Федерации являются:
а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Федерального закона;
б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом.
Гражданство Российской Федерации может приобретаться по следующим основаниям:
а) по рождению;
б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;
в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно статье 12 Федерального закона ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если ребенок родился на территории Российской Федерации и один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином (в нашем случае – Республики Беларусь).
Если единственный родитель, проживающий на территории Российской Федерации, является иностранным гражданином, и ребенок родился на территории Российской Федерации, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство – ребенок приобретет гражданство Российской Федерации. Об этом указано в пункте «г» части 1 статьи  12.
Часть 2 статьи 12 гласит, что ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения. Таким образом, ребенок, найденный на пороге детского приюта, гражданство и другие данные о родителях установить не удалось, приобретет гражданство Российской Федерации.
 
Изменится ли гражданство ребенка – гражданина России в случае:
в) выхода из гражданства России его родителей и приобретения ими гражданства иностранного государства,
г) выхода матери замуж за иностранного гражданина и изменения ее гражданства.
 
В случае, описанном в пункте «г» - если мать является единственным родителем, то гражданство Российской Федерации ребенка прекращается при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства. Если отец сохраняет гражданство Российской Федерации, у ребенка гражданство не изменится. Ребенок может приобрести двойное гражданство в соответствии законодательством иностранного государства. 
В случае, описанном в пункте «в», гражданство ребенка не  изменится.
В части первой статьи 26 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» указано, что ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства. Таким образом, при усыновлении ребенок сохранит гражданство Российской Федерации.
Часть 1 статьи 9 указывает, что гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяется в соответствии с Федеральным законом. Согласно части 2 статьи 24 гражданство Российской Федерации ребенка прекращается при прекращении гражданства Российской Федерации обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства. Таким образом, в случае если мать является единственным родителем - гражданство Российской Федерации ребенка прекращается при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства. При том, для прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие.
В случае если отец ребенка имеет гражданство Российской Федерации, то у ребенка гражданство Российской Федерации сохраняется.
При этом ребенок может приобрести гражданство иностранного государства. Согласно части второй статьи 6 приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав.
 
 
3. Дайте аргументированную оценку правомерности:
а) объединения Хабаровского края и Магаданской области,
б) преобразования Еврейской области в Еврейскую Республику,
в) принятия в состав России города Усть-Каменогорска по инициативе его жителей,
г) принятия в субъекте РФ закона об особых мерах по обеспечению безопасности государства,
д) принятия федерального закона об уголовной ответственности за политические анекдоты,
е) переноса выборов на неопределенный срок в связи со сложной экономической и политической ситуацией.
Решение.
         Объединение субъектов Российской Федерации, указанных в пункте «а», должно происходить согласно ч. 2 ст. 65 Конституции Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Соответственно, изменения в статью 65 Конституции, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 137 Конституции).
Возможны два варианта объединения, которые влекут за собой:
1) слияние, когда прекращают свое существование объединившиеся субъекты Российской Федерации и образуется новый субъект Российской Федерации (к примеру, образуется Санкт-Петербургская область или Ленинградский край);
2) присоединение, когда сохраняется один субъект Российской Федерации (к примеру, в целом Ленинградская область). При этом следует иметь в виду, что во втором случае сохранившийся субъект, исходя из смысла федерального конституционного закона, следует считать новым субъектом Российской Федерации, образованным в результате объединения.
Вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации после проведения соответствующих консультаций с Президентом Российской Федерации.
В  статье 1 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» указано, что образование в составе Российской Федерации нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом и не связанная с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части.
Способа образования нового субъекта Российской Федерации – предобразования, в законодательстве не предусмотрено. Поэтому Калининградская область в Балтийскую Республику преобразована быть на может.
Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части. Об этом сказано в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе.
Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, заключенным Российской Федерацией с данным иностранным государством.
Так как о. Сент-Китс является частью Федерации Сент-Кристофер и Невис, в случае принятия его в состав Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 4 указанного Федерального закона, будет предоставлен статус республики, края, области, автономной области или автономного округа.
 
 

Задание 4

Составьте сопоставительную таблицу трех актов: одной из конституций РСФСР, Конституции РФ 1993 г. и конституции одной из стран СНГ (выбор по своему усмотрению) по следующим основаниям: юридические свойства, структура, основные принципы, основные объекты конституционного регулирования, субъекты официального толкования, субъекты правовой охраны, процедура внесения изменений, процедура принятия следующей конституции (с указанием статей). При этом следует избегать цитирования статей конституций полностью; указания пункта, части статьи недостаточно. Сделайте вывод об общих и особенных чертах рассмотренных конституций. Определите, к какому виду конституций по существующей типологии относится каждая из них (по форме, порядку принятия, порядку изменения, политическому режиму, территориальному устройству, объектам конституционного регулирования (модели)).
Конституция РСФСР 1978 г. (в редакции от 9, 10 декабря 1992 г.) Конституция РФ 1993 г. Конституция Республики Беларусь 1994 г.
 
Структура
 
Состоит из Преамбулы, из 12 разделов, включающих 22 главы. Всего в данной Конституции было 185 статей. Состоит из Преамбулы, Основной части, представленной 137 статьями, объединенных в первом разделе и состоящих из 9 глав, а также «Заключительных и переходных положений», которые являются вторым разделом. Состоит из Преамбулы, из 9 разделов. Некоторые разделы разбиты на главы. Всего в данной Конституции было 146 статей.
 
Основные принципы
 
1.     Народовластие.
2. Разделение властей.
3. Верховенство права
4. Политический плюрализм
5. Гуманизм.
6. Равноправие граждан.
7. Целостность государства.
1. Демократизм и народовластие.
2. Верховенство права.
3. Равноправие граждан.
4. Гуманизм.
5. Государственное единство.
6. Равноправие и самоопределение народов.
7. Разделение властей.
8. Идеологическое многообразие, многопартийность.
1. Демократизм и народовластие.
2. Верховенство права.
3. Разделение властей.
4. Равноправие граждан.
5. Идеологическое многообразие, многопартийность.
6. Территориальное единство.
7. Гуманизм.
 
 
Система прав, свобод и обязанностей человека и их гарантий
 
1. Личные права и свободы человека
2. Политические права и свободы
3. Экономические, социальные и культурные права и свободы
4. Конституционные обязанности граждан
 
Основные гарантии реализации прав и свобод:
- право защиты в суд,а также право на юридическую помощь.
1. Личные права и свободы человека
2. Политические права и свободы
3. Экономические, социальные и культурные права и свободы
4. Конституционные обязанности граждан
 
Основные гарантии реализации прав и свобод:
- право защиты в суде;
- возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы;
- государственная защита прав и свобод человека и гражданина;
- возмещение государством ущерба, нанесенного незаконными действиями или бездействием государственных органов и их должностных лиц при исполнении служебных обязанностей.
1. Личные права и свободы человека
2. Политические права и свободы
3. Экономические, социальные и культурные права и свободы
4. Конституционные обязанности граждан
 
Основные гарантии реализации прав и свобод:
- государственная защита прав и свобод человека и гражданина;
- право защиты в суде.
 
 
 
 
Институты демократии
 
1. Свободные, равные выборы при тайном голосовании
2. Референдум
3. Съезд народных депутатов Российской Федерации, Верховный Совет Российской Федерации, Съезды народных депутатов, Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, краевые, областные Советы народных депутатов, Советы народных депутатов автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт – Петербурга
4. Местное самоуправление
 
 
 
1. Свободные, равные выборы при тайном голосовании
2. Референдум
3. Федеральное Собрание Российской Федерации, законодательные (представительные) органы власти в субъектах
4. Местное самоуправление
 
 
1. Свободные, равные выборы при тайном голосовании
2. Отзыв депутата
3. Референдум (республиканский и местный)
4. Парламент – Национальное собрание
5. Местное самоуправление
 
Система органов государственной власти
 
Высший орган государственной власти Российской Федерации - Съезд народных депутатов Российской Федерации
Верховный Совет Российской Федерации
Региональный уровень - Совет народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения.
 
Исполнительная власть:
Федеральный уровень – Президент (глава исполнительной власти), вице-президент, Совет Министров - Правительство Российской Федерации
 
Региональный уровень - Глава исполнительной власти (Президент республики),Совет Министров (Кабинет Министров) республики, краевая, областная администрация, администрация автономной области, автономного округа, города федерального значения.
 
Высшие органы государственной власти республик в составе Российской Федерации -  Съезды народных депутатов (Верховные Советы республик в составе Российской Федерации)
 
Судебная власть Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации, Верховные Суды и Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные, городские суды и арбитражные суды, суды и арбитражные суды автономных областей и автономных округов, районные (городские) народные суды и военные суды, мировые судьи.
 
1. Президент Российской Федерации
2. Законодательная (представительная) власть:
Федеральное Собрание (Совет Федерации)
3. Исполнительная власть:
Правительство Российской Федерации
4. Судебная система:
Конституционный Суд, Верховный Суд, суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи
 
Субъекты Российской Федерации формируют органы государственной власти субъектов в соответствии с Конституцией и федеральным законодательством.
 
1. Президент Республики Беларусь
2. Законодательная (представительная) власть:
Национальное собрание - Палата представителей и Совет Республики
3. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь
4.Судебная система:
Конституционный Суд, система судов общей юрисдикции.
 
Порядок принятия и изменения Конституции
 
Принимается и изменяется федеральными органами власти.
Изменение и дополнение Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России производит Съезд народных депутатов Российской Федерации законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации. В таком же порядке производится временное приостановление действия отдельных статей Конституции, а также делегирование полномочий Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховному Совету Российской Федерации.
Изменения и дополнения статей Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России, касающиеся федеративного устройства Российской Федерации, не могут быть осуществлены в одностороннем порядке и производятся по согласованию с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, автономной областью, автономными округами, городами Москвой и Санкт - Петербургом в лице их Советов народных депутатов.
Принята на всенародном голосовании.
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
Принята на всенародном голосовании.
Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.
Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев.
Изменения и дополнения Конституции Парламентом не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.
Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента.
Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.
Разделы І, ІІ, ІV, VІІІ Конституции могут быть изменены только путем референдума.
 
Наличие органов конституционного контроля
 
1. Съезд народных депутатов Российской Федерации (ст. 185)
2. Глава исполнительной власти (Президент) республики в составе Российской Федерации (ст. 132.1)
1. Президент Российской Федерации (ст. 80)
2. Конституционный Суд Российской Федерации (ст. 125)
3. Федеральное Собрание (ст. 102, глава 9)
 
1. Президент Республики Беларусь (ст. 79, ст. 139)
2. Конституционный Суд Республики Беларусь (ст. 116)
3. Национальное собрание (ст. 140)
 
Принята легитимным способом
Жесткая
Демократическая
Юридическая
Принята легитимным способом
Жесткая
Демократическая
Фактическая
Принята легитимным способом
Жесткая
Демократическая
Фактическая
 

Задание 5

Выберите из приведенных цитат 2-3, которые кажутся Вам наиболее правильными с точки зрения теории конституционного права, и  2-3, с которыми Вы категорически не согласны. Аргументируйте свой ответ.
«Конституционализм – это не только наличие конституции, но конституции особого рода, отражающей общечеловеческие ценности» (В.Е. Чиркин)
Конституционализм - это конституционное законодательство, то есть часть нормативной базы государственного строительства
 
«Право, установившееся в нации, чуждо субъективной воле государства как морального лица. Именно этому праву и следуют конституции» (М. Ориу)
«Конституция может принимать самые различные формы в соответствии с национальными традициями» (Ж.-П. Жакке)
Несмотря на то, что конституционные нормы отражают политику государства, конституция является прежде всего правовым актом.
«Правильная конституционная политика – это оптимальное сочетание целесообразности деятельности государственных органов с конституционными нормами» (П. Баренбойм)
«Конституция отражает непрерывный процесс обретения гражданского опыта» (Х. Питкин)
«Только ясно выраженное волеизъявление народа может дать должную юридическую силу конституции» (Дж. Мэдисон)
«Конституционализм можно определить, как систему идей и взглядов об отвечающем принципам демократического развития устройстве государства и общества» (Н.А. Богданова)
В современной политико-правовой литературе используются различные подходы к определению конституционализма. Именно ХХ в. с его масштабными социально-политическими потрясениями, формированием общечеловеческих ценностей, появлением и ростом роли международных стандартов прав человека и гражданина предоставило современной конституционной доктрине новой направленности. Однако основные правовые ценности, характеризующие теорию конституционализма, продолжают занимать важное место в политико-правовой отечественной и зарубежной мысли. Прежде всего конституционализм рассматривался как необходимый атрибут правового государства и либеральной демократии, в которой уважается достоинство личности, гарантированные права и свободы граждан, не допускается вмешательство в сферу частных интересов.
Конституция – «это «кодекс поведения» для власти» (данные опроса)
Конституция РФ, как и другие конституции цивилизованных стран, должна выступать юридическим выражением ограничения государственной власти. Именно Конституция определяет пределы осуществления полномочий каждой из ветвей власти с целью недопущения диктатуры.
Каждая страна «не может не иметь какую-нибудь реальную конституцию, какой-нибудь общественный уклад, хороший или дурной, все равно. И это так же верно, как верно то, что всякий организм, всякое тело имеет свое строение, свою, говоря иначе, конституцию. Это так понятно: ведь должны же в каждой стране существовать какие-либо реальные отношения между общественными силами» (Лассаль)
Конституция, составленная для всех народов, не годится ни для одного (Жозеф де Местр)
 
 
Каждая страна «не может не иметь какую-нибудь реальную конституцию, какой-нибудь общественный уклад, хороший или дурной, все равно. И это так же верно, как верно то, что всякий организм, всякое тело имеет свое строение, свою, говоря иначе, конституцию. Это так понятно: ведь должны же в каждой стране существовать какие-либо реальные отношения между общественными силами» (Лассаль)
Несмотря на то, что конституционные нормы отражают политику государства, конституция является прежде всего правовым актом. Поэтому необходимо определить ее место и роль в системе национального права Украины, ее юридическую силу и особенности.
Конституция РФ является элементом системы нормативно-правовых актов, ее нельзя вынести за пределы действующего права, поскольку является составной частью позитивного права и в то же время - специфическим законодательным актом. Конституция - основная отрасль национального права и всей правовой системы РФ.
Конституция РФ - это особый нормативно-правовой акт - Основной Закон Украинского государства. Расширение пределов правового регулирования за счет чисто "государственной сферы" привело к тому, что в юридической науке советского периода был сделан вывод о том, что Конституция - это Основной закон не только государства, но и общества, как и вся система права. Конституция обращена и к обществу, однако она, как и любой другой закон, представляет собой разновидность правового акта, характеризуется свойствами последнего и принимается государством в лице его органов.
Конституция РФ - это самый высокий по юридической силе правовой акт. Он закрепляет организацию органов, осуществляющих публичную власть на основе принципа народного суверенитета, их взаимоотношения между собой и человеком, и гражданами.