Курсар - Дипломная, курсовая, реферат на заказ
Служба спасения для студентов

Структура и виды лекций в ВУЗе

Е. Ковалева, 12 декабря 2019
Лекции, либо устные доклады издавна применялись для одновременного информирования большой аудитории. Даже сейчас невозможно представить себе высшее учебное заведение, в котором преподаватели не читают лекций. Ниже представлена полезная информация о том, что такое лекции, какие их виды существуют и какова их роль в учебном процессе.

 

Что это такое – лекция

Лекция – это устная форма передачи учебного материала. На ее основе формируется практически весь процесс обучения в ВУЗе. Особенность лекции заключается в том, что преподаватель в течение всего занятия излагает информацию, которая выстроена в строгом, систематизированном порядке. Это дает возможность максимально обстоятельно и доступно раскрыть слушателям конкретную тематику.

Задачи лекции

  • увлечь, заинтриговать студентов и вызвать у них интерес к предмету;
  • пробудить в них стремление к получению новых знаний;
  • наладить эмоциональную связь между студентами и преподавателем;
  • активизировать мыслительный процесс слушателей;
  • акцентировать внимание студентов на главных составляющих определенной темы, а также раскрыть основные понятия и проблемы обсуждаемого вопроса.

Прослушивание проговариваемого текста через магнитофон, компьютер, телевизор даже рядом не сравнится с живым общением педагога и студентов. Лекция, в которой информация передается в концентрированном, логически выдержанном стиле, представляет собой наиболее экономичный метод передачи учебного материала. Грамотно составленный преподавательский доклад обеспечивает лучшее восприятие информационного материала. 

Подобный способ обучения очень эффективен для преподавания следующих дисциплин:

  • гуманитарных;
  • естественных;
  • точных.
Студенты на лекции

Структура лекции

В высших учебных заведениях структура лекции складывается из следующих частей:

Вводная. Самое сложное при создании лекции – подбор правильных первых слов, которые заинтригуют аудиторию и создадут соответствующий настрой. Во вступительной части озвучивается следующая информация:

  • название темы (оно должно выражать основную суть и подчеркивать актуальность конкретной тематики);
  • цель и задачи (желательно указать связь между новым материалом и предыдущим);
  • список использованной литературы;
  • значимость темы с теоретической и практической стороны.

В среднем на вводную часть выделяется от 5 до 8 минут.

Основная. Это часть лекции является самой важной и наиболее информативной. В течение основной части преподаватель:

  • раскрывает содержание темы;
  • излагает и акцентирует внимание на ключевых вопросах темы;
  • анализирует связи и явления главной идеи;
  • дает определение первостепенным понятиям;
  • предлагает разностороннюю оценку основных моментов темы.

В процессе общения преподавателя со своей аудиторией немаловажную роль играет его облик, поза, жесты, манера говорить, а также грамотно построенная и доступная речь.

Заключительная. Заключительная часть является не менее значимой. Ее главные составляющие следующие:

  • подведение итогов;
  • краткое обобщение основных положений;
  • формулирование выводов;
  • советы по определению направления для самостоятельной работы;
  • озвучивание следующей темы занятия.

В заключение докладчик выслушивает вопросы студентов и кратко отвечает на них. В среднем на заключительную часть отводится 10-15 минут.

Функции лекции

В некоторых ВУЗах отсутствуют учебники или другая литература, относящаяся к определенному предмету, и тогда именно лекции представляются единственным доступным способом обучения.

Функции лекционной передачи материала бывают следующими:

Информационная. Такая лекция выполняет следующие задачи:

  • информирует студентов о различных достижениях науки;
  • раскрывает особенности и главные цели конкретной темы;
  • знакомит с основными положениями каждой учебной дисциплины;
  • сообщает об отдельных проблемах, относящихся к определенной тематике.

Стимулирующая. Лекции подобной направленности нацелены на привлечение внимания аудитории, вызывание интереса и желания непременно изучить поподробнее конкретную тему.

Развивающая. Эта функция направлена на анализ различных явлений и активацию умственной деятельности студентов.

Ориентирующая. Цель этих лекций – помочь учащемуся сориентироваться и разобраться в огромном количестве различных учебных и научно-исследовательских источников, а также составить собственное представление о конкретной проблематике. Сюда же относится и список литературы, рекомендуемый преподавателем.

Разъясняющая. Основная задача этой функции – оказать помощь студентам в формировании базы понятий конкретной дисциплины, обсуждаемой темы, предложенной гипотезы или теории.

Убеждающая. Целью убеждающей лекции является подтверждение, доказательство информации, озвученной лектором во время лекции. Правдивость сказанных преподавателем слов обеспечивается следующими способами:

  • знакомство с реальными фактами, которые были обнаружены в результате проведения определенных исследований и экспериментов;
  • предъявление практических доказательств озвученного лектором утверждения. 
Студенты на лекции

Виды лекций

С учетом назначения и дидактических целей лекции подразделяются на определенные виды. 

Вводная или установочная

Такая лекция призвана помочь учащимся получить общее представление об определенном предмете, а также познакомить с его главными задачами и основной методикой работы над курсом. На установочной лекции преподаватель сообщает аудитории следующую информацию:

  • особенности курса и его связи с другими учебными дисциплинами;
  • теоретическое и прикладное значение изучаемого предмета;
  • перечень необходимой литературы для сдачи зачетов и экзаменов;
  • требования, выдвигаемые на экзамене;
  • информация об актуальном состоянии поднятых на лекции тем.

Информационная

Это традиционный способ передачи аудитории необходимой учебной информации. Подобные лекции проводятся для детального, более глубокого изучения конкретной темы или предмета. Преподаватель предоставляет учащимся определенные важные сведения, которые необходимо услышать, осмыслить и запомнить. 

Для лучшего усвоения информации, студентам рекомендуется вести конспекты, куда они кратко записывают важную информацию, основные понятия, главные моменты и цели освещаемой темы. Ведение таких записей очень пригодится во время подготовки к зачету или экзамену.

Проблемная

На такой лекции лектор озвучивает аудитории конкретную проблему, которая включает в себя новый теоретический материал. Затем он побуждает студентов найти способы решения поставленной задачи. Во время процесса поисков решения преподаватель поэтапно приближает студентов к искомой цели путем совместных диалогов, анализа и обсуждения различных точек зрения.

Конференция

Подобная лекция представлена как научно-практическое занятие. На ней прослушиваются доклады студентов по предварительно поставленной проблеме в рамках учебной программы. В конце выступления лектор подводит итоги, помогает сформулировать выводы, а также дополняет прослушанный материал недостающей информацией.

Лекция-конференция дает возможность максимально всесторонне обсудить конкретную проблематику, выделить ее особенности и совместно обсудить возможные пути решения.

Консультация

Такие занятия основывается на передаче учебного материала двумя способами.

Вопрос и ответ. Студенты задают преподавателю вопросы, относящиеся к определенной тематике или предмету. Лектор отвечает на вопросы, и таким способом аудитория получает новые знания.

Вопрос, ответ, дискуссия. В этом случае занятие строится следующим образом:

  • преподаватель излагает основную тему занятия;
  • студенты задают вопросы, относящиеся к прослушанной теме;
  • начинается совместный поиск ответов на поставленные вопросы.

Иные виды лекций

Также существует несколько дополнительных разновидностей лекций, которые менее популярны среди преподавателей ВУЗов.

  • Обзорные лекции. Их предназначение заключается в систематизации знаний, полученных в ходе обучения.
  • Визуальные лекции. Во время проведения такого занятия преподаватель обеспечивает визуализацию подаваемого материала: демонстрирует ролики, фильмы, фото, слайды и прочее.
  • Бинарные лекции. Редкий тип подачи информации, при котором дискуссию ведут два преподавателя, поддерживающие различные точки зрения по теме, а студенты наблюдают за этой беседой.

Лекции могут быть разными, но их цель едина – обеспечить студента грамотно изложенной информацией, которая поможет ему получать новые знания.

При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.

Сколько стоит учебная работа на заказ?