Курсар - Дипломная, курсовая, реферат на заказ
Служба спасения для студентов

Структура бизнес-плана

Е. Ковалева, 12 июня 2020
#Бизнес-план
Бизнес план представляет собой графическое, либо текстовое описание какого-либо проекта, с указанием требуемых для его реализации сроков и денежных сумм. Общий анализ данного плана дает возможность установить, целесообразно ли его выполнение, или он нуждается в доработке.

 

Такие планы бывают разными по размеру и содержанию. Если к рассмотрению предлагается принципиально инновационная продукция, бизнес план будет включать в себя подробные ее характеристики, от преимуществ до рентабельности. В иных случаях, когда речь идет лишь о новом магазине, сервисном центре и других предприятиях массового спроса, в бизнес плане главным образом описываются сроки окупаемости и суммы, которые необходимо вложить.

В любом случае, структура бизнес плана должна включать в себя обязательные пункты, о которых мы поговорим ниже.

Титульный лист

Не стоит думать, что бизнес план не достоин подходящего оформления, ведь от него во многом зависит первое впечатление инвесторов / сотрудников банка / преподавателя, если он пишется в рамках ВУЗа. На «титульнике» проекта указывают название бизнес плана, остальные пункты добавляются произвольно. Например, если реализацией проекта будет заниматься определенная компания, нужно указать ее название и юридический адрес. 

Также желательно, чтобы на титульном листе присутствовал номер телефона контактного лица и другие способы связи, такие как Skype и WhatsApp. Многие аналитики советуют помещать на «титульник» информацию о сумме средств, требуемых для реализации плана, а также сроки окупаемости.

Заявление о конфиденциальности

Не стоит пренебрегать этим разделом, если вы не хотите, чтобы вашими идеями воспользовался кто-то другой. Желательно размещать информацию о разработчике проекта на отдельной странице, но если ее совсем немного, можно поместить данные автора на титульном листе.

Целью заявления о конфиденциальности является предупреждение читателю проекта о том, что информация, предложенная к ознакомлению в данном бизнес плане, не подлежит распространению без согласия автора. Кроме того, можно запретить копирование, фотографирование и иные манипуляции с текстом.

Введение

Вводная часть плана, или резюме, носит чисто рекламный характер. Здесь читатель знакомится с основными положениями проекта, его достоинствами и прибыльностью. Написание такого раздела – настоящее искусство, поскольку введение требует максимально емкого, но не слишком сухого изложения бизнес плана.

Желательно, чтобы структура вводной части была такова:

  • описание проекта;
  • актуальность и уникальность;
  • порядок реализации;
  • требуемая сумма;
  • предполагаемая прибыль;
  • способ возврата средств инвесторам;
  • средняя эффективность плана в целом.

От вводной части во многом зависит, насколько сильно инвестор заинтересуется предложенным бизнес проектом.

Краткое описание продукции или услуги

В этой части приводится описание товара или услуги, которые предполагается представить потребителями после реализации плана. Также здесь содержатся сведения о предполагаемой популярности продукции, желательно, подкрепленные фактами: социологическими опросами, исследованиями рынка.

Нелишним будет указать на важность проекта, его инновационную ценность и уникальность. Инвесторов часто привлекают по-настоящему интересные идеи, которые могут принести реальную прибыль и занять свое место на рынке.

Анализ рынка

Здесь необходимо привести фактические данные о маркетинговых исследованиях, проведенных в нужной отрасли рынка. Инвесторы также требуют наличия информации о конкурентности в сфере деятельности, относящейся к предлагаемому в плане товару или услуге.

Данные о предприятии

В этом разделе нужно привести информацию о компании, которая займется реализацией проекта. Перечислите в нем достижения предприятия, услуги или товары, которые оно предлагает, а также укажите на мощность компании, ее потенциал. Нелишним будет внесение в раздел данных о форме регистрации организации, учредителях и руководящем составе. Важны также специфика работы компании, детали, касающиеся распорядка дня и даже типа помещения, в котором организация базируется.

Если данный бизнес план – повод для создания предприятия «с нуля», необходимо сделать упор на личности предпринимателя, собирающегося реализовать проект. Его опыт, личные качества, образование и знание рынка сыграют на руку. Помните, что бизнес план должен доказать инвестору, что его деньги не будут потрачены зря. Обманывать, придумывать небылицы не рекомендуется – информацию, представленную в проекте, тщательно проверят. Поэтому уделите большее внимание фактам, чем вымыслу, реальности, а не предположениям.

Спецификация товара или услуги

Все подробности о предлагаемой в плане продукции или услугах должны быть представлены здесь. Данные о потребительских характеристиках, преимуществах и ценности предлагаемого к реализации товара или услуги можно внести в проект в виде таблицы или списка. Главное, чтобы в разделе присутствовали следующие пункты:

  • наименование продукции;
  • предназначение;
  • характеристики (состав, размер, масса и т.д.);
  • преимущества;
  • экологичность;
  • особенности эксплуатации.

Если на объект (предмет, товар) имеются зарегистрированный патент и/или сертификат качества, об этом тоже необходимо упомянуть.

Сведения о сбыте

Здесь автор проекта приводит заранее разработанную стратегию поведения на рынке, включая описание действий, которые повлияют на спрос. Необходимо указать, как именно планируется продавать товар или предоставлять услуги. 

Данный раздел также должен включать ценовую политику бизнес плана. Цена условного товара/услуги должна быть обоснована. Не следует слишком ее снижать, так как это приведет к увеличению сроков окупаемости проекта. Неадекватное повышение может и вовсе отпугнуть инвестора, который побоится, что его деньги никогда не вернутся.

Кроме того, уделите внимание товарным характеристикам продукта, если вашей целью состоит его продажа, а не предоставление сопутствующих услуг. Опишите внешний вид продукции, добавьте сведения о безопасности применения, долговечности и т.д. Если же вы предлагаете услуги, оперируйте теми же понятиями (безопасность и удобство, например), добавив сведения об очевидной выгоде для потребителя и данные о спросе. Важно сделать убедительный текст, который приведет инвестора к выводу, что ваш бизнес план достоин внимания.

План реализации проекта

Если ваш проект подразумевает добавление товара/услуги в перечень действующего предприятия, опишите здесь процесс реализации проекта с учетом уже наличествующего оборудования и персонала. В случае же создания компании «с нуля», придется попотеть, разработав план цеха/производственного помещения, в котором должно находиться нужное для реализации бизнес плана оборудование. Склады, подробности логистики, внутрицеховые перемещения – все это должно быть отражено в данном разделе

В целом, эта часть бизнес проекта должна иметь следующую структуру:

  • информация о производственных мощностях компании;
  • данные о технологическом процессе;
  • сведения о помещениях и персонале;
  • данные об оборудовании и сырье;
  • затраты по производству и итоговая себестоимость.

В некоторых случаях может потребоваться информация о экологичности продукции. Если же на каком-либо этапе производства предполагается обращаться к субподрядчикам, это также необходимо указать, в деталях описав принципы их выбора.

Финансы

Сведения, которые содержатся в данном разделе, должны включать в себя доходную и расходную части с подробной расшифровкой сроков реализации бизнес плана. Это значит, что необходимо проработать всю информацию, связанную с деньгами и их движением. Раздел должен включать сведения о планируемом финансировании плана, порядке возвращения кредитных средств.

Чтобы раздел удовлетворил инвесторов, включите в него такие пункты:

  • данные о движении оборотных средств;
  • подробности о налоговых отчислениях;
  • информация о прибыли;
  • сведения о кредитных платежах.

При подготовке данного раздела широко используется методика проектного анализа, которая помогает оценить эффективность любого бизнес плана.

Анализ рисков

Буквально любой бизнес план, каким бы он не был экономически обоснованным и выверенным, является предметом риска. Никто не сможет на 100% гарантировать прибыльность проекта, его выгоду для инвесторов. Поэтому крайне важно учесть степень риска и подробно рассмотреть возможные сопутствующие проблемы.

Старайтесь описывать все основные риски объективно, не стараясь приуменьшить или преувеличить их. В бизнес плане должны быть сведения об ожидаемых трудностях, проблемах и препятствиях. Например, добавьте в этот раздел информацию о конкурентах, степени их развития в регионе, где собираетесь вести деятельность.

Кроме того, постарайтесь провести качественный анализ рисков, определив все их факторы и области. Лучше всего, чтобы такую работу провел специалист в области аналитики, поскольку плохой отчет о рисках может стать причиной отказа от финансирования. Путем качественного анализа вполне возможно достаточно четко оценить сумму предполагаемых потерь и их критичность.

Среди основных методов оценки рисков используются такие:

  • Аналогии. При применении такого способа приводятся данные смежных проектов.
  • Статистика. В данном случае на помощь приходит статистическая информация.
  • Эксперт. К оценке привлекаются специалисты в конкретной области.
  • Модель. Анализ рисков проводится путем моделирования ситуаций.

Помимо вышесказанного, позаботьтесь чтобы в вашем плане были отражены меры по минимизации непредвиденных расходов. 

  • Страхование.
  • Банковские гарантии.
  • Обязательства органов власти.
  • Гарантийные сроки товаров.

Всегда имейте альтернативный план действий на случай непредвиденных трудностей и даже форс-мажоров – инвесторы оценят ваши старания сберечь их деньги и приумножить доходность.

Приложения

Здесь расположены все необходимые для подробного изучения бизнес плана приложения, такие как графики, чертежи, нормативные документы и другая информация. В этом разделе также принято помещать такие документы:

  • Копии договоров (об аренде помещения, регистрации предпринимателя и т.д.).
  • Прейскуранты, сметы.
  • Оригиналы статистических выкладок.

Структура бизнес плана может показаться сложной, но от каждого пункта зависит успешная реализация проекта. На сегодняшний день совершенно не обязательно вести подсчеты вручную – это утомительно и часто неэффективно. Есть специальные программы, которые помогут рассчитать прибыльность практически любого проекта.

Кроме того, маркетинговые стратегии тоже часто разрабатывают при помощи компьютерных программ. В то же время, ни одно приложение не сможет кропотливо уделить внимание множеству важных мелочей, которые необходимо учесть при составлении бизнес плана. Если у вас нет времени заниматься этой трудной работой, можно обратиться за помощью к профессионалам, из-под пера которых вышло множество действующих, прибыльных проектов.

При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.