Письменная работа Педкампус. Задание 3.Охарактеризуйте современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей и взрослых. Приведите примеры.
Задание 3
Охарактеризуйте современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей и взрослых. Приведите примеры.
Виды образовательных технологий, используемые в практике дополни-тельного образованияТехнология личностно-ориентированного обучения
Технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская) сочетает в себе обучение (нормативно-релевантная деятельность общества) и обучение (индивидуальная деятельность ребенка).
Цель технологии личностно - ориентированного обучения - максими-зировать развитие (а не формирование заранее определенных) индивидуаль-ных познавательных способностей ребенка на основе использования его жизненного опыта.
Задача учителя - не просто «преподать» материал, а вызвать интерес, раскрыть возможности каждого ребенка индивидуально, организовать сов-местную творческую, познавательную, деятельность индивидуально каждого ребенка.
В соответствии с этой технологией для каждого учащегося составляется индивидуальная образовательная программа, которая, в отличие от общей образовательной программы, носит индивидуальный характер, основана на характеристиках этого ребенка и гибко адаптируется к его возможностям и динамике развития.
В технологии личностно-ориентированного обучения центром всей об-разовательной системы является индивидуальность личности ребенка, по-этому методологическая основа этой технологии состоит в дифференциации и индивидуализации обучения.
Технология индивидуализации обучения
Технология индивидуализации образования (адаптивная) представляет собой такую технологию обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков). Индивидуальный подход как принцип обучения реализован в определенной степени во многих технологиях, поэтому он считается прони-кающей технологией.
В школе индивидуализация обучения осуществляется учителем, а в учреждении дополнительного образования для детей - самим учеником, по-тому что он идет учиться по интересующему его направлению.
В соответствии с обозначенными положениями в учреждении дополни-тельного образования детей можно использовать несколько вариантов, учи-тывающих индивидуальные особенности и возможности учащихся:
1. Формирование однородных учебных групп с начального этапа обу-чения на основе собеседования, диагностика динамических характеристик личности.
2. Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разных уровнях, когда невозможно сформировать целую группу по направ-лению.
3. Профильное обучение, начальное профессиональное и предпрофес-сиональное обучение в старших группах на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекоменда-ций учителей и родителей, интересов учащихся и их успешности в том или ином виде деятельности.
4. Создание персонализированных программ обучения по направлени-ям.
Почему многие преподаватели предпочитают в своей работе индивиду-альное обучение? Именно эта форма обучения позволяет адаптировать все виды обучения к каждому ребенку. Подходя индивидуально можно отсле-дить успех обучения, по необходимости корректировать процесс обучения. Благодаря этому учащиеся не растрачивают свой потенциал, а направляют его в нужное русло. В общеобразовательной школе индивидуальное обуче-ние используется, но ограниченно.
Групповые технологии.
Под групповыми технологиями понимаются совместная работа. Дея-тельность учащихся, взаимодействие, взаимосвязь и взаимопомощь в про-цессе совместной деятельности и обучения, а также коррекцию действий.
Различают следующие виды групповых технологий:
• групповой опрос,
• публичный обзор знаний;
• учебная встреча;
• обсуждение;
• пор;
• нетрадиционные занятия (конференции, путешествия, ком-плексные занятия и т. д.).
групповая технология отличается тем, что группа учащихся делится на подгруппы, для более удобного и эффективного решения поставленных конкретных задач.
В ходе выполнения задания виден вклад каждого ребенка. Состав группы может меняться. Это зависит от поставленных целей и задач.
Инновациями уровня дополнительного образования считается то, что групповые технологии очень широко используются в обучении, применяют-ся на практике и считаются эффективным методом обучения.
В группе есть уровни коллективной деятельности:
• одновременная работа со всей группой;
• работа в парах;
• групповая работа на принципах дифференциации.
Во время групповой работы учитель выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.
Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, ко-гда все обучают всех. Работа в парах сменного персонала позволяет детям развивать самостоятельность и общение.
Группа технологий состоит из следующих элементов:
• постановка целей обучения и информирование о прогрессе;
• планирование работы в группах;
• индивидуальное задание;
• обсуждение результатов;
• отчет о результатах;
• подведение итогов, общий вывод о достижениях.
Технология коллективного творчества
Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной задачей. Наиболее плодотворной в системе дополни-тельного образования является технология коллективного творчества (И.П. Волков, И.П. Иванов), которая широко используется в дополнительном об-разовании.
Технология основана на организационных принципах:
• общественно полезная направленность деятельности детей и взрос-лых;
• сотрудничество детей и взрослых;
• романтика и креативность.
Задачи технологии:
• определять, принимать во внимание, развивать творческие способ-ности детей и привязывать их к различным творческим действиям с доступом к конкретному продукту, который можно исправить (продукт, модель, макет, композиция, работа, исследования и т.д.)
• воспитывает социально активную творческую личность и способ-ствует организации социального творчества, направленного на обслужива-ние людей в конкретных социальных ситуациях.
Технология предполагает организацию совместной деятельности детей и взрослых, в которой все члены команды участвуют в планировании, под-готовке, реализации и анализе любого бизнеса.
Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самосовершенствованию.
Широко используются игры, соревнования, соревнования.
Коллективные творческие деяния - это социальное творчество, направ-ленное на служение людям.
Их содержание - это забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях.
Творческая деятельность разных возрастных групп направлена на по-иск, изобретение и имеет социальную значимость.
Основным методом обучения является общение, речевое общение рав-ных партнеров.
Учебные комнаты создаются как творческие лаборатории или мастер-ские (биологические, физические, лингвистические, художественные, техниче-ские и т. д.), в которых дети, независимо от возраста, получают начальное профессиональное образование.
Оценка результатов - похвала за инициативу, публикация работы, вы-ставка, награждение, присвоение звания и т. д. Для оценки результатов раз-рабатываются специальные творческие журналы, в которых отмечаются до-стижения и успехи.