Основы профориентологии. Тест с ответами
1. «В рабочем помещении цеха температурный режим может варьировать от 18°C до 20°C, уровень шумов не должен превышать 8 децибелл, влажность воздуха — 76%» — эти данные характеризуют условия труда
• санитарно-гигиенические
2. «Деятельной стороной разума и морального чувства» И.М. Сеченов назвал:
• волю
3. Аппаратурные методики, вербальные и проективные задания — это средства реализации профессионального отбора ...
• психологического
4. З. Фрейд рассматривал в качестве основной причины, побуждающей женщин к выбору профессии, комплекс
• Маскулинности
5. «Организационные действия учителя (суммарно за урок) — 7 минут, проверка домашнего задания — 6 минут, объяснение нового материала — 17 минут, закрепление нового материала — 10 минут» — это записи результатов реализации ...
• хронометража
6. Период кристаллизации профессионального выбора наступает раньше у подростков
• из малообеспеченных семей
7. Этап становления профессионала (по Р. Хейвигхерсту) связан с возрастом
• 25-45 лет
8. Однообразие профессиональной деятельности приводит к быстрому утомлению людей с темпераментом
• сангвиника и холерика
9. К структурным свойствам личности относятся:
• характер и темперамент
10. Согласию детей с мнением родителей по поводу выбора профессии способствует:
• высокий профессиональный статус отца
11. Выявление, формирование и учет индивидуальных особенностей каждого выбирающего профессию — это функция профориентации ...
• психолого-педагогическая
12. Проблема выбора профессии связана с возникновением
• разделения труда
13. В процессе профессиональной деятельности человек целенаправленно изменяет, преобразует __________________ труда.
• предмет
14. При врачебной консультации лиц, поступающих на курсы вождения большегрузных автомобилей, особо важное значение имеет заключение
• окулиста
15. К профконсультанту за помощью обратился выпускник юридического факультета. При работе с ним первостепенной задачей является:
• помощь в освоении выбранной профессии
16. Стадия мастерства (по Е.А. Климову) включается в стадии
• авторитета и наставничества
17. В основе выделения материальных, социальных и духовных мотивов лежит:
• характер потребности
18. Этап профессионального самоопределения характерен для:
• учащихся старшего школьного возраста
19. Задание: «Напишите рядом с каждым словом первого ряда слово, близкое ему по смыслу, а рядом с каждым словом второго ряда — слово, противоположное по смыслу друг — ..., стяг — ..., руководитель — ... добрый — ..., высокий — ..., изящный — ...», предназначено для диагностики способностей
• вербальных
20. Предоставление информации о каналах трудоустройства, требованиях к приему на работу и учебу, возможностях освоения различных профессий, перспективах профессионального роста — это цель профконсультирования ...
• справочно-информационная
21. Если партнер — человек чувствительный, легко ранимый и после вспышки конфликта может замкнуться, отказаться от дальнейшего взаимодействия, наиболее эффективной будет методика
• избегания
22. Петя П. любит собак, у него их три, хочет стать ветеринаром, готовится поступать в академию сельского хозяйства, если не получится — на курсы кинологов, родители также рекомендуют выбрать ветеринарию; основные признаки профплана
• полностью сформирован, выбор самостоятелен, реализация на деле
23. Результаты, которых ожидает от работающего профессионала общество, — это __________________ труда.
• цели
24. Определяющим фактором, влияющим на выбор россиянином профессии, места работы, является:
• материальный доход
25. Для профессии физика-теоретика оптимальным (по Дж. Холланду) будет тип личности
• интеллектуальный
26. Поддаются быстрой тренировке функции
• психомоторные
27. Трудовой метод в анализе профессиональной деятельности является вариантом метода
• интроспекции
28. Автором теоретической концепции, в соответствии с которой у претендента вначале экспериментальным путем выявлялись способности, потом они соотносились с требованиями профессии и на основании этого выдавались рекомендации пригодности или непригодности человека к данной профессии, был ...
• Ф. Парсонс
29. В профессиональной деятельности двигательные, познавательные, действия межличностного общения и действия по согласованию усилий выделены:
• Е.А. Климовым
30. Гибель государству, в котором «ремесленник или кто-либо другой, делец по своим природным задаткам, возвысится... или попытается перейти в сословие воинов, или когда кто-либо из воинов попробует проникнуть в число членов совета, или в стражи, будучи этого недостоин», пророчил ...
• Платон
31. По предмету труда профессия художника относится к:
• артономическим
32. Антропометрия представляет собой ...
• измерение длины и массы тела, роста, окружности грудной клетки
33. В процессе профконсультирования главной целью профконсультанта является:
• превращение оптанта в субъекта деятельности
34. Ориентировочное планирование (в рамках оперативного мышления) связано с развитием
• воображения
35. Согласно сценарной теории, каждый человек включает в себя три психологические позиции
• Ребенок, Взрослый, Родитель
36. Автором типологической теории является:
• Дж. Холланд
37. Направленность оптанта на определенные сферы профессиональной деятельности может быть выявлена при помощи методики
• Дифференциально-диагностический опросник
38. Принципы профессиологии сформулированы
• К.К. Платоновым
39. В затемненном помещении с дозированными промежутками времени фотографируются положения светящихся меток, находящихся на движущихся частях тела испытуемого, — это метод ...
• циклографии
40. Автором методики ДДО является:
• Е.А. Климов
41. Первичный выбор профессии характерен для:
• учащихся младшего школьного возраста
42. Для творческой деятельности в науке и искусстве, мыслительной деятельности больше других подходят люди с темпераментом
• меланхолика
43. Действия восприятия, воображения относятся к действиям
• гностическим
44. Первое отечественное бюро по профконсультации открылось в:
• 1927 г
45. Структура основных потребностей человека — в психодинамической концепции — закладывается:
• в 5-6 лет
46. В условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению люди с темпераментом:
• флегматика и меланхолика
47. С развитием орудий труда количество макродвижений:
• уменьшается
48. Недопущение к определенной профессиональной деятельности лиц, не обладающих необходимыми свойствами, является задачей
• профотбора
49. Лена Г. хочет стать психологом — нравится профессия, что будет делать после школы еще не решила; основные признаки профплана
• частично сформирован, выбор самостоятелен, под влиянием случайных факторов
50. В образцах соответствующей профессиональной работы, их описаниях, формулировках общих и специальных требований к ним фиксируется __________________ труда.
• цель
51. В современном мире количество профессий:
• превышает сорок тысяч
52. «Что привлекает Вас в выбранной профессии?» — этот вопрос из анкеты
• открытый
53. Автором большинства карточных профессиональных игр для школьников является:
• Н.С. Пряжников
54. Изучение личности субъекта выбора профессии для выявления соответствия особенностей личности тому или иному виду профессиональной деятельности — это цель профконсультирования ...
• диагностическая
55. Автором работы «Ум полководца» является:
• Б.М. Теплов
56. Практическое мышление, входящее в профессиональную деятельность, рассматривалось в работах
• Б.М. Теплова
57. Стадия оптации (по Е.А. Климову) относится к периоду
• предпрофессиональному
58. Ориентировочные признаки трудовых действий выступают в системном анализе объектом изучения уровня
• информационного
59. Профессиональные задачи «оценить, различить, распознать» характерны для профессий
• гностических
60. Автором теории компромисса с реальностью является:
• Э. Гинзберг
61. Профотбор, учитывающий степень усталости и работоспособности человека, подверженности его стрессу, реализует аспект
• физиологический
62. По условиям труда психолог относится к группе профессий:
• «М»
63. Описание основных характеристик профессиональной среды и требований, предъявляемых данной профессией к психике человека, представлено в:
• профессиограмме
64. Новаторы в работе: любят все новое — новые методы работы, новые условия, новых людей, — это описание типа личности ...
• прагматика
65. Классическое определение способностей принадлежит:
• Б.М. Теплову
66. В процессе профориентационной работы в школе интересы и склонности являются предметом изучения у учащихся:
• 5-8-х классов
67. Профотбор, производимый на основе процедур измерения уровня развития и сформированности организма человека и его отдельных функциональных систем, реализует аспект
• медицинский
68. Тест Беннета предназначен для диагностики способностей
• технических
69. Профплан можно считать сформированным, когда профессия
• выбрана, способ получения определен
70. При оценке профессиональной пригодности в рамках профессионального отбора поиск лиц с высоким уровнем развития психологических качеств представляет собой подход
• по максимуму
71. Улучшение качественного состава работников, повышение профессиональной активности, квалификации и производительности труда — это функция профориентации ...
• экономическая
72. Мотивы безопасности, выгоды, удобства, соответствия мнению товарищей в структуре мотивации профессиональной деятельности выделил:
• Т. Томашевский
73. При врачебной консультации лиц, поступающих на курсы электросварщиков, особо важное значение имеет заключение
• хирурга
74. Помощь в конкретном выборе профессии является приоритетной задачей профконсультанта при работе с:
• безработными
75. Для корректоров, учителей русского языка, стюардесс наиболее востребованным является вид памяти
• зрительный
76. По условиям труда дизайнер жилых помещений относится к группе профессий:
• «Б»
77. Теорию деятельности разработал:
• А.Н. Леонтьев
78. Задание: «определите слова, написанные неправильно: помидор, киллометр, жаллюзи, интеллегенция, корпорация, арбитраж, невропатолог», предназначено для диагностики способностей
• лингвистических
79. Для проведения игровых профориентационных упражнений ведущий должен владеть опытом
• психотерапии
80. Примером широкой формы профессиональной ориентации является:
• работа лектория для школьников
81. Автором «Карты интересов» является:
• А.Е. Голомшток
82. Витальные потребности — это потребности ...
• жизненно важные
83. Рассматривать профориентацию учащихся не только как помощь молодому человеку в его профессиональном самоопределении, но и как средство его всестороннего и грамотного развития, предложил:
• Е.А. Климов
84. Понятие карьеры как последовательности профессий, рабочих занятий, мест и позиций в течение жизни человека введено:
• Д. Сьюпером
85. Реализуемый в профессиональной деятельности сплав свойств индивида и личности — это __________________ труда.
• субъект
86. В профессиональной диагностике Романа Б., стремящегося стать учителем, было выявлено явное предпочтение стратегии соперничества в ситуации конфликта; профессиональная самореализация:
• возможна за счет активных волевых усилий
87. Отсутствие психологического контакта между обследуемым и диагностом на результаты профдиагностики
• влияют негативно
88. Научно организованное информирование о профессиях — это профессиональное ...
• просвещение
89. Если учебная нагрузка семиклассника составляет 135 часов в месяц, для того чтобы профориентационные игры воспринимались школьниками как обычная форма работы, необходимо, чтобы они занимали:
• 33-35 часов
90. Коррекция выбора профессии с целью выявления соответствия возможностям и интересам субъекта — это функция профконсультирования ...
• формирующая
91. В активизирующих опросниках профессионального самоопределения требования психометрии:
• сознательно нарушаются
92. Задание: «Продолжить ряд ННСАННССАННСССА ...» направлено на диагностику
• абстрактного мышления
93. Известно, что проверка и отбор на те или иные виды труда в соответствии со способностями и качествами человека были введены в практику
• до нашей эры
94. Профессиональное самоопределение и самоактуализация осуществляются на протяжении
• всей профессиональной деятельности
95. Определить тип поведения человека в конфликтной ситуации возможно при помощи методики
• К. Томаса
96. Для активной рискованной деятельности больше других подходят люди с темпераментом
• холерика
97. К профконсультанту обратилась мама 15-летнего Миши, страдающего легкой степенью олигофрении — дебильностью — и заканчивающего спецшколу, юноша назвал как «нравящиеся» профессии корректора, столяра-краснодеревщика, электромонтера и телемастера. Ему рекомендована профессия:
• столяра-краснодеревщика
98. Стадия интернала (по Е.А. Климову) относится к периоду
• профессиональному
99. Цели и значение выполняемых трудовых действий, операций выступают в системном анализе объектом изучения уровня
• компонентно-целевого
100. Большинство молодых людей согласуют свои профессиональные планы с:
• родителями
101. Формирование профессиональной пригодности (по Е.А. Климову) происходит на стадии
• профессиональной подготовки
102. Первоначальная ориентировка в различных сферах трудовой деятельности происходит на этапе
• профессионального самоопределения
103. В нормативной, инструктивно-методической документации, характеризующей знания, необходимые для реализации определенной профессиональной деятельности, отражаются средства труда:
• внутренние функциональные
104. Размер заработный платы выступает как преобладающий мотив профессиональной деятельности у:
• старшеклассников и учащихся ПТУ
105. Мимика, богатство голосового тембра, организм человека — это средства труда ...
• внешние функциональные
106. Для деятельности гонщика-испытателя противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы, значит, для подобной деятельности мало пригодны люди с темпераментом
• флегматика и меланхолика
107. В нормативных документах, принятых в системе законодательства, отражается система:
• прав работника
108. Игровые профориентационные упражнения предназначены для работы с группой, численностью
• 6-8 человек
109. Понятие «оперативное мышление» для обозначения мышления, непосредственно включенного в трудовую деятельность человека, введено:
• В.Н. Пушкиным
110. Усвоение определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих осуществлять социально-профессиональную деятельность в качестве полноправного и полноценного члена общества, — это функция профориентации ...
• социальная
111. Призыв обучать подрастающее поколение ремеслам не только для того, чтобы стать рабочими, а для того чтобы стать людьми, принадлежит:
• Ж.-Ж. Руссо
112. Работа на конвейере по сборке холодильных аппаратов противопоказана для оптантов с:
• гипертонической, язвенной болезнями, хроническим заболеваниями сердечно-сосудистой системы
113. Для организаторской деятельности, политической карьеры в большей степени подходят люди с темпераментом
• сангвиника
114. В процессе профориентационной работы в школе планы относительно профессионального образования являются предметом изучения у учащихся:
• 9-11-х классов
115. Значимость профессии в обществе, корпоративная профессиональная культура, трудовые традиции коллектива характеризуют условия труда
• социальные
116. «Корректор издательства должен сверить типографский оттиск (корректуру) с оригиналом, внести необходимые исправления; в этот же оттиск он должен внести исправления автора и редактора, сделанные ими в своих экземплярах» — это описание профессиональных ...
• служебных обязанностей
117. Работники в положительном смысле консервативны, устойчивы, стабильны, любят знания, уважают компетентность и профессионализм, проявляют усидчивость и серьезность в обучении — это описание типа личности ...
• аналитика
118. Деятели, для которых важнее всего активность, включенность в дело, умение формулировать любые мысли кратко и точно, — это описание личности ...
• реалиста
119. Профессионально-ориентационная работа по содержанию является:
• психолого-педагогической
120. Учет требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения той или иной профессиональной деятельности, — это функция профориентации ...
• медико-физиологическая
121. Исследования функциональных показателей физического развития включают в себя
• измереие мышечной силы, жизненной силы легких
122. Тест, в котором необходимо ответить, что произойдет с грузом, подвешенным на веревке, пропущенной через систему шестеренок, если одну из них поворачивать против часовой стрелки, позволяет диагностировать особенности развития способностей
• пространственных
123. Профессиональный цикл начинается:
• в дошкольном детстве
124. Человек, не делающий культа из своей должности или профессии, умеющий увидеть и аргументировать увиденные недостатки, — это описание личности ...
• критика
125. Для людей с высшим образованием при выборе профессиональной деятельности особенно значимыми являются материальный доход и ...
• возможность профессионального роста
126. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности, — это:
• мотив
127. Результаты, получаемые с помощью определенной методики при повторных исследованиях одного и того же человека, должны быть стабильны — это характеристика ...
• надежности
128. Согласно сценарной теории, профессию секретаря-делопроизводителя, лаборанта, скорее всего, выберет человек, реализующий себя как:
• Ребенок
129. Формирование готовности к самоопределению является приоритетной задачей профконсультанта при работе с:
• детьми и школьниками
130. Результатом профессионального самоопределения является:
• самоактуализация
131. На ранних этапах развития трудовой активности человека в трудовых действиях ведущим был фактор
• силовой
132. Наиболее разработанную методику системного анализа профессиональной деятельности предложил:
• В.Д. Шадриков
133. Название «профессьянс» введено:
• Н.С. Пряжниковым
134. Выделение лиц, знания которых обеспечивают успешное овладение или выполнение ими определенных профессиональных обязанностей, является задачей профотбора
• педагогического
135. Для профессии секретаря-стенографиста оптимальным (по Дж. Холланду) будет тип личности
• конвенциональный
136. Большая часть людей работоспособного возраста считает, что основой для успешной профессиональной самореализации в России является:
• предприимчивость и инициативность
137. При изучении профессий в качестве вспомогательного метода выступает метод
• эксперимента
138. Человек, участвующий в опросе в роли источника информации, — это:
• респондент
139. Аттенционные свойства — это свойства ...
• внимания
140. Примером осуществления узкой формы профориентации является:
• изучение на первом курсе вуза, колледжа дисциплины «Введение в профессию»
141. Метод изучения особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения — это:
• наблюдение
142. Тест, в котором нужно быстро размещать фигурки разной формы и разного размера в соответствующие отверстия, позволяет диагностировать способности
• сенсомоторные
143. Периодизация профессионального пути, реализующая категории деятельности, разработана:
• Е.А. Климовым
144. К индивидуально-психологическим свойствам личности относятся:
• перцептивные и мыслительные
145. Тесты, в которых испытуемым предлагается разделять звуковую информацию, поступающую на каждое ухо, определять ее характеристики (громкость, высоту звука и т.д.), позволяют диагностировать развитие способностей
• сенсорных
146. Профессионально-ориентационная работа по сфере действия является:
• социальной
147. Необходимость в развитии специальных массовых профессионально-ориентационных служб появилась к концу
• XIX века
148. Профконсультант был приглашен в реорганизуемую воинскую часть. При работе со служащими, его приоритетной задачей должна стать помощь по:
• совершенствованию в выбранной профессии
149. Методика «Опросник профессиональной готовности» представляет собой логическое продолжение теоретических представлений
• Е.А. Климова
150. С развитием трудовой активности увеличивается роль пространственно-временных компонентов действия, в то же время силовой параметр:
• развивается и совершенствуется
151. Тесты О'Коннора, Стромберга используются для диагностики способностей
• сенсомоторных
152. Автором сценарной теории «трансактного анализа» является:
• Э. Берн
153. Проявление психического развития, заключающееся в активном поиске возможностей развития, формировании себя как полноценного участника социального сообщества, — это:
• самоопределение
154. Десятиклассник Максим Ф. кем хочет быть — еще не решил, но хочет поступать на факультет бухгалтерского учета финансово-экономического института. Уровень сформированности профессионального плана
• частично сформирован
155. По данным современных исследований, в Америке преобладающим типом социального характера является личность:
• конформистская
156. Миннесотский конторский тест предназначен для диагностики развития способностей
• профессиональных
157. Человек, делающий более или менее самостоятельный и сознательный выбор профессии, — это:
• оптант
158. Первое бюро по выбору профессии открылось в Бостоне в:
• 1908 г
159. По условиям труда космонавт относится к группе профессий:
• «Н»
160. Научно организованная система практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, интересов, способностей, а также потребностей общества — это профессиональное ...
• консультирование
161. Способность методики выявлять различия в психофизиологических функциях у лиц с разным уровнем профессиональной подготовленности — это:
• прогностичность
162. Тесты Снеллена, Орто-Рейтера используются для диагностики способностей
• сенсорных
163. К. Хорни рассматривала в качестве основной движущей силы, побуждающей мужчин к созданию культурных ценностей
• «зависть к материнству»
164. В основе психодинамического направления лежат работы:
• З. Фрейда
165. Наиболее значимым моментом профессионального самоопределения является:
• выбор профессии
166. Этап консолидации (по Д. Сьюперу) связан с возрастом
• 25-44 года
167. В конце 1960-х годов по всей стране открываются:
• профориентационные кабинеты в школах
168. Индивидуальный стиль трудовой деятельности формируется на этапе профессиональной
• адаптации
169. При взаимодействии с партнерами, равными по статусу, профессиональному опыту и возрасту, эффективна стратегия
• сотрудничества
170. При врачебной консультации лиц, поступающих на отделение настройки музыкальных инструментов особо важное значение имеет заключение
• отоларинголога
171. По предмету труда профессия программиста относится к:
• сигномическим
172. Первый кабинет профориентации открылся:
• во Франции
173. Для диагностики профессиональной направленности можно использовать методику
• Опросник профессиональной готовности
174. Профориентационные игры с классом рассчитаны на учеников
• 7-11-х классов
175. Направленность оптанта на определенную профессию может быть выявлена при помощи методики
• «Карта интересов»
176. Престижность профессии как мотив профессиональной деятельности является более «сильным», значимым для:
• старшеклассников
177. Профессиональное самооопределение начинается с:
• возникновения профессиональных намерений
178. Мнемические свойства — это свойства ...
• памяти
179. Состояние здоровья и ориентация в мире профессий относятся к __________________ факторам, определяющим выбор профессии.
• личным
180. Психолог, активно использовавший трудовой метод при изучении профессий железнодорожников, — это:
• С.Г. Геллерштейн
181. Организация труда выступает как преобладающий мотив профессиональной деятельности у:
• работников со стажем 5 лет
182. Первое отечественное бюро по профконсультации открылось в:
• Ленинграде
183. Индивидуальные особенности внимания с возрастом
• мало меняются
184. Личностные особенности оптанта могут быть продиагностированы с применением методики
• Опросник Томаса
185. Индивидуальный профессиональный путь как попытка человека реализовывать собственную Я-концепцию представлен в теории
• Д. Сьюпера
186. Автором экспериментальных методик диагностики выбора профессии школьниками является:
• Е.А. Климов
187. Самыми престижными в России в 90-х гг. xx века были профессии
• юриста и экономиста
188. Таня Г., правша, в пятилетнем возрасте в результате автомобильной аварии потерявшая левый глаз, обратилась к профконсультанту за помощью при выборе профессии. Ей рекомендована профессия
• библиотечное дело
189. Для профессии школьного психолога оптимальным (по Дж. Холланду) будет тип личности
• социальный
190. Для человека, имеющего авторитет, реальную власть и взаимодействующего с послушными партнерами, склонными к позиции ведомых, эффективна стратегия
• соперничества
191. Электронно-вычислительная машина, лопата, перьевая авторучка — это средства труда ...
• вещественные