Основы этики. Тест с ответами
1. Правдивость перед самим собой, адекватное самопонимание и в то же время отсутствие фальши в нашем самовыражении — это:
• честность
2. Н.А. Бердяев считал высшей стадией морали этику
• творчества
3. М. Вебер обратил внимание на связь религии с:
• хозяйственной деятельностью человека
4. Наиболее последовательным аналитиком нигилизма является немецкий философ
• Ф. Ницше
5. Нравственная мотивация человоеческих деяний за пределы морали вынесена в этике
• христианской
6. Основное положение концепции предпринимательской этики сводится к тому, чтобы предпринимательские структуры обладали:
• политико-правовыми рамочными условиями
7. Августин Аврелий пришел к выводу, что ...
• свобода воли является причиной того, что человек творит зло
8. Конфуцианство возникло в:
• Древнем Китае
9. Процесс «присвоения» человеком нравстенных ценностей, перевода их в личностно значимые, собственные ценностные ориентации, — это:
• интериоризация
10. Смысл существования в этике фразцузских материалистов XVIII века заключается в:
• наслаждении
11. Обобщенная характеристика положительных, устойчивых, носящих активную, деятельную природу моральных качеств личности, носит название:
• добродетели
12. Термин «мораль» введен в оборот
• Цицероном
13. Философская позиция (тип мышления), которая проявляется в стремлении выйти из-под регулятивной власти долженствования, в отрицании ценностных установок и устойчивых нормативных систем, называется:
• имморализмом
14. Область знания и практики, предметом которой являются практические моральные проблемы, имеющие пограничный (предельный) и открытый характер, называется:
• прикладной этикой
15. Способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство — это:
• совесть
16. Йога — это:
• совокупность средств, с помощью которых можно слиться с духовной основой мира
17. Радикальное направление в экологической этике — это:
• «освобождение животных»
18. Обычно высшее состояние радости, глубокую удовлетворенность тем, что цель достигнута, называют:
• счастьем
19. Деонтология — это учение о ...
• долге
20. К установкам Будды в религиозно-нравственном учении не относится установка:
• при прекращении цепи перерождений настает страдание
21. Жизненная позиция, в соответствии с которой удовлетворение человеком личного интереса рассматривается в качестве высшего блага и, соответственно, каждому следует стремиться только к максимальному удовлетворению своего личного интереса, возможно, даже игнорируя и нарушая интересы других людей или общий интерес, — это:
• эгоизм
22. Термин «жень» в конфуцианстве означает:
• способность относиться ко всему живому и неживому с любовью
23. Этическая категория, отражающая общие оценки действительности с точки зрения их желательности или нежелательности для человека, — это:
• добро
24. Этическая категория, отражающая индивидуальные механизмы работы нравственного самосознания, — это:
• долг
25. Формальные отношения объективного (нравственного) закона к несовершенной воле человека — это:
• императив
26. «Человек по природе зол и агрессивен как животное, а добрым его делают воспитание и культура», — считал:
• Руссо
27. Процесс формального провозглашения некоторых нравственных истин, в действительности не доходящих до реальных мотивов поведения, — это:
• морализаторство
28. Английский философ Ф. Бэкон ввел:
• принцип эмпиризма
29. Предметы, явления и процессы, направленные на удовлетворение потребностей членов организации и признающиеся в качестве таковых большинством членов организации, называются:
• организационными ценностями
30. В значительной мере благодаря нарастающему техническому прогрессу в современном мире появились:
• глобальные проблемы современности
31. Мокшей называется:
• состояние освобождения от перерождений и достижение абсолютного блаженства
32. Духовная связь между человеком и Богом в христианстве основывается на:
• любви
33. Влияние совершенного действия на характер настоящего и последующего существования — это:
• карма
34. Система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний человека путем познания и использования сил и закономерностей природы, называется:
• техникой
35. Этикет — это:
• совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений
36. Высшая ценность, выступающая как высшая цель личностного развития, конечная цель нравственной деятельности, — это:
• идеал
37. По З. Фрейду, мораль является:
• сферой давления, принуждения и несвободы
38. Мораль, по Т. Гоббсу, имеет происхождение
• договорное
39. Круговорот перерождений, повторных рождений и смертей, которые осуществляет каждое существо, — это:
• сансара
40. Начиная с ХХ века, природа все больше становится:
• главным объектом эксплуатации
41. Подлинный смысл человеческой жизни — это:
• творить добро
42. Положительное моральное качество, характеризующее такие действия людей, которые представляют собой акт самопожертвования — добровольного принесения в жертву своих интересов, а иногда и жизни ради интересов других людей, достижения общей цели во имя дорогих им идеалов, называется:
• самоотверженностью
43. Христианская этика в средние века была этикой
• долга
44. Закон кармы в буддизме — это:
• зависимость каждого существа от совершенных ранее поступков
45. Отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения, нигилистическое (отрицательное) отношение к нравственным нормам и принципам называется:
• аморализмом
46. «Философией свободы» можно назвать учение
• экзистенциализма
47. Основополагающий труд «Этика», построенный по «геометрическому методу» с аксиомами, теоремами, доказательствами и выводами, принадлежит:
• Б. Спинозе
48. Биоэтика исходит из принципа
• уважения человека как личности
49. Область философской и внутринаучной рефлексии, направленной на моральные аспекты как собственно научной деятельности, включая взаимоотношения внутри научного сообщества, так и взаимоотношения науки и научного сообщества с обществом в целом, называется этикой
• науки
50. Первым моральным законом было запрещение
• браков между родственниками
51. Древнегреческими софистами являются:
• Протогор и Горгий
52. Понятие, фиксирующее повелительный, предписательный характер нравственных требований, — это:
• императивность
53. К началу XX века в российском бизнесе были сформулированы этические принципы ведения предпринимательского дела, которые неуклонно соблюдались большинством российских предпринимателей, среди которых важнейшее место занимал принцип:
• уважения власти
54. Закономерность Вселенной, которая находится в самих вещах и явлениях, — это:
• дхарма
55. Переживание собственной ценности и утверждение ее, возможно, вопреки обстоятельствам, говорит нам о наличии у человека
• чувства собственного достоинства
56. В эпоху эллинизма появились следующие этические учения:
• эпикуреизм и стоицизм
57. Сансара в переводе на русский язык означает:
• круговорот перерождений
58. Исторически идея подвижничества возникает как антитеза
• героизму
59. Чувство досады по отношению к счастью, благополучию, успеху, материальному, культурному превосходству другого лица, общности, организации, обозначается как:
• зависть
60. Высказывание: «Этика есть завершающая часть философии духа, в ней пожинаются плоды философского пути жизни», принадлежит:
• Н. Бердяеву
61. Труд «Закат Европы» принадлежит:
• Шпенглеру
62. Эгоизм — это крайняя форма ...
• индивидуализма
63. Чувство, выражающее осознание человеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствия принятым в данной среде нормам или предполагаемым ожиданиям, — это:
• стыд
64. Гордость, превышающая свою меру, ставшая поэтому беспочвенной и преувеличенной, называется:
• гордыней
65. То, что разрушает жизнь и благополучие человека, называется:
• злом
66. Для русской культуры XVII-XVIII вв. определяющим было __________________ направление этической мысли.
• религиозно-мистическое
67. Этика возникла в результате
• разделения труда
68. Целью науки является получение знания(-й):
• объективного
69. Признание и обеспечение прав и свобод личности — это высшая моральная ценность в этике ...
• секулярной
70. Сознательное и свободное подчинение личности моральному повелению носит название:
• нравственного долга
71. Ключевой идеей этики эпохи Возрождения является:
• самоценность земной жизни
72. В утилитаристской этике высшей моральной ценностью выдвигается:
• полезное благо
73. Учение об автономной морали создал:
• И. Кант
74. Этика — это:
• учение о морали
75. Ценностное представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоторому стандарту, — это:
• добро
76. Нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение) других людей, — это:
• альтруизм
77. Термин «мистический реализм», используемый в русской иконописи, означает:
• усмотрение за эмпирической действительностью иной, высшей реальности
78. Принцип свободы в этике Б. Спинозы достигается через
• интеллектуальную интуицию
79. Протестантизм — это направление в религии ...
• христианства
80. В буддизме достижение блаженства — мокши — заменено термином:
• нирвана
81. Создание профессиональных кодексов свидетельствовало о переходе от обыденного морального профессионального сознания к:
• теоретическому
82. Средневековые этики считали, что мораль людям дана
• Богом
83. Учение о познании — это:
• гносеология
84. Созерцательному отношению к жизни учит
• даосизм
85. «Этикой долга» можно назвать античную этику
• стоицизма
86. Гедонизм отождествлял добро с:
• удовольствием
87. Нравственным идеалом в буддизме является:
• «просветленный»
88. Система этических категорий опирается на определенные представления о (об):
• идеалах
89. Действие со скрытым умыслом, изобретательность, умение найти выход из самых разных положений, изворотливость, ловкость, лукавство — это:
• хитрость
90. Реальностью, определяющей все сущее в мире, в средневековой этике является:
• Бог
91. Античная этика — это этика ...
• добродетелей
92. Свободная воля человека в христианстве — это:
• источник греховности и природы зла
93. Любовь как нравственное отношение наряду с заботой предполагает и ...
• ответственность
94. Нравственным идеалом в конфуцианстве является:
• «благородный муж»
95. Основные функции совести — это:
• самооценка и самоконтроль
96. Смерть предполагает высший уровень
• ответственности
97. Основой этики Ф. Ницше является учение о воли к жизни как о:
• воле к власти
98. Если человек не признает за собой каких-то особых достоинств или исключительных прав, а те ценимые в обществе черты, которыми он обладает, он полагает вполне естественными и ничем не выдающимися, то это говорит о его ...
• скромности
99. Этический кодекс — это:
• свод нравственных норм, предписываемых к исполнению
100. Моральное чувство, в котором отражаются внутреннее достоинство, самодостаточность и независимость личности, — это:
• гордость
101. Семья, общество, государство, по Г. Гелелю, — это категории ...
• нравственности
102. Отношение зависимости человека от чего-либо (от иного), воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействие ему, — это:
• ответственность
103. Христианская нравственность базируется на принципе
• любви
104. Течение, представители которого считают, что животные и растения имеют право на жизнь, на место обитания, на защиту от страданий, называется:
• экоцентризмом
105. Высказывание «Война всех против всех» принадлежит:
• Т. Гоббсу
106. Безропотно принимать свою судьбу призывали:
• стоики
107. Этика эпохи Возрождения базируется на принципах
• гуманизма
108. «Основание морали находится в самой морали», — утверждал:
• И. Кант
109. Танатология — это учение о ...
• смерти
110. Важной составной частью этики конфуцианства являлось требование к:
• сыновней почтительности
111. Г. Гегель придал воззрениям на мораль и нравстувенность __________________ характер.
• исторический
112. Рационально выраженный способ, каким человек определяет свою жизненную позицию, свое отношение к другим людям и к важнейшим проблемам человеческого бытия, — это:
• принцип этической жизни
113. Евангелие переводится на русский язык как:
• благая весть
114. Ключевые понятия: гуманность (жень), благопристойность (ли), справедливость (и), мудрость (чжи) и верность (сяо) — составляют суть этического учения
• конфуцианства
115. К нравственным позициям софистов не относится позиция:
• моральные ценности имеют для людей одинаковый устойчивый и общеобязательный характер
116. Движение «глубинной экологии» исходит из того, что в основе отношений человека и природы не может быть основным принципом принцип
• полезности
117. Отношение Фомы Аквинского к наличию у человека свободной воли выражалось в:
• признании наличия свободной воли, но только под воздействием божественной благодати
118. Ведущим положением христианской этики является:
• утверждение духовного характера связи человека с Богом
119. Учение о долге — это:
• деонтология
120. Сократ строил свое обоснование морали с позиции этического
• рационализма
121. Одной из важнейших внутриорганизационных ценностей является:
• дисциплина
122. Против этического релятивизма софистов выступил:
• Сократ
123. Преобладание духа над плотью необходимо для сохранения
• нравственного достоинства человека
124. Переживание несоответствия моральным требованиям и невыполнения своего долга перед лицом собственного внутреннего «Я» или перед Богом — это:
• вина
125. Ключевым образом в русской культуре был образ
• Софии
126. Термин «де» в даосизме означает:
• отрицание целенаправленной деятельности
127. Общественно-исторический процесс, развертывающийся на основе материального производства, является источником ценностей, целей и идеалов, с точки зрения
• К. Маркса и Ф. Энгельса
128. Принцип поведения, который выражается в подчинении всех поступков получению материальной пользы, выгоды, эгоистическому расчету, называется:
• утилитаризмом
129. «Золотое» правило нравственности гласит:
• «Не делай другим того, чего ты не жалал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе»
130. Софизм — это учение этики ...
• античной
131. Предмет этики — это:
• нормы поведения человека в обществе
132. Буддизм возник в:
• Древней Индии
133. Основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и нравственности, называются:
• этическими категориями
134. Идею эротической утопии развивал:
• В.С. Соловьев
135. Этическая категория, фиксирующая способы упорядочивания совместной жизни людей, — это:
• норма
136. «Человек — природное, телесное, чувственное существо и как таковое он стремится к достижению наслаждения», — считал:
• Эпикур
137. Невозмутимое спокойствие — это:
• атараксия
138. Человек — микрокосм — вечен, согласно учению
• даосизма
139. Главным предметом экологической этики являются:
• духовные аспекты отношений человека (общества) к природе
140. Понятие «дхарма» понимается как:
• закон, долг
141. В результате Реформации сформировалось направление — ...
• протестантизм
142. Даосизм возник в:
• Древнем Китае
143. Деловая этика, основанная на открытости, честности, верности слову, уважении законов и умении вести бизнес, называется:
• индивидуальной этикой предпринимателей
144. По мнению К.Н. Леонтьева, гармония основана на:
• борьбе
145. Отрицание всего культурного наследия прошлого, а также принятых в обществе норм, идеалов, традиций и ценностей называется:
• нигилизмом
146. По учению французских материалистов XVIII века счастье общества может быть построено на:
• счастье каждого человека
147. Пренебрежение чувственным миром или даже полное его отрицание ради мира духовного — это:
• аскетизм
148. К нравственным критериям Эпикура не относится:
• человек должен повиноваться природе и исполнять все свои желания
149. Этика французских материалистов имела __________________ направленность.
• гедонистскую
150. Нравственным идеалом в даосизме является:
• «совершенномудрый»
151. Брахманизм сформировался в:
• Древней Индии
152. Неумеренные похвалы, не соответствующие реальным достоинствам человека, называют:
• лестью
153. Понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах, обозначается словом:
• «справедливость»
154. Разделил всех добродетели на дианоэтические и этические
• Аристотель
155. В современном мире радикально изменила жизнь человека и всего человечества:
• техника