Ораторское искусство. Тест с ответами
1. Молва, фольклор, диалог в риторике — разновидности:
• диалога-унисона
2. Позиция оратора-агитатора состоит в том, чтобы:
• слиться с толпой или ее частью
3. Сиюминутная фиксация реального факта — это:
• вещественный пример
4. Фактическая функция речи — это:
• эмоция любви-ненависти
5. Закон цельности внешнего и внутреннего содержания гласит:
• всякий вид ораторской речи представляет собой единство этоса, пафоса, логоса
6. Предмет речи — это:
• некая целостная часть окружающего мира, которой посвящено речевое произведение
7. Диалог, разделяющий аудиторию по пространству и времени, есть:
• литературный
8. Основные мысли Сократа о красноречии изложены в сочинениях:
• Платона «Софист», «Федр»
9. Аргументы делятся на две большие группы:
• рациональные и иррациональные
10. Третье деление общества, охваченного письменной речью, — это:
• выделение в классе грамотных людей интеллектуального труда
11. Определение риторики как «способности находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» принадлежит:
• Аристотелю
12. Дает сведения и формирует намерение:
• реклама
13. Речевым этикетом слушающему повествовательное сообщение не рекомендуется:
• действие
14. Речевые действия, разделяющие людей на активные и пассивные классы, — это:
• показательная речь, эпиграфика, нумизматика, сфрагистика, массовая информация, реклама
15. Личное участие, связанность речи, готовность к поступку — это признаки:
• речевого логоса
16. Ясность языка зависит от:
• правильного выбора синонимов
17. Перформатив — это:
• слово и выражение, которое будучи произнесенным в реальной речевой ситуации, само по себе является поступком
18. Логос — это:
• словесные средства, использованные создателем речи при реализации замысла речи
19. Понятия «общая риторика» и «частная риторика» возникли в:
• XIX в.
20. Кошанский делит речи на два больших рода:
• мирские и духовные
21. Речевые действия, в которых и создатель, и получатель речи включены в активную и пассивную деятельность, — это:
• устный диалог, письма, документы, информатика
22. Неориторика изучает:
• отношение знака языка к человеку
23. Общая риторика излагала:
• общие законы, присущие всем произведениям
24. Примеры, в которых используется обобщение типовых фактов, называются:
• контекстно-определенными
25. Под композицией в риторике понимается:
• расположение аргументов
26. Метод отождествления образа автора с образом читателя характерен для:
• журнальной литературы
27. Задача риторики — это:
• убеждение
28. Задача поэзии — это:
• подражание
29. Переживание чувства должного и чувства удовлетворения от исполненного замысла составляет эмоцию:
• этическую
30. Риторическое изобретение невозможно без учета внешней и внутренней среды управления, т.е.:
• закона граничных условий изобретения
31. К средствам массовой коммуникации относятся:
• массовая информация, реклама, информатика
32. Риторическое сочинение “De officium orator” Феофана Прокоповича было создано в:
• начале XVIII в.
33. Речевой акт — это:
• действие, определяемое целью, намерением говорящего
34. Выберите наиболее полный ответ. Риторика — это:
• наука об ораторском искусстве, изучающая отношение мысли к высказыванию
35. Тривиальность, неуместность, многословие означают:
• типичные ошибки правил для говорящего
36. Ораторика состоит из речи:
• судебной, совещательной, показательной
37. Научная литература развивается в:
• XVII-XVIII вв.
38. К асимметричным видам речи относятся:
• гомилетика, сценическая речь, рукописные и печатные сочинения, массовая информация
39. Автор «Риторических сочинений» в 12 книгах:
• Квинтилиан
40. Области ораторской практики делятся на:
• эристику, диалектику, софистику
41. Выберите наиболее правильный ответ. В тезисном речевом произведении выделяются следующие композиционные части:
• преамбула, основное изложение, заключительный тезис
42. Судебная речь, совещательная речь, все виды гомилетики, все виды литературы — это разновидности:
• диалога-театра
43. Лингвистика насчитывает:
• 3-5 тысяч языков
44. Дописьменная устная речь включает в себя:
• фольклор, молву, диалог
45. Слушание и чтение — это:
• пассивная словесная деятельность
46. Развернутое изложение на определенную научную, политическую, эстетическую или иную тему называется:
• докладом
47. Закон смыслового ограничения речи гласит:
• всякий вид ораторской речи имеет отношение к действительности и времени
48. Частная риторика исследовала:
• особенности каждого рода произведений в отдельности, в том числе особенности устного выступления
49. Основа художественной литературы — это:
• развитие индивидуального стиля речи
50. Правила вежливости в беседе означают:
• отдать предпочтение беседе перед неречевым занятием
51. Автором риторической системы, в основание которой положены четыре основные понятия — изобретение, расположение, словесное наполнение и исполнение речи, является:
• Квинтилиан
52. Имя древнегреческого оратора, который избавился от врожденных дефектов речи тем, что репетировал свои выступления на берегу моря с камешками во рту, -
• Демосфен
53. Частные и общие места называются:
• топикой
54. Вершиной ораторского мастерства Квинтилиан считал:
• Способность говорить, не готовясь
55. Имя наставника Александра Македонского, автора сочинения «Риторика»:
• Аристотель
56. Документ, описывающий род деятельности организации, ее структуру, начало и прекращение деятельности, называется:
• уставом
57. В связи с бурным развитием электронных СМИ возрастает значение:
• радио- и телевизионной речи
58. Письменная речь состоит из:
• палеографии, эпиграфики, сфрагистики и нумизматики
59. Образ автора в рекламе:
• как правило скрыт
60. В основу первой русской «Риторики» положен:
• Перевод учебника немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона
61. Логос речевых коммуникаций — это:
• система общих мест, которые восстанавливаются по содержанию текстов, представляющих данный вид словесности
62. Население в первых обществах, где существовала письменная речь, делилось на:
• грамотных и неграмотных
63. Пафос — это:
• намерение, замысел создателя речи, имеющей целью развить перед получателем определенную и интересующую его тему
64. Всякий вид ораторской речи имеет отношение:
• к действительности и времени
65. Местом образования документа, если он исходит из высшей инстанции и обращен к низшей, и образом создателя документа, отличающегося назидательностью, является в 17-18вв. в России являлась:
• духовная патриаршая канцелярия
66. Содержательное намерение любого диалога, определяемое целью, с которой данный диалог ведется, — это его:
• пафос
67. На Руси литературные произведения и тексты в виде проповедей и посланий называли:
• словом
68. Этос — это:
• условия, которые получатель речи предлагает его создателю
69. «Слово — вид дела» — этот афоризм приписывают:
• Солону
70. Опытный оратор располагает сильные аргументы:
• значимость аргументов усиливается к концу речи
71. Палеонография включает в себя:
• письма, документы, сочинения
72. Если первая и вторая реплика различны, но ряд участников не произносит реплик, а только воспринимает их и иногда в заключение выражает общее мнение, то это:
• диалог-театр
73. Эристика — это:
• диалог вне диалектических правил
74. Физиологические эмоции можно вызвать:
• выбором слов
75. Имя крупнейшего древнеримского оратора, автора книги «Об ораторе»:
• Цицерон
76. Главный постулат неориторики:
• слово есть дело
77. Наименьшее количество реплик, требуемых для завершения диалога, определяет его:
• качество
78. Полная индукция — это:
• использование фактов для выводов, исчерпывающих интересующее вас явление
79. Диалектика — это:
• совместный поиск объективной истины участниками диалога
80. Этос речевых коммуникаций — это:
• отношения между классами речедеятелей
81. Софистика — это:
• поиск истины с целью добиться выигрыша в споре
82. Обязательного ответа монологом на монолог требуют:
• устный диалог и обмен документами
83. С точки зрения Цицерона, обязанности оратора заключаются в следующем (из представленных пунктов перечислите, какие точно относятся к обязанностям оратора):
• найденное расположить по порядку
• найти что сказать
• придать ему словесную форму
• произнести
• утвердить все это в памяти
84. Закон территории гласит:
• устная речь в дописьменном состоянии образует территориальное деление общества
85. К симметричным видам речи относятся:
• эпистолы, документы, информатика, научная литература
86. Выберите наиболее правильный ответ. Тезисы — это:
• речевой жанр, в рамках которого тексты строятся как система кратко сформулированных основных положений
87. Государева канцелярия имеет следующие черты стиля:
• старшая и низшая инстанция не используют в обращении повелительного наклонения, обращение инстанций друг к другу на «ты»
88. Если первая реплика диалога и вторая реплика диалога различны по форме и смыслу, то это:
• диалог-различие
89. Всякий вид ораторской речи представляет собой единство:
• этоса, пафоса, логоса
90. Самая ранняя из дошедших до нас отечественных риторик относится к:
• началу XVII в.
91. Сочинение «Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических» принадлежат перу:
• Мерзлякова А.Ф.
92. Индивидуальный стиль есть:
• «мера отклонения от нейтральной нормы»
93. Цитата из любого документа организации, предназначенная для внешнего по отношению к организации использованию, есть:
• выписка
94. Характерными особенностями речи оратора-агитатора являются:
• краткость, апелляция к интересам толпы
95. Диалог как единица речи имеет границу в виде:
• действия
96. Доказательства бывают:
• прямые и косвенные
97. Требования к аргументам следующие:
• истинность, непротиворечивость, достаточность
98. Средневековые сочинения по риторике писались на:
• латыни
99. Пафос в теории речевых коммуникаций — это:
• допустимое для каждого вида речи намерение произвести определенный эффект
100. Показательная речь характеризуется тем, что:
• подводит к намерениям, но не формирует конкретного намерения
101. К массовой информации относятся:
• газеты, журналы, телевидение, кино
102. Роды поэзии по Аристотелю — это:
• эпос, лирика, драма
103. В риторике спора различают по силе аргументы:
• исчерпывающие, главные, спорные и запасные
104. Образ преподавателя в России это:
• специалист, государственный служащий и педагог в одном лице
105. Для красноречия, т.е. совершенной по форме и смыслу речи, ритор должен владеть:
• грамматикой и речевой стилистикой
106. Второе деление общества, охваченного письменной речью, — это:
• педагоги и обучаемые
107. Гомилетика включает в себя:
• проповедь, пропаганду, учебную речь
108. Основные категории риторики слушающего впервые отмечены:
• Аристотелем
109. Логическое доказательство состоит из:
• тезисов, аргументов и демонстрации
110. Решающий момент изобретения речи:
• доверие аудитории к оратору
111. Основными требования к эффективности речи являются:
• новизна, уместность, правильность
112. Наиболее крупные стили языка:
• нейтральный, «высокий (книжный), «низкий» (разговорный)
113. Документ, описывающий способ деятельности части организации применительно к конкретному действию, называется:
• инструкцией
114. Печатная речь состоит из литературы:
• художественной, научной, журнальной
115. Требование обмена монологами ослаблено в:
• письмах и информатике
116. Закон общежительства гласит:
• речь обеспечивает государство и его цели, путем разделения речь можно подразделить на три основных вида — совещательную, судебную, показательную
117. Документ, фиксирующий результаты деятельности организации, называется:
• отчетом
118. Выберите наиболее правильный ответ. В риторике термин «концепция» употребляется в значении:
• сумма знаний о предмете речи, выраженная в краткой, четкой, последовательно развертываемой форме
119. Литературная устная речь состоит из:
• гомилетики, ораторики, сценической речи
120. Главными базовыми эмоциями речи Аристотель считает:
• сострадание и страх
121. Переход к действиям — характерная черта:
• устного диалога, писем, обмена документами, информатики
122. Первый учебник риторики на русском языке был написан:
• М.В. Ломоносовым
123. Нейтральные виды речи — это:
• фольклор, сценическая речь, документы, журнальная литература, реклама
124. Преподаватель русской словесности в Царскосельском лицее, автор «Общей риторики»:
• Кошанский Н.Ф.
125. Важнейшие роды ораторской речи по Аристотелю — это:
• судебная, совещательная, показательная