Общий психологический практикум. Тест с ответами
1. Появление у человека "гусиной кожи" относят к реакциям, которые называют:
• пиломоторными
2. Такой диапазон интенсивности раздражителя, на границах которого испытуемый практически всегда начинает или перестает ощущать воздействие стимула, называется:
• пороговой зоной
3. Общая величина диссонанса между данным элементом и остальными когнитивными элементами человека зависит от доли релевантных элементов, которые __________________ этому элементу.
• диссонантны
4. Предварительное исследование предмета, когда присутствует ситуация неполного контроля его элементов и понижена валидность эксперимента, — это:
• квазиэксперимент
5. Вопросы, которые требуют какого-то объяснения: "кто?", "что?", "как?", "почему?", — это прямые вопросы ...
• открытые
6. Каждое психологическое исследование на любом этапе развития психологии имеет три типа моделей из перечисленных:
• концептуальную
• процедурную
• эмпирическую
7. Допущения, которые сделаны при разработке той или иной оценочной шкалы, теста, опросника, батареи тестов, характеризуют:
• ограниченность методик
8. Воспроизводимость и сходство результатов измерений в различных условиях называется __________________ информации.
• устойчивостью
9. Серия отдельных замеров одной или нескольких переменных через определенные промежутки времени — это план исследования ...
• лонгитюдного
10. Постоянную ошибку, связанную с влиянием всей личности оцениваемого индивида на оценку отдельной черты его характера (Уэлс, 1907), называют:
• гало-эффектом
11. Схема задания уровней переменной, отличающихся способами предъявления их разным, но эквивалентным группам в определенной последовательности — это план управления переменной ...
• независимой
12. Тесты, основой которых является изучение особенностей деятельности и поведения, психофизиологических функций и реакций в экспериментальной ситуации, — это тесты ...
• объективные
13. Свойством предвидения обладают гипотезы
• объяснительные
14. Для оценки параметров генеральной совокупности при воздействии на величину признака множества случайных независимых факторов, каждый из которых играет примерно одинаковую роль, используется понятие __________________ распределение.
• нормальное
15. Когда испытуемый прямо формулирует численную величину отношения ощущений, вызываемых двумя стимулами, — это метод ...
• оценки отношений
16. Каждый вопрос в анкете или личностном тесте представляет собой как бы прообраз шкалы измерения, "делениями" которой выступают соответствующие
• позиции-ответы
17. Форма фиксации данных по измерительным шкалам при помощи наглядного отображения развития признака в виде непрерывной линии или определенной фигуры — это шкала ...
• графическая
18. Те показатели, которые применяются в самих психодиагностических методиках и являются итогом начальной статистической обработки результатов психодиагностики, называются __________________ показателями.
• первичными статистическими
19. Классическим вариантом изображения зависимости изменения параметров во времени является связь между объемом воспроизведенного материала и временем, прошедшим после заучивания, обнаруженная:
• Г. Эббингаузом
20. Общая постоянная тенденция многих испытуемых оценивать объекты шкалирования слишком высоко или слишком низко называется:
• ошибка "смягчения" суждений
21. Деятельность психолога, конечным результатом которой является психологический диагноз, — это психологическое ...
• обследование
22. К квалификационным работам как форме представления результатов исследовательской работы относится:
• диссертация
23. Носитель проблемной ситуации, конкретная сфера деятельности субъекта, включенная в процесс научного познания, называется:
• объектом исследования
24. Утверждение, предложение или предположение, которое служит как предварительное объяснение определенных фактов, это:
• гипотеза
25. Один из основных методов исследования, который позволяет ставить изучаемые явления в определенные условия, создавать преднамеренно организуемые ситуации — это эксперимент ...
• психологический
26. Самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни — это:
• рефлексия
27. Конкретные события, которые происходят между первым и вторым измерением(-ями) наряду с экспериментальным воздействием — это фактор ...
• фона
28. Метод, сущность которого состоит в сопоставлении и обобщении характеристик, составленных независимо друг от друга различными людьми, хорошо знающими исследуемого человека, называется методом обобщения
• независимых характеристик
29. Допущение возможности использования балльных оценок основывается на предположении, что человек-наблюдатель
• является хорошим инструментом количественного наблюдения
30. На проверку гипотезы о наличии или отсутствии причинной зависимости между переменными А и В направлено исследование:
• поисковое
31. Получить объективную информацию, доступную восприятию и регистрируемую в виде признаков (категорий), — основное назначение метода
• беседы
• наблюдения
32. Вероятностное научное предположение, предвидение хода и результата исследования называется:
• гипотезой
33. По результатам теста (беседы), не проверенного на прогностическую валидность, ставится диагноз:
• текущий
34. К неметрическим шкалам (по С. Стивенсу) относятся шкалы:
• номинативные и шкалы порядка
35. Когда испытуемый прямо формулирует численную величину отношения ощущений, вызываемых двумя стимулами — это метод __________________ отношений.
• оценки
36. Название темы, этапа, заказчик, фамилия ответственного исполнителя, дата предоставления научного отчета — все это элементы ...
• титульного листа
37. Обработка аудиовизуальных технических записей осуществляется на этапе беседы, который называют:
• основным
38. Наблюдатель, лучше воспринимающий информацию в форме зрительных образов, относится к __________________ типу.
• визуальному
39. Организационно-процедурными этапами исследования являются:
• заключительный
• оперативный
• подготовительный
40. К метрическим шкалам (по С. Стивенсу) относятся шкалы:
• интервальные и шкалы отношений
41. Один из основных типов валидности методики, характеризующий степень репрезентативности заданий теста измеряемой области психических свойств, — это валидность ...
• содержательная
42. Преобразование эмпирических данных в вид, необходимый для решения исследовательских задач, — это __________________ данных.
• обработка
43. Метод сбора психологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения исследования, называется:
• наблюдением
44. Методы количественного анализа, с помощью которых можно получить показатели, непосредственно отражающие результаты производимых в эксперименте измерений, — это __________________ методы.
• первичные
45. Причинно-следственная гипотеза, которая включает содержательную интерпретацию взаимосвязи между независимой и зависимой переменными — это гипотеза ...
• каузальная
46. Согласованные изменения независимой и зависимой переменной — это __________________ переменных.
• зависимость
47. Число элементов, включенных в выборочную совокупность, называется __________________ выборки.
• объемом
48. Осуществлять сравнение данных, представленных двумя или более переменными, характеризующимися распределениями различной формы, позволяют преобразования
• нелинейные
49. Понятие, позволяющее выделять соответствующие предметы по их специфическим существенным свойствам и отношениям между ними, называется __________________ понятием.
• научным
50. При выполнении серии различных тестовых испытаний у участника эксперимента может повышаться компетентность в тестировании — это эффект ...
• научения
51. Если выборочное распределение статистики выборки имеет наименьшую возможную дисперсию (при заданном объеме выборки), то такая статистика выборки называется:
• эффективной
52. Область статистического анализа, изучающая зависимость изменений среднего значения переменной от одного или группы факторов, — это анализ ...
• регрессионный
53. Среди отмеченных ниже достоинств метода наблюдения, методу наблюдения Бейлса свойственны:
• аналитичность
• близость к контролируемому эксперименту
• объективность
54. Процедура субъективного шкалирования, когда объекты предъявляются испытуемому попарно (число предъявлений равно числу сочетаний) и он оценивает сходства — различия между членами пар — это метод ...
• парных сравнений
55. Таблица с результатами совместной группировки двух варьирующих рядов, которые исследуются на корреляцию, это таблица ...
• групповая
56. Из простых схем отбора элементов выборки подлежит исключению:
• сетевая выборка
57. Воздействие, которое мы можем качественно определить или даже измерить, — это переменная ...
• независимая
58. Информация о методике (тесте), характеризующая степень точности и обоснованости суждения о диагностируемом психологическом качестве по его результату спустя определенное время после измерения, — это валидность ...
• прогностическая
59. Проверка одной и той же теоретически предполагаемой зависимости разными методическими средствами — это репликация ...
• концептуальная
60. Словесно методологическую проблему исследования можно выразить фразой
• как разрешить теоретическую проблему
61. Теоретическая и эмпирическая интерпретация при уточнении целей, задач, объекта, предмета — это интерпретация ...
• понятий
62. Логическая форма высказывания, представляющая «перевод», раскрытие содержания одного текста посредством создания другого — это высказывание ...
• толкование
63. Формула расчета оптимального числа исполнителей исключает его зависимость от:
• длительности рабочего дня
64. Выделяющиеся в таблице значения, которые могли быть получены в результате неточных измерений, ошибок в записях, отвлечения внимания испытуемого и т.д., — это:
• выскакивающие варианты
65. Классификация на основе упорядочения имеющихся данных по признаку подобия — это __________________ данных.
• группировка
66. Метод, который состоит в малоаргументрированном словесном воздействии на испытуемого с целью изменения его мнений, установок и отношений, — это метод ...
• внушения
67. Основной способ сбора, обработки или анализа данных называется:
• методом
68. Из перечисленных пунктов, методами психологического исследования являются:
• анализ документов
• наблюдение
• эксперимент
69. Из перечисленных пунктов, формирующими факторами являются:
• воспитание
• обучение
• общение
70. Комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним, — это:
• валидность
71. Модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения исследования, — это:
• цель
72. Область статистического анализа, изучающая зависимость изменений значений переменных от одной или нескольких переменных (факторов) — это анализ ...
• регрессионный
73. По характеру решаемых задач и в зависимости от степени ориентации на практику психологические исследования могут быть:
• прикладными
• фундаментальными
74. Характеризует одностороннюю обусловленность изменения значений одной из случайных величин изменениями значений другой случайной величины — это свойство корреляции ...
• направленность
75. Пробное исследование в котором апробируются основная гипотеза, план эксперимента, переменные — это исследование ...
• пилотажное
76. Слова в форме глаголов, прилагательных, наречий, которые обозначают процессы или свойства вещей в нашей речи, называются:
• предикатами
77. Статистический показатель эмпирической валидности теста — это __________________ валидности.
• коэффициент
78. Метод является:
• совокупностью приемов или операций практического познания
• совокупностью приемов или операций теоретического познания
• способом решения теоретической проблемы
79. При уменьшении величины эксцесса кривая становится:
• все более плоской
80. Тип психодиагностических методик, направленных на оценку общих способностей, — это тесты ...
• интеллекта
81. Характеристика теста, отражающая его способность различать испытуемых на основании диагностического признака, являющегося объектом исследования в данной методике, — это валидность ...
• текущая
82. Эффект восприятия знакомого человека на основе информации о нем, полученной последней, называют эффектом
• новизны
83. Дефицит информации о причинах поведения другого человека порождает у наблюдателя желание объяснить его поведение по-своему, т.е. "приписать" причины. Это явление называется ...
• каузальной атрибуцией
84. Гипотеза о статистической связи независимых и зависимых переменных — это гипотеза ...
• статистическая
85. Мера линейной или нелинейной связи Х и У это:
• корреляционное отношение
86. Методический документ, предназначенный для фиксации результатов наблюдения как в формализованном, так и в неформализованном виде, называется __________________ наблюдения.
• дневником
87. Совокупность точек на плоскости, у которой оси абсцисс и ординат есть значения двух сопоставляемых статистических признаков, это:
• корреляционное поле
88. Чем больше развита личность, тем в большей степени ее дальнейшее развитие связано с актуализацией внутренних факторов — это принцип ...
• единства внешних воздействий и внутренних условий
89. Переменная, которую мы хотим оценить, это переменная ...
• зависимая
90. Следствия грубых нарушений процедуры тестирования (беседы), которые могут быть легко выявлены и устранены путем отбрасывания резко отклоняющихся значений, — это:
• промахи
91. Оценка проведенного эмпирического исследования с точки зрения правильности его организации и возможности считать полученные результаты и сделанные выводы достоверными — это __________________ исследования.
• валидность
92. Предположения, сформулированные относительно психологической реальности в рамках использования тех или иных психологических представлений — это психологическая ...
• гипотеза
93. Характеристика надежности психодиагностической методики путем анализа устойчивости результатов отдельных совокупностей тестовых задач или единичных заданий теста — это надежность ...
• частей теста
94. Из перечисленных пунктов, наблюдением за видами деятельности являются:
• наблюдение за игрой
• наблюдение за трудом
• наблюдение за учебой
95. Характеристика объекта исследования, его признаков, необходимая для выдвижения, обоснования и проверки гипотез исследования, — это __________________ исследовательских данных.
• описание
96. Исследование, проводимое для подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими переменными, называется:
• корреляционным
97. Продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого, называется:
• знанием
98. Утверждение о том, что чем больше развита личность, тем в большей степени ее дальнейшее развитие связано с актуализацией внутренних факторов, — составляет содержание принципа
• единства внешних воздействий и внутренних условий
99. В человеческом сообществе основным способом передачи информации является:
• слово
100. Из перечисленных пунктов, типами исследований являются:
• актуальное
• перспективное
• ретроспективное
101. Из перечисленных пунктов, к "Q"-данным относятся:
• анкетирование
• личностные опросники
• личностные тесты
102. Переменная, активно управляемая (изменяемая) и контролируемая исследователем, представленная на двух или более качественных и количественных уровнях — это переменная ...
• независимая
103. Тип методик, требующих применения специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных, — это тесты ...
• аппаратурные
104. К особенностям научного исследования относится его ориентация на:
• ориентация на воспроизводимость его результатов
• осознанный выбор его цели
• осознанный выбор средств его проведения
105. Величину признака, значение которой меняется от опыта к опыту случайным образом, принято называть величиной
• стохастической
106. Объяснение изучаемых явлений с теоретических позиций (используя систему научных понятий, принципов, законов) называется проверкой __________________ гипотез.
• теоретической
107. Процесс восприятия так называемых "социальных объектов", под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности, — это перцепция ...
• социальная
108. Уточнение общей концепции исследования, положений программы в соответствии с его результатами; определение структуры отчета в соответствии с программой исследования; уточнение списка организаций, которым будет представлен отчет, состава реальных и потенциальных пользователей, — все это элементы этапа по составлению __________________ отчета.
• подготовительного
109. В процессе каузальной атрибуции классы возможных причин объединяются в следующие группы:
• личности, объекты, время
110. Способ получения психологической информации с помощью составленной в соответствии с определенными правилами системы вопросов, каждый из которых логически связан с целью исследования, — это метод ...
• анкетирования
111. Характеристики выборочной совокупности называются статистиками и обозначаются:
• латинскими буквами
112. Метод автоматической классификации, предназначенный для анализа структуры взаимного расположения испытуемых в S пространстве измеряемых признаков, носит название анализа
• кластерного
113. Согласно правилам подготовки рукописи для публикации в «Психологическом журнале», для иллюстрации научной статьи принимается не более __________________ рисунков.
• трех
114. Эксперимент, который проводится для того, чтобы одновременно проверить все возможные гипотезы, — это эксперимент ...
• критический
115. В дисперсионном анализе исследователь исходит из предположения о том, что ...
• одни переменные могут рассматриваться как причины, а другие — как следствия
116. Коэффициент, измеряющий связь между рангами данной варианты по разным признакам, но не между собственными величинами варианты, это коэффициент ...
• Спирмена
117. Способ понимания поведения другого человека через уподобление себя ему называется:
• идентификацией
118. Эксперимент, в котором изменению подвергается только независимая переменная, а зависимая переменная контролируется — это эксперимент ...
• идеальный
119. Неэквивалентность групп по составу, вызывающая появление систематической ошибки в результатах эксперимента, — это фактор __________________ испытуемых.
• отбора
120. Связь, когда каждому значению первого признака всегда соответствует совершенно определенное значение другого, называется:
• функциональной
121. Из перечисленных пунктов, источниками биографических данных являются:
• автобиография
• беседа-интервью
• биографическая анкета
• переписка
122. Переход от невоспринимаемых стимулов, не вызывающих ощущения, к воспринимаемым происходит:
• скачкообразно
123. Совокупность групп тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта, — это тестовая ...
• батарея
124. Для установления сходства или различия двух естественных или рандомизированных групп по выраженности того или иного психологического свойства или состояния применяется план
• сравнения
125. По отношению к задачам исследования гипотезы бывают:
• основные
• побочные
126. Требование доступности, преимущественного использования в тексте простых слов и выражений — это требование ...
• ясности
127. Всем представителям совокупности присваивается индекс, а затем производится случайный отбор в группу необходимой численности для участия в эксперименте — это техника ...
• рандомизации
128. Метод, который предназначен для косвенного воздействия на мировоззренческие установки, стереотипы, мнения испытуемого, — это метод аналогий ...
• художественных
129. Объединяют группы тесно связанных признаков и выступают как некоторые интегральные характеристики
• черты
130. Общие требования к разработке и применению диагностических средств, в основе многих из которых лежат измерительные процедуры, разрабатывает:
• психометрия
131. Признаки, свойства документов, которые могут характеризовать содержание изучаемого явления с точки зрения целей и задач исследования, — это __________________ анализа.
• предмет
132. Испытуемый осознанно контролирует свое поведение и свои ответы, чтобы выглядеть в максимально выигрышном свете в ситуации
• беседы
133. Скорость чтения, выраженная количеством знаков в минуту, является примером __________________ величины.
• относительной
134. В большинстве случаев исходят из следующего эмпирического правила группировки данных: при числе данных, значительно превышающем 25, целесообразно их группировать не менее чем в __________________ класса(-ов).
• 10 и не более чем в 20
135. Метод психологической диагностики, использующий стандартизованные вопросы и задачи, определяющие шкалу измерений, — это:
• тест
136. Степень стохастической связи между психологическими переменными анализируют/анализирует:
• меры связи
137. Форма контроля при получении эмпирических данных — это план исследования ...
• корреляционного
138. Закономерность встречаемости признака и разных его значений называется:
• распределением
139. Процедура субъективного шкалирования, когда все объекты представляются испытуемому одновременно, и он должен их упорядочить по величине измеряемого признака — это метод ...
• ранжирования140. Модель генеральной совокупности, результат определенным образом построенного извлечения части элементов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения, называется:
• выборочной совокупностью
140. Модель генеральной совокупности, результат определенным образом построенного извлечения части элементов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения, называется:
• выборочной совокупностью
141. Понятие «измерительная шкала» было введено в психологию С.С. Стивенсом в:
• 1950 году
142. Теоретическая проблема исследования представляет собой словесную формулировку стоящей перед исследователем задачи
• что нужно выяснить
143. Один из основных типов валидности, отражающий степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста, — это валидность ...
• конструктная
144. Если регрессия есть возрастающая функция своего аргумента (а > 0), то направление считают положительным; если регрессия есть убывающая функция своего аргумента (а < 0), то направление считают отрицательным — это свойство корреляции ...
• направление
145. Валидность эксперимента сводится к относительной вероятности __________________ теорий.
• конкурирующих
146. Влияние выполнения заданий, применяемых для измерения, на результаты повторного испытания — это эффект ...
• тестирования
147. Основной документ, предназначенный для управления всеми процессами психологического исследования, называется его:
• планом
148. Тип психодиагностических методик, направленных на оценку достигнутого уровня развития способностей, навыков и знаний, — это тесты ...
• достижений
149. Исследование, которое проводится для изучения связи между реальными переменными в повседневной жизни — это исследование ...
• полевое
150. Организация проведения эксперимента в соответствии с определенной схемой варьирования условий независимой переменной — это __________________ эксперимента.
• планирование
151. В педагогических исследованиях применяется эксперимент, в котором экспериментальная и контрольная группы подвергаются тестированию до и после воздействия, причем обе группы до эксперимента:
• неэквивалентные
152. Из перечисленных пунктов, к "T"-данным относятся:
• объективные тесты
• психологический эксперимент
• социометрический опрос
153. Слабая корреляция определяется при коэффициенте корреляции менее
• 0,3
154. Шкала, классифицирующая по принципу "больше на определенное количество единиц — меньше на определенное количество единиц" — это шкала ...
• интервальная
155. Латентный период для различных видов ощущений исчисляется в:
• миллисекундах