Курсар - Дипломная, курсовая, реферат на заказ
Служба спасения для студентов

Общее языкознание. Тест с ответами

1. Языкознание составляет основу наук
• филологических

2. В античном мире языкознание являлось частью:
• логики

3. Для изолирующих языков характерно:
• отсутствие словоизменения и значимость синтаксической позиции

4. Фонетика — это раздел языкознания, который изучает ...
• звуки речи, звуки языка, правила их употребления в речи

5. Граммема является:
• двусторонней единицей языка
 

6. Процесс восприятия текста
• в целом опирается на такое свойство текста, как связность

7. Автором одного из первых трудов по грамматике «Грамматическое искусство» был:
• Дионисий Фракийский

8. Единицы вербально-грамматического уровня — это:
• слово, морфема, дериват, синоним, антоним, согласование, предложение

9. Центральным понятием функциональной грамматики является:
• функционально-семантическое поле

10. Сигнификат — это:
• компонент лексического значения слова, выражающий отношение слова к понятию
 

11. В русском слове летчик [л’oч’ик] представлена:
• регрессивная ассимиляция по способу и месту образования

12. Основной единицей смыслового восприятия высказывания является:
• слово в окружающем его контексте

13. Укажите пару стилистических синонимов:
• пальцы — персты

14. Аккомодацией называется:
• сближение артикуляции соседних звуков

15. Значение слова краеугольный является:
• фразеологически связанным
 

16. Психолингвистика исследует:
• проблемы речеобразования, становления и развития языковой способности

17. Объектные номинации
• имеют форму слова, словосочетания, фразеологизма

18. Для агглютинативных языков характерно:
• единая система словоизменения, однозначность аффиксов

19. Фузионное скрепление морфем, сопровождающееся чередованиями, характерно:
• только для флективных языков

20. Экстралингвистические условия общения изучаются:
• в теории речевых актов
 

21. Функции языка — это:
• общее представление о роли языка в обществе

22. Из перечисленных слов, выберите вторичные номинации:
• школьник

23. Когнитивная функция языка заключается в:
• назначении служить средством познания окружающего мира

24. В социолингвистике язык изучается как:
• социальное явление, инструмент общения людей в обществе

25. Структура языковой способности — это:
• система иерархически организованных языковых знаний
 

26. Для агглютинации характерно:
• простое «склеивание» следующих друг за другом аффиксов

27. Эволюционный взгляд на язык вырабатывается в:
• ХIХ в

28. Согласно ЛФШ, фонема представлена:
• рядом звуков, идентифицируемых носителем языка как звукотип

29. С точки зрения физиологии образование и восприятие речи относятся к:
• высшей нервной деятельности, центры которой находятся в коре головного мозга

30. Такие формы деятельности человека, как трудовая, игровая, мыслительная:
• могут проходить в форме речевой деятельности
 

31. Первоначально как самостоятельная часть речи оформляется:
• существительное

32. Агглютинация — это:
• существование жесткой однозначной связи между конкретным грамматическим значением и конкретным аффиксом

33. Пражская фонологическая школа оперирует терминами
• дифференциальный признак, сильная фонема, слабая фонема, архифонема

34. Автором первой работы по синтаксису «Синтаксис частей речи» явился:
• Аполлоний Дискол

35. В аналитических языках грамматические значения выражаются с помощью:
• самостоятельных слов
 

36. Основными свойствами текста являются:
• связность, цельность, законченность

37. Предметом изучения «внутренней лингвистики» является:
• система и структура языка

38. Когнитивная лингвистика — это наука, изучающая ...
• связь языка и мышления, логических и языковых категорий

39. Основные уровни языковой системы — это:
• фонетический, лексико-семантический, морфологический

40. Функционально-семантическое поле — это:
• совокупность лексических, морфологических и синтаксических средств выражения определенного инварианта значения
 

41. Целью структурного метода является:
• установление отношений между элементами системы языка

42. Разграничение синхронии и диахронии языка впервые ввел:
• Ф. де Соссюр

43. Э. Сепир все языковые значения разделял на:
• конкретные: корневые, деривационные и реляционные

44. Расцвет античной филологии связан с:
• александрийской филологической школой

45. Фундаментальными функциями языка являются:
• коммуникативная и когнитивная
 

46. Понятие «национальный язык» является:
• социально-историческим

47. Лабиализация является:
• видом основной артикуляции у гласных и дополнительной артикуляции у согласных

48. Одним из основных понятий генеративной грамматики является:
• глубинная семантическая структура

49. Ребенок овладевает грамматикой родного языка
• овладевая правилами и творчески их используя

50. Главная функция языка по отношению к мышлению заключается в:
• расчленении информации, т.е. представлении ее виде предметных образов и значений
 

51. Делимитативная функция морфемы заключается в способности
• сигнализировать о конце слова

52. Наиболее известные латинские грамматики — это:
• Марк Теренций Варрон и Элий Донат

53. К числу грамматических значений относятся:
• абстрактные значения словоформ

54. Под центром функционально-семантического поля понимают:
• единицы любого уровня языка, которые в наиболее сконцентрированной и регулярной форме выражают определенные значения

55. Языковая личность владеет
• не только единицами данного языка и правилами оперирования ими, но и культурно-историческим опытом своего народа, свернуто представленном в категориях языка
 

56. Источником формирования языковой способности является:
• речевая деятельность ребенка

57. Согласно ПФШ, фонема представлена:
• набором дифференциальных признаков, противопоставленных в системе языка

58. Укажите пару полных синонимов:
• правописание — орфография

59. Фреймы хранят:
• лингвокультурную информацию, отражающую национально-культурные формы поведения

60. Основателями Московской фонологической школы являются:
• А.А. Реформатский, П.С. Кузнецов, В.Н. Сидоров
 

61. Социолингвистической переменной называют:
• любые варианты единиц языка, подсистем языка, выбор которых определяется социальными факторами

62. Ассимиляция — это:
• уподобление звуков друг другу

63. Центральным понятием традиционной формальной грамматики является:
• грамматическая категория, грамматическое значение

64. Понятие «текст» является:
• более узким, чем дискурс

65. С коммуникативной функцией наиболее тесно связаны частные функции:
• фатическая, конативная, магическая
 

66. Прагматикон, по Ю.Н. Караулову, — это:
• набор представлений, регламентирующих выбор единиц языка, определяющих уместность использования данного знака в конкретной ситуации

67. Понятие дискурс изучается в:
• лингвистике текста, психолингвистике, прагматике

68. Науками, связанными с языкознанием теснейшим образом, являются:
• этнография, психология, социология, культурология

69. Морфемы, с помощью которых создаются формы слова, изучаются в разделах
• морфология

70. В наибольшей степени реагирует на социальные изменения в обществе:
• лексико-фразеологическая система языка
 

71. В английском слове girls конечный согласный произносится звонко, это:
• прогрессивная ассимиляция по глухости-звонкости

72. Слова: «Язык — это клад, практикой речи отлагаемый во всех, кто принадлежит к одному общественному коллективу» принадлежат ...
• Ф. де Соссюру

73. Грамматика изучает:
• морфологию и синтаксис

74. В структуре языковой личности непосредственно связаны с понятием «картины мира» уровни:
• все

75. Закономерности восприятия и формирования речи изучаются:
• психолингвистикой
 

76. Литературный язык противопоставлен:
• диалектам, жаргонам, койне и просторечию

77. Акустическая классификация звуков была разработана:
• Г. Фантом, М. Халле и Р. Якобсоном

78. Авторами «Грамматики Пор-Роля» явились:
• Клод Лонсло и Арно

79. В системе лингвистических знаний язык противопоставлен:
• речи

80. Предметом контенсивной типологии являются:
• семантические категории языка
 

81. Парадигматические отношения — это:
• отношения единиц языка одного уровня, основанные на правилах замещения друг друга в одном контексте

82. В различных языках вербализуются, т.е. выражаются с помощью знаков языка:
• универсальные и уникальные концепты, свойственные только данной культуре

83. Синтагма — это:
• линейная последовательность одноуровневых единиц языка

84. Языкознание становится самостоятельной наукой в:
• ХIХ в

85. Выберите звуки, которые называют сонантами:
• r, l, m, n, v
 

86. Объединенная смысловой связью последовательность речевых единиц, основными свойствами которой являются связность, цельность и законченность, называется:
• текст

87. Значение окончаний существительных в русском языке включают:
• три граммемы (род + число + падеж)

88. Структура языка — это:
• единство однородных элементов в пределах целого множества

89. До XVIII в. в России в качестве литературного языка использовался:
• церковнославянский язык

90. Речевой аппарат — это:
• совокупность органов человека, с помощью которых он произносит звуки

91. Звуки, которые состоят из чистых тонов, называются:
• гласными

92. Первая лингвистическая модель общения была разработана:
• Р. Якобсоном

93. Семантический способ словопроизводства — это:
• появление у слова нового значения

94. Выберите слова-конверсивы:
• гость — хозяин

95. Омосемия — это:
• наличие разных средств для выражения одного грамматического значения
 

96. Под пресуппозицией, т.е. общностью знаний учащихся, обычно понимают:
• наличие общего коммуникативного и социального опыта, сходство в деятельности по присвоению элементов национальной культуры

97. При передаче речевого сообщения основную нагрузку несут
• языковые знаки

98. Функциональная грамматика строится по принципу
• от языковых значений к форме их выражения

99. Выберите пример развития значения по метафорическому типу:
• пустая тарелка — пустой разговор

100. Лингвистическая прагматика изучает:
• правила использования языковых знаков в речи
 

101. Речевая деятельность — это:
• одна из форм общения

102. Детская речь — это:
• самостоятельная деятельность с собственными целями и мотивациями, особым строением

103. Национальный язык — это:
• язык представителей историко-культурной общности людей, определяемых понятием нация

104. Значение слова растяпа является:
• синтаксически обусловленным

105. В Швейцарии статус государственного имеют:
• 4 языка
 

106. Единицами морфемного уровня языка являются:
• морф, морфема

107. Выберите языки с фиксированным ударением:
• французский, польский, чешский

108. Современная фонетика различает в звуке речи следующие аспекты
• функциональный, артикуляционный, акустический и перцептивный

109. Понятие языковой личности является:
• центральным в современном языкознании

110. Под деривационными значениями (по Э. Сепиру) следует понимать отношения
• словообразовательной производности
 

111. Процесс номинации — это:
• наречение объекта или ситуации окружающего мира

112. Палатография — это:
• экспериментальный способ изучения артикуляционных характеристик звуков речи

113. Событийные номинации
• имеют форму предложения

114. Согласно МФШ, фонема представлена:
• рядом чередующихся звуков (аллофонов), различающих морфемы

115. Идея разграничения языка и речи принадлежит:
• И.А. Бодуэну де Куртенэ и Ф. де Соссюру

116. Выберите смычные согласные:
• b, p, k, g, t, d

117. Позиционные чередования звуков — это:
• регулярные изменения звука в зависимости от его позиции в слове

118. Мотивированным называют слово
• у которого есть внутренняя форма

119. Прикладное языкознание занимается:
• созданием и совершенствованием письма

120. Языковая политика наиболее тесно связана с:
• национальной политикой
 

121. Психофизиологическая сторона речи изучается:
• физиологией и нейролингвистикой

122. Согласно схеме общения Р. Якобсона, на форму высказывания оказывают влияние
• адресант, сообщение, адресат, контекст, контакт, код

123. Ономасиология изучает:
• способы номинации в языке

124. Принципы функционального описания грамматики были сформулированы
• В. Матезиусом

125. Лингва франка — это:
• тип языка, существующий только в устной форме и развивающийся на базе лексики двух или более языков
 

126. Выберите однозначное слово:
• крохотный

127. Гештальт-структура, или гештальт — это:
• представление, основанное на образе объекта или явления действительного мира

128. Минимальной произносительной единицей речи является:
• слог

129. Языковой личностью называют:
• любого носителя того или иного языка

130. Логические и языковые категории, между которыми нет прямой связи — это:
• время действия и место действия

131. В данном случае —горячий, жаркий, знойный, темпераментный — нарушен синонимический ряд, так как:
• приводятся синонимы к разным ЛСВ многозначного слова

132. Грамматическое значение падежа в русском языке выражается:
• флексиями

133. Будучи основным инструментом общения людей, язык наиболее полно проявляется в:
• речевой деятельности

134. Выберите фразеологические единицы, соотносимые с наречиями:
• как с гуся вода

135. Основными артикуляционными признаками гласных звуков являются:
• ряд и подъем
 

136. Значения, которые выражаются в грамматиках различных языков
• частично совпадают

137. Центральным объектом общего и частного языкознания является:
• грамматика языка

138. Под реляционными значениями (по Э. Сепиру) следует понимать значения
• грамматические и синтаксические

139. Выберите щелевые согласные:
• s, z, f, v, w

140. Постулат о том, что «глубинные семантические структуры» являются универсальными, так как основаны на «типовых логических отношениях», относится к:
• генеративной и универсальной грамматике
 

141. Парадигма — это:
• системная связь единиц одного уровня языка

142. Английский язык относится к:
• флективным аналитическим

143. Значение слова край является:
• свободным номинативным

144. Единицами языка являются:
• фонема, морфема, лексема, граммема

145. Этнолингвистика изучает:
• язык в его отношении к культуре
 

146. Процесс восприятия речи
• носит индивидуальный характер

147. Важнейшей функцией интонации является:
• коммуникативная

148. Грамматическое значение может выражаться:
• как любыми морфемами, так и знаменательными и служебными словами

149. Автором теории «глубинных падежей» явился:
• Ч. Филлмор

150. Слова «Язык — это клад, практикой речи отлагаемый во всех, кто принадлежит к одному общественному коллективу, это грамматическая система, виртуально существующая у каждого в мозгу» принадлежат ...
• Ф. де Соссюру

151. Жаргоны используют в речи
• представители устойчивых социальных групп

152. Разделение языкознания на внутреннюю и внешнюю лингвистику было обосновано в трудах
• Ф. де Соссюра

153. Экстралингвистические обстоятельства общения
• опосредованным образом влияют на выбор речевых средств

154. Диахроническое описание языка, согласно Ф. де Соссюру, — это:
• описание одной из единиц языка в развитии

155. Выберите многозначное слово:
• стол
 

156. Динамическое ударение характеризуется:
• силой произнесения звука

157. Отсутствуют аффрикаты в:
• французском языке

158. Семантическое поле — это:
• большая группа слов, объединенных общей архисемой, характеризующаяся близостью значений

159. Грамматическая категория выражается:
• системой морфологических и синтаксических показателей

160. Целью сравнительно-исторического метода является:
• сравнение языков и установление их родства
 

161. Внутренний лексикон — это:
• словарь языковой личности, в который входят не только слова и фразеологизмы, но и их связи, основанные на различных ассоциациях

162. Дистрибутивный анализ — это:
• установление значения единицы на основании контекстного окружения

163. Единицами лексико-семантического уровня являются:
• словоформа, лексема, фразеологизм

164. К вербально-грамматическому уровню относятся единицы, традиционно используемые при описании:
• лексического и грамматического строя языка

165. В средневековый период цикл филологических дисциплин — тривиум — состоял из:
• грамматики, диалектики и риторики
 

166. Дистинктивная функция фонемы расщепляется на:
• перцептивную и сигнификативную

167. Генеративная грамматика является естественным продолжением
• трансформационной грамматики

168. Концепт отличается от гештальта тем, что представляет собой ...
• обобщенное представление в отличие от индивидуального

169. Общественные функции языка изучаются:
• социолингвистикой

170. Синхроническое описание языка — это:
• описание его системы, взятой в определенный момент времени
 

171. Национальный язык складывается на основе
• взаимодействия диалектов

172. Звуки речи характеризуются:
• силой, высотой и тембром

173. Национальный билингвизм — это тип языковой ситуации, когда ...
• в стране два языка обладают равным статусом

174. Выберите фразеологическое единство:
• стереть в порошок

175. Из перечисленных слов, выберите первообразные номинации:
• хлеб
 

176. Ударение бывает:
• словесным, логическим, фразовым

177. Постулат «Врожденные глубинные синтаксические структуры подвергаются трансформации по определенным правилам, эти правила и должна изучать грамматика» — относится к:
• трансформационной грамматике

178. Предметом изучения «внешней лингвистики» является:
• речевая деятельность во всех ее проявлениях

179. Мертвые языки — это языки ...
• известные на основании письменных памятников

180. Выберите слова, не являющиеся антонимами:
• враг — приятель
 

181. Ядром функционально-семантического поля темпоральности (времени) является:
• грамматическая категория времени глагола

182. Выберите пару слов, не являющихся конверсивами:
• грязный — черный

183. К активным органам речи относят:
• мягкое нёбо, увулу, губы, язык

184. У истоков трансформационной и порождающей грамматик стоял
• американский ученый Н. Хомски

185. Языковая политика — это:
• целенаправленное воздействие государства и общества на развитие и функционирование языка
 

186. Денотат — это:
• компонент лексического значения слова, выражающий отношение слова к обозначаемому в речи объекту

187. Частное языкознание изучает:
• языковую систему отдельных языков

188. Понятие государственный язык — это:
• язык официального общения в государственно-правовых сферах

189. Грамматическое значение падежа в английском языке выражается:
• флексией -s, предлогами и синтаксической позицией в предложении

190. Московская фонологическая школа оперирует терминами
• аллофон, сильная позиция, слабая позиция, нейтрализация, гиперфонема

 

Сколько стоит учебная работа на заказ?