Курсар - Дипломная, курсовая, реферат на заказ
Служба спасения для студентов

Методы исследования в курсовой работе с примерами

Е. Ковалева, 14 июля 2020
#Курсовая работа
Во время обучения студенты неоднократно сталкиваются с написанием курсовых работ. Чтобы грамотно раскрыть тему научного труда и доказать изложенные тезисы, необходимо хорошо разбираться в методах исследования и уметь их правильно применять. Именно об этом и пойдет речь в представленной статье.

 

Определение методов исследования

Методы исследования – это приемы, помогающие получить, обработать и закрепить новые знания, умения, навыки, которые необходимы для изучения предмета исследования. 

При помощи научных методов исследования, студент сможет:

  • продемонстрировать путь решения поставленных задач и достижения ключевой цели;
  • доказать на практике тезисы, представленные в курсовой работе;
  • представить процесс изучения предмета исследования и научной проблемы;
  • объяснить рассматриваемую проблему и подтвердить свои гипотезы исследования по ее решению.

Общенаучные методы исследования характерны для всех направлений науки, а частнонаучные используются исключительно в конкретных областях, которым свойственны узкоспециализированные приемы.

Виды 

Невзирая на многочисленное разнообразие, методики проведения научных изысканий принято разделять на два вида:

Теоретические методы предполагают обработку уже имеющихся сведений посредством логики. При помощи данного приема автор курсовой работы анализирует, синтезирует, проводит аналогии, обобщает, классифицирует имеющиеся факты, а также прогнозирует и выдвигает свои гипотезы.

Практические или эмпирические методы применяются для приобретения новых данных опытным путем, на практике. С помощью этого способа исследования автор научного труда наблюдает, измеряет, описывает, сравнивает имеющиеся данные, а также беседует, проводит опросы, раскрывает закономерности, экспериментирует и подводит итоги.

Любой из перечисленных методов помогает студенту достичь истины, понять и выявить ее, а также объяснить сложившуюся в ходе исследования ситуацию, и, возможно, даже поспособствовать ее изменению.

Каждый из видов научных методов исследования подразделяется на целый ряд специфических методик.
Методы и методики исследования

Теоретические методики с примерами

Абстрагирование

Этот способ подразумевает поиск и обнаружение главного элемента или свойства предмета, который рассматривается отдельно от других признаков. Он великолепно подходит для изучения таких гуманитарных наук, как философия, педагогика, психология, филология и многих других.

Абстрагирование позволяет быстро и легко выявить основные закономерности, спрятанные под наслоением второстепенной или лишней информации.

Пример: Абстрагирование является незаменимым методом исследования при изучении литературы, которая разделяется по стилистике, жанрам и т.д. С его помощью можно досконально изучить каждый жанр литературы, при этом, не растрачивая свое внимание и время на характеристики издания печати, языка, стиля и т.д. 

Аналогия

Основная суть этой методики заключается в том, чтобы присвоить атрибуты одного объекта другому, основываясь на сходстве их признаков. Аналогия выражается в двух формах:

  • ассоциативная – объединяет весьма далекие по природе явления/объекты;
  • логическая – помогает сделать выводы об изучаемом предмете исследования, основываясь на уже известной информации о характеристиках и особенностях аналогичных объектов.

Данный прием довольно эффективен, однако не дает стопроцентного результата. Аналогию часто применяют в тех случаях, когда нет шанса своими силами полностью изучить исследуемый предмет.

Пример: Аналогия идеально подходит для изучения условий и свойств планеты земной группы для будущего освоения человеком.

Данная методика является наиболее часто используемой при создании курсовых работ. Она подразумевает распределение информации посредством сравнения.

К примеру, классифицировать объекты исследования вполне допустимо по следующим признакам:

  • материал (стекло, дерево, металл, пластик и т.д.);
  • физические параметры (вес, объем, размер);
  • стиль (готика, барокко, классицизм);
  • жанр (живопись, художественная литература, скульптура);
  • геополитическое расположение (Европа, Азия, Америка);
  • хронология (Античность, Древние времена, Средневековье, Новое время, Новейшая история).

Этот список можно продолжать до бесконечности. Такой эффективный метод структурирования подойдет для написания курсового проекта абсолютно любой направленности и тематики.

Обобщение

Эта методика применяется в тех ситуациях, когда необходимо объединить несколько схожих по признакам объектов/явлений, чтобы определить их общие характеристики, свойства и другие особенности. Обобщение бывает двух разновидностей:

  • Эмпирическое (индуктивное) предполагает преобразование конкретизированных данных в более широкие и общие суждения.
  • Аналитическое подразумевает в ходе исследования плавный переход от одного суждения к другому, без применения индуктивной значимости. 

Обобщение находит широкое применение при изучении, к примеру, товароведных дисциплин. Оно позволяет в более краткой форме усвоить знания о многообразных объектах и их свойствах, сформировать обобщенные умения и навыки.

Пример: Методика обобщения отчетливо различима при переходе от понятия «лимон» к «цитрусовым», далее к «растениям» в целом, либо от понятия «Земля» к «планеты земной группы», а затем «небесные тела» в общем.

Сравнительный анализ

Суть этой методики заключается в сравнении нескольких объектов, а затем точном определении сходства и отличий между ними.

Пример: Сравнительный анализ активно применяют для сопоставления стилей писателей или художников, а также для сравнения характеристик различных авто, электротоваров и т.д. 

Синтез или объединение

Этот метод подразумевает объединение характеристик, свойств и других составных элементов объекта в единое целое. Синтез неразрывно связан с анализом, поскольку выступает в нем как объединяющий фактор.

Пример: Согласно результатам, проведенного анализа работы различных структур завода, будь-то производственные цехи, отдел бухгалтерии, руководящий состав, технический отдел, был создан синтез, на основе которого выявлена общая ситуация, сложившаяся на предприятии, а также его эффективность и рентабельность.

Анализ источников

Данная методика исследования дает возможность понять, насколько досконально изучены источники, которые относятся к проверенным и заслуживающим доверия научным трудам, а какие находятся на стадии разработки и требуют дополнительного изучения.

В ходе применения этой методики рассматриваются:

  • научные работы авторитетных ученых;
  • коллективные монографии;
  • многочисленные заметки ученых;
  • научные очерки;
  • разнообразные научные статьи;
  • мемуары заслуженных исследователей;
  • архивная документация и прочие полезные источники по той или иной тематике.

Чем больше материала существует по конкретной тематике, тем лучше и глубже она исследована.

Практические методики с примерами

В большинстве своем, практические способы исследования применяются в экономике, юриспруденции, журналистике или медицине. Для создания грамотной курсовой работы по этим направлениям следует использовать несколько из перечисленных ниже приемов исследования.

Эксперимент

Данный метод подразумевает создание искусственных условий, при которых исследователь собирает данные путем наблюдения. Это один из самых действенных приемов для изучения и написания серьезного научного труда.

Ключевая задача эксперимента – открыть и наглядно продемонстрировать инновационные свойства, явления предмета исследования. Главное, чтобы при необходимости эксперимент можно было повторить и добиться тех же результатов.

Пример: Галилей провел эксперимент, сбросив два шара различной массы со знаменитой падающей башни в Пизе, чтобы продемонстрировать, что время падения не зависит от массы шара. С помощью этого эксперимента Галилей якобы обнаружил, что тела упали практически одновременно, опровергнув теорию Аристотеля, которая утверждала, что скорость падения пропорциональна массе тела. Сейчас этот эксперимент считается необъективным, поскольку при его проведении не были учтены никакие контролирующие факторы, но суть метода должна быть понятна.

Наблюдение

Эта методика предусматривает восприятие различной информации в естественных условиях при помощи зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных или осязательных органов чувств. Именно с применения этого способа начинается практически любое научное исследование.

Суть данной методики заключается в том, что студент наблюдает за предметом своего исследования и регулярно фиксирует любые, пусть даже малозначительные изменения, детали, реакции, свойства и т.д.

Пример. Орнитолог наблюдает за птицами через бинокль, фиксирует их поведение, место обитания, взаимодействие с другими представителями своего вида и т. д.

Расчеты, измерения

Под методом измерения подразумевается сравнение различных критериев, параметров с эталоном, а также выявление величины либо степени с помощью единицы измерения. 

Другим словами, в ходе применения этого способа исследования, студент фиксирует вес, рост, ширину, объем и другие физические параметры изучаемого объекта, записывая показатели цифрами.

Пример: Данная методика обширно используется для измерения длины нескольких особей животного, на основе которого в дальнейшем делаются выводы о размерах всего вида.

Моделирование

По сути, этот метод подразумевает использование модели, которая представляет собой уменьшенную и точно структурированную копию или имитацию исследуемого предмета. Моделирование может быть следующих типов:

  • Предметное – предполагает изучение исключительно отдельной части предмета. 
  • Знаковое – подразумевает использование различных графических изображений: чертежей, схем, формул. 
  • Мысленное – предусматривает применение компьютерных программ, алгоритмов и других операций, проводимых на компьютере.

Пример: Данная методика активно используется при разработке инновационных технологий, конструировании новых сооружений, разработке усовершенствованных моделей автомобилей и т.д.

Беседа или интервью

В основе таких методик лежит личный разговор с личностью, которая обладает необходимой информацией об исследуемом предмете. Кроме того, в качестве объекта исследования может выступать сам собеседник, дающий ответы на задаваемые вопросы.

Разница между интервью и беседой заключается лишь том, что во втором случае разговор может иметь более непринужденный характер и оба собеседника могут озвучивать личное мнение относительно того или иного вопроса и даже спорить в поисках истины.

Опрос или анкетирование

Главное достоинство данных методик заключается в том, что исследователь имеет возможность опросить много людей и на основе их ответов получить наиболее точные данные касательно тематики своего исследования. 

Опрос и анкетирование подразумевают предварительное составление списка вопросов, на которые следует получить конкретные ответы. Как правило, каждому вопросу сопутствуют три и более варианта ответов.

Разница между этими понятиями является несущественной и заключается лишь в том, что опрос может быть представлен как в письменной, так и устной форме, а вот анкетирование только в письменной.  

Данный способ исследования имеет много общего с методикой наблюдения. Однако при нем фиксируются не только явления и поведение наблюдаемых объектов, но и их внешние признаки.

Пример: Возьмем уже использованный выше пример с орнитологом, наблюдающим за птицами. Если в первом случае он фиксировал поведение и взаимодействие птиц с другими животными, то при описательном методе он сделает упор на фиксацию данных о внешнем виде птиц, их гнезд и т.д.

Методология курсовой работы описывается в разделе «Введение». При этом не следует давать подробную расшифровку каждому использованному в исследовании методу, достаточно лишь перечислить их. 

При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.