Методология и методы психолого-педагогических исследований. Тест с ответами
1. Констатирующий эксперимент — это:
• установление непреложного факта
2. Место исследования должно быть изолированно от внешних помех
• в ряде случаев
3. Направленность личности на себя — это:
• ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение своих желаний
4. Сравнительные методы исследования предполагают сравнение между
• нормой и патологией
5. Из перечисленных частей, анкета состоит из:
• биографическая
• вводная
• основная
6. Тесты креативности — совокупность психодиагностических методик для изучения
• творческих способностей личности
7. Эксперимент как метод психолого-педагогического исследования бывает:
• лабораторный
8. Философская категория для обозначения необходимой генетической связи явлений, из которых одно обусловливает другое — это:
• причинность
9. Попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития осуществлена в концепции
• Ст. Холла
10. Способность к интеллектуальному поведению, при возникновении препятствий на пути достижения цели, появляется на этапе развития
• интеллектуальных действий
11. Чтобы облегчить интерпретацию, необходимо
• представить данные в графической форме
12. Эффект в эксперименте, возникающий вследствие дефектов методики, — это:
• артефакт
13. Изучать влияние независимой переменной на одну или несколько зависимых переменных при строгом контроле всех прочих переменных означает:
• экспериментировать
14. К эмпирическим методам относятся:
• опрос устный и письменный, тестирование
15. «Обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования» — это точка зрения ...
• Л.С. Выготского
16. Определение меры неизвестного в известном — есть результат деятельности исследователя в процессе
• изучения состояния проблемы
17. Полная психофизиологическая, нравственно-волевая готовность детей к систематическому обучению наступает к:
• 7-ми годам
18. Фрустрация — это психическое состояние ...
• наличия потребности, не нашедшей своего удовлетворения
19. По признаку временной организации различают наблюдения:
• непрерывное и дискретное
20. Если наблюдаемые знают, что их поведение фиксируется исследователем, то этот метод называется:
• включенное наблюдение
21. Для оценки сенсорной памяти используют карту
• Сперлинга
22. Качество интерпретации зависит от:
• уровня профессионализма исследователя
23. Тип развития, когда стадии развития и его конечный результат не предопределены заранее, называется:
• непреформированным
24. Факты, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызванные этим процессом изменения в уровне интеллектуального развития субъекта учебной деятельности, организованной педагогом в разных условиях образовательного процесса, — это предмет ...
• педагогической психологии
25. Индукция — это умозаключение ...
• от частного к общему
26. Совокупность познавательных функций индивида, обеспечивающих способность к обучению, оперированию символами, овладению закономерностями окружающей действительности и к приспособлению к новым ситуациям посредством использования ранее приобретенного опыта
• интеллект
27. Количественное изменение данного объекта, протекающее во времени, — это:
• рост
28. Совокупность логических рассуждений, в процессе которых из аргументов и фактов выводится справедливость гипотезы — это:
• демонстрация справедливости гипотезы
29. Разработкой деятельностного подхода в психологии занималась:
• отечественная психология
30. Интерпретируя результаты и формулируя выводы, необходимо придерживаться:
• методологических принципов
31. Промежуточные и конечные результаты, которые должны быть достигнуты в итоге исследования, называют:
• целями исследования
32. Для исследователей рекомендуются следующие стандартные пакеты программ для математической обработки данных
• пакеты общего назначения
33. Методы обработки экспериментальных данных включают:
• количественный и качественные методы
34. Тесты личности — это психодиагностические методы, направленные на оценку:
• мотивации
• поведения
• эмоций
35. Интеллект — это:
• приспособление к ситуациям за счет опыта
• совокупность познавательных функций индивида
• способность к обучению
36. Эксперимент может быть:
• естественным
• констатирующим
• лабораторным
• продольных срезов
37. Учение, утверждающее, что материя и дух — две независимые друг от друга субстанции, называется:
• дуализмом
38. Абстрагирование — это мыслительная операция, предусматривающая ...
• отвлечение от какого-то свойства и установление его сути
39. Учение о познании называется:
• гносеологией
40. К психическим состояниям относят:
• волю
41. К экспериментальному методу относится:
• лабораторный
42. Наличный уровень интеллектуального развития, который характеризуется сложностью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно называется:
• уровнем актуального развития
43. Наука, которая описывает и изучает конкретные явления, факты психической жизни в отличие от рациональной психологии, выводящей явления из природы и сущности души — это __________________ психология.
• эмпирическая
44. Исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических, моделей называется:
• моделированием
45. Вопросы нестандартизированного интервью предполагают:
• варьирование последовательности
46. Выявить различия в уровне исследуемого признака можно с помощью
• Q-критерия Розенбаума
47. По предъявляемому материалу тесты бывают:
• аппаратурные
• бланковые
• предметные
48. Ценностными ориентациями личности являются:
• идеологические
• моральные
• политические
• эстетические
49. Генеалогический метод предложен:
• Ф. Гальтоном
50. Для изучения состояния проблемы используют:
• теоретические и эмпирические методы
51. Психологический эксперимент, включенный в деятельность или общение незаметно для испытуемого, является экспериментом
• естественным
52. Дети, направляющие всю энергию на достижение успеха и избегающие риска или высказывания собственного мнения, как правило характеризуются:
• высоким уровнем интеллекта и низким уровнем творческих способностей
53. Способность познания себя путем познания других появляется на этапе развития
• самосознания
54. Для творческого мышления не является специфичной такая черта, как:
• надежность
55. «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», — писал:
• Л.С. Выготский
56. К психическим свойствам относят:
• характер
57. Диагностика психологической готовности к школе, предложенная Н.И. Гуткиной, включает в себя такие методики, как:
• выявление внутренней позиции школьника
• выявление фонематического слуха
• определение доминирования познавательных или игровых мотивов
58. Выявление нехватки в научном знании о реальности — это этап ...
• постановки проблемы
59. Внутренний план жизнедеятельности человека называется:
• сознанием
60. Гипотезы, которые включают в себя независимую переменную, зависимую переменную, отношения между ними называют:
• гипотезами о наличии причинной связи между явлениями
61. Тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период, называются:
• возрастными новообразованиями
62. Метод экспертных оценок — это:
• метод обобщения независимых характеристик
63. Количественное значение исследуемого признака, наиболее часто встречающегося в выборке, — это:
• мода
64. К основному методу психолого-педагогического исследования относится:
• наблюдение
65. Устойчивость внимания определяют по таблице
• Бурдона
66. Знание, достоверность которого доказана, называют:
• фактом
67. При проведении качественного анализа особое внимание следует обращать на:
• вновь зарождающиеся или развивающиеся психические явления
68. Синтез как мыслительная операция — это:
• смысловое соединение
69. Выражение «Мыслю — значит, существую», принадлежит:
• Р. Декарту
70. Влияние личности экспериментатора максимально в экспериментах пo
• психологии личности
71. Осуществить поиск значимой информации в теоретических источниках, смежных с педагогикой и психологией наук, — это осуществить ...
• межнаучную экспертизу степени и характера изученности проблемы исследования
72. Основной единицей анализа в психологической теории деятельности, согласно С.Л. Рубинштейну, является:
• действие
73. По Б.Г. Ананьеву сравнительный, лонгитюдный, комплексный методы отнесены к группе:
• организационных методов
74. Первая экспериментальная психологическая лаборатория была создана в рамках
• интроспективной психологии
75. В педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) основным, наиболее распространенным эмпирическим методом целенаправленного систематического изучения человека является:
• наблюдение
76. Более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики помогает:
• антропология
77. Опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в существенных связях и отношениях — это:
• мышление
78. Понимание движущей силы психического развития человека как противоречия между достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой, сформулировано в:
• отечественной психологической школе
79. Анализ связан с:
• синтезом
80. Ассоциативное направление в психологии возникло в:
• XVIII в
81. Основоположник социометрии
• Д. Морено
82. Если в обследованной выборке менее 30 испытуемых, то для оценки того, насколько эмпирическая частота интересующего нас эффекта превышает теоретическую, необходимо использовать:
• биноминальный критерий m
83. Сравнительный метод — это метод ...
• поперечных срезов
84. Из перечисленного, к инструментальным ценностям М. Рокич относит:
• образованность
• честность
• чуткость
85. «... мышление ребенка с необходимостью проходит через все известные фазы и стадии, независимо от того, обучается ребенок или нет», говорил
• Ж. Пиаже
86. Включенное наблюдение предполагает, что:
• экспериментатор находится среди участников эксперимента
• экспериментатор не находится среди участников эксперимента
87. Отрезки жизненного пути индивида, на каждом из которых имеются свои потребности, интересы, способы действия, своя система отношений к окружающей действительности, называются:
• стадиями развития
88. Понятие «тест» в язык психологии ввел:
• Ф. Гальтон
89. Аксиоматизация, экстраполяция, моделирование — ...
• методы теоретического исследования
90. Исследователь управляет:
• внешними параметрами ситуации, воздействующими на психику
91. То, что при психологическом исследовании необходимо учитывать все индивидуально- и социально-психологические особенности человека., является содержанием принципа
• личностного подхода
92. Объективно существующие связи, отношения между теми или иными явлениями, в которых проявляется их сущность, называются:
• законом
93. Информационный материал, накопленный в результате изучения литературы, представляется в виде
• научного реферата
94. Диагностика интеллекта предполагает:
• изучение памяти, внимания, мышления
95. Теорией профессионального выбора стала:
• трехфазная модель профориентации Ф. Парсона
96. Изучение состояния проблемы начинается с:
• выявления того, относится ли она к числу проблем, исследуемых психолого-педагогическими науками
97. В основу эмпирического исследования положены:
• достоверные факты
98. В случае замера психофизиологических показателей используется:
• камера, экранированная от внешних электромагнитных влияний
99. Из перечисленного, этапами подготовки проведения наблюдения являются:
• выбор объекта
• оформление и анализ результатов
• подготовка необходимых документов и оборудования
• постановка целей и задач
• сбор данных
• составление плана
100. Преимущество проективных вопросов
• отсутствие конфликтных ситуаций
101. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления называется:
• диалектикой
102. Особые условные реакции, когда подкрепляется действие индивида, ...
• инструментальные
103. Обобщение передового педагогического опыта начинается с анализа по установлению
• содержания опыта
104. Эффект плацебо обнаружен:
• медиками
105. Методика изменения ценностных ориентаций М. Рокича построена:
• по делению на ценности — цели и ценности — средства
106. Первый этап развития психологии как науки связан с именем
• Аристотеля
107. Отрасль психологии, изучающая закономерности обучения и воспитания, называется __________________ психологией.
• педагогической
108. Предположение, выраженное в форме научных понятий
• гипотеза
109. Применительно к изучению личностных, индивидуальных психологических особенностей обучаемых предпочтительней использовать:
• метод обобщения независимых характеристик
110. В психологии влияние личностных черт экспериментатора на ход и результаты эксперимента:
• полностью неустранимо
111. Генетический метод — это сравнение между ...
• различными возрастными группами
112. Метод конкретизации по логике противоположен:
• абстрагированию
113. Социометрический статус — это свойство личности ...
• занимать определенную пространственную позицию в группе
114. Возрастной состав испытуемых определяется исходя из:
• целей исследования
115. Осознанный образ предвосхищаемого результата, на который направлена деятельность — это:
• цель деятельности
116. Основоположником бихевиоризма является:
• Дж. Уотсон
117. Умственный возраст определяется на основании
• числа правильных ответов при тестировании
118. Совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект её анализа относится к области
• частной методологии
119. Возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей предоставляет психологии
• философия
120. Способы и приемы исследования частных, ограниченных областей изучаемых явлений — это:
• методики
121. Соответствие идеального эксперимента реальному выражается в такой его характеристике, как:
• валидность
122. Рядоположное описание отдельных самодовлеющих функций называется:
• функционализмом
123. Эмпирические исследования видоизменяют:
• предмет и объект
124. Коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности школьников по определенной программе и по единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений в поведении учащихся, в межличностных отношениях — это:
• педагогический консилиум
125. Свободными, стандартизованными и фокусированными бывают:
• интервью
126. Всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно важных связей с окружающим миром; в психологии — динамичное условие становления, реализации и видоизменения деятельности называется:
• активностью
127. «При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия», — писал:
• С.Л. Рубинштейн
128. Относительность принципа верифицируемости гипотезы означает, что, это — ...
• всегда есть вероятность опровержения гипотезы в следующем исследовании
129. Активное взаимодействие с окружающий действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности, называется:
• деятельностью
130. К основным методам психолого-педагогических исследований относятся:
• наблюдение, эксперимент
131. Пробно-поисковый тип исследования, который проводится до основного и является его упрощенной формой, называют:
• пилотажное исследование
132. Назовите признак, который лежит в основе неформализованного наблюдения:
• плановость
133. Наука о закономерностях возникновения, развития, проявления психики и сознания человека называется:
• психологией
134. Систему ценностных ориентаций определяют по:
• М. Рокичу
135. Мышление — это:
• опосредованное и обобщенное отражение действительности в связях и отношениях
136. Форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности — это:
• интерес
137. Сопоставление количественных показателей чего-либо — это:
• количественный анализ
138. Вся лабораторная аппаратура, применяемая в эксперименте, должна быть проверена до его начала во избежание
• артефактов
139. Исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей — это метод ...
• моделирования
140. Метод контрольного близнеца сводится к тому, что ...
• один из близнецов подвергается обучению
141. Необходимо изучать психические явления как в наиболее типичных, так и нетипичных для данного человека условиях в соответствии с принципом
• объективности
142. Социометрия — это исследование ...
• межличностных отношений в группе и коллективе
143. Если возможные значения случайной величины ограничены снизу (сверху) или лежат в конечном интервале, то плотность распределения вне промежутка возможных значений случайной величины полагается равной
• 0
144. Одним из основных представителей психофизического параллелизма является:
• В. Вундт
145. Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании
• рекомендаций педагогической науки
146. К организационным методам психолого-педагогических исследований относятся:
• сравнительный, лонгитюдный, комплексный
147. Исследовательская цель — это:
• промежуточные и конечные результаты исследования, которые должны быть достигнуты
148. Характеристика истинности относится к:
• мысли
149. Письменные документы, в которых определены основные этапы проводимого исследования, называются:
• общий план и программа
150. Обучение и есть развитие — это точка зрения ...
• Э. Торндайка