Методологические основы психологии. Тест с ответами
1. Ориентировочная деятельность, по мнению П.Я. Гальперина, — это:
• предмет
2. В перечень уровней методологии ошибочно внесен уровень:
• гносеологической методологии
3. В разные эпохи предметом психологии признавались:
• деятельность
• душа
• поведение
• сознание
4. Основоположником психологии считают:
• Аристотеля
5. А.Н. Леонтьевым мотив трактуется как:
• опредмеченная потребность
6. Из перечня задач методологии психологии следует исключить поиск ответов на вопросы о:
• принадлежности объектов исследований к школам, парадигмам
7. Степень сплоченности, как уровень развития взаимоотношений в группе, проявляется во взаимном:
• взаимопонимании
• доверии единомышленников
• желании сотрудничать
• эмоциональной удовлетворенности от общения
8. Психическое отражение человека отличается от отражения животных тем, что оно характеризуется:
• сознанием
9. В общей классификации методов познания на основные группы отсутствуют методы:
• фундаментальные
10. Методология научного знания призвана сделать процесс познания:
• достоверным
• оптимальным
11. Нормативному методологическому знанию ошибочно приписывается функция
• побуждения к проведению исследования
12. К осознанным побуждениям относятся:
• желание
• интерес
• мотив
13. Общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующей их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий, называется:
• познанием
14. Не получила признания на современном этапе развития методологии психологии парадигма
• постклассическая
15. Научная деятельность есть процесс целенаправленного, организованного получения нового знания:
• в сообществе ученых
• в сфере исследовательской деятельности
• преимущественно в научных учреждениях
16. Принципу развития свойственны элементы:
• онтогенеза
• филогенеза
• эволюции
17. Целостность восприятия реализуется в:
• взаимосвязи и взаимодействии ощущений
18. Сложность толкования потребностей, целей и мотивов объясняется:
• несоответствием между научными и обыденными понятиями
• сложившейся в русском языке терминологией
• сложностью выделения из единого процесса деятельности взаимозависимых составляющих
19. Психологический анализ деятельности, основанный на положениях системного подхода, в самом общем виде предполагает:
• выделение отдельных элементов и рассмотрение связей между ними
• нахождение возможностей и учет особенностей управления деятельностью
• определение ее психологической структуры
• установление характера взаимосвязи и взаимодействия с окружающей средой
20. При учете влияний на сферу сознательных психологических отношений следует исключить учет
• влечений
21. Формой субъективных образов, в которой психическое отражение человека воспроизводит признаки, структурные характеристики и отношения других объектов, является:
• восприятие
• ощущение
• представление
22. Термин «психология» впервые появился в:
• ХVIII в. у немецкого философа Христиана Вольфа
23. Основным идеалом ученых эпохи классической парадигмы выступала:
• математика
24. Разновидностью метода интроспекции является метод:
• аналитической интроспекции
• синтетической интроспекции
25. К основным признакам деятельности относятся:
• предметность
• сознательность
• субъектность
• целесообразность
26. К общенаучным методам относятся:
• моделирование
• наблюдение
• эксперимент
27. Атрибутами теории являются:
• объект
• познавательные средства
• ценность
28. Основными и самыми общими задачами ориентировочной деятельности являются:
• анализ проблемной ситуации
• контроль и коррекция выполнения действия
• построение плана действия
• установление отношения между элементами ситуации и их актуальными значениями
29. Стремясь усовершенствовать наивный бихевиоризм, необихевиористы предложили новое понятие:
• промежуточных переменных
30. Сфера организованной человеческой деятельности, основная функция которой — выработка знаний о мире, их систематизация и построение на этой основе образа мира и способов взаимодействия с ним, называется:
• наукой
31. Материальная причинная обусловленность психических явлений основана на:
• детерминизме
32. Неклассическая парадигма характеризовалась:
• повышением роли субъекта познания
• признанием "открытого кризиса" в психологии
• признанием зависимости от социальных обстоятельств
33. Из перечня признаков понятия "принцип" следует исключить внесенный по ошибке признак:
• анархизм
34. В.П. Зинченко и С.Д. Смирнов предлагают в качестве предмета методологии рассматривать особую форму рефлексии, самосознания науки, включающую в себя:
• анализ предпосылок и оснований научного познания
• выявление детерминант процесса познания, его структуры
• критическую оценку получаемых наукой знаний
35. Чаще всего сознание отождествлялось с:
• вниманием
• мышлением
36. На разных этапах существования наука выполняла функции:
• объяснительную
• познавательную
• стимулирующую
37. Психологическая ориентировка начинает действовать:
• в условиях новизны ситуации
38. Системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности, — это:
• психика
39. Субъективная, конкретизированная, осознанная модель желаемого результата деятельности (образ или вербальное описание), ради которого совершается деятельность, называется:
• целью
40. Утрата интереса к ассоциативной психологии произошла из-за недоступности явлений сознания
• объективному наблюдению
41. Редукция — это:
• метод
42. Предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания, называется:
• категорией
43. Теоретическая проблема представляет собой словесную формулировку стоящей перед исследователем задачи
• что нужно выяснить
44. По П.Я. Гальперину, действие имеет следующие параметры:
• обобщенность
• сокращенность
• степень освоенности
• уровень выполнения
45. При сохранении личной позиции человека в ситуации влияния на него значимых людей его конформность в социально-психологических отношениях проявляется в сознательной внешней
• уступчивости
46. Словесно методологическую проблему можно выразить фразой
• как разрешить теоретическую проблему
47. В ниже приведенный перечень признаков психики ошибочно внесен признак:
• теологическое происхождение
48. Единица анализа изучаемого психологического явления должна представлять его:
• специфику
49. Субъективным феноменом (продуктом) целостного интегрального психического отражения как познания реальной действительности, возникающим в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности, является:
• психический образ
50. На разных этапах деятельности А.Н. Леонтьев и ученики его школы поддерживали в качестве единицы анализа психического:
• действие
• предметную деятельность
• разумный смысл
51. Основным видом деятельности является:
• игра
• труд
• учеба
52. То, что принадлежит самому объекту и не зависит от субъекта, есть:
• объективное
53. Первопричинами деятельности являются:
• потребность
• приказ
54. По классификации Б.М. Кедрова, объектами науки могут выступать:
• природа
• человек
55. Теория отличается от эмпирического знания:
• достоверностью
• обобщенностью
• сопоставимостью
56. "Заземленность", конкретность современных научных исследований, их прикладная направленность приводит порой к пренебрежению методологией, что, в свою очередь, становится причиной таких ошибок, как:
• выход за границы научного поиска из-за формального отношения к первоначально разработанной терминологии
• однообразие алгоритмов исследования без их "привязки" к специфике
• преувеличение безупречности современных методов исследования
• преувеличение роли статистической обработки данных
57. В перечень форм детерминизма ошибочно внесен детерминизм:
• фатальный
58. Порядок взаимного расположения наук в системе научных знаний, обусловленный определенными принципами, называется:
• классификацией
59. Происходившие в процессе эволюции научного знания смены парадигм не предполагали:
• строгого разграничения
60. Рефлексия для субъекта — это процесс ...
• самопознания
61. Для сознания характерна:
• активность
• интенциональность
• разная степень ясности
• способность к рефлексии
62. Постнеклассическая парадигма может быть охарактеризована с позиций
• научной рациональности
63. Эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно испытываемое и представленное в сознании субъекта и выступающее для него событием его собственной жизни, называется:
• переживанием
64. Продукт общественной материальной и духовной деятельности людей, идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого называется:
• знанием
65. Бихевиоризм первоначально сложился в:
• зоопсихологии
66. Процессу конкретно-научного познания ошибочно приписывается такая функция методологии, как:
• прогнозирования успешности процесса познания
67. Наиболее общими положениями системного подхода являются:
• единство сознания и деятельности
• наличие признаков деятельности
• системность деятельности
• социальная природа психической деятельности
68. Всеобщим свойством материи, заключающимся в способности объектов воспроизводить с различной степенью точности те или иные признаки, структурные характеристики, качества и отношения других объектов, является:
• отражение
69. Несостоятельность бихевиоризма проявилась в:
• изучении поведения без явлений сознания
• недоступности психологического содержания поведения объективной регистрации
• перенесении результатов исследования животных на человека
• тезисе ненаучности психики
70. В ниже приведенный перечень структурных компонентов деятельности ошибочно внесен:
• стереотип
71. Критерием научности знания является:
• практика
72. Из перечня исторических типов методологии науки следует исключить тип:
• технократический
73. Теория призвана:
• объяснять
• описывать
• предсказывать
74. Термину «парадигма» в советской философии соответствовало понятие:
• тип (стиль) научного мышления
75. В процессе социально-психологических отношений человека с другими людьми возможно возникновение эффекта:
• подражания
• психологического заражения
• соревнования
76. Психологический анализ деятельности на основе принципа системности в самом общем виде предполагает:
• выделение элементов и их взаимосвязи
• определение ее структуры
• поиск возможностей и учет особенностей управления деятельностью
• установление характера взаимосвязи и взаимодействия с окружающей средой
77. Процесс общения предусматривает предметный обмен:
• материальными ценностями
78. В процессе психических отношений чувства не могут быть:
• лживыми
79. ____________________ функция программы психологического исследования заключается в интеграции деятельности членов исследовательской группы для решения поставленной проблемы, в достижении рационального разделения труда.
• Организационная
80. ____________________ функция программы психологического исследования состоит в определении научной проблемы, для решения которой проводится психологическое исследование; в установлении системы его внешних связей.
• Методологическая
81. Верны ли утверждения? А) Объяснительные гипотезы — предположения о существенных свойствах объектов; предположения о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта Б) Описательные гипотезы — предположения о существенных свойствах объектов; предположения о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта
• А — нет, Б — да
82. Пробно-поисковое исследование, предшествующее основному и предпринимаемое в целях проверки качества подготовки основного исследования, — это:
• пилотажное исследование
83. Сформулированная нерешенная задача в области методологии, признание исследователем наличия затруднений в процессе разработки новых методов и средств достижения цели при решении теоретической проблемы или сложности выбора оптимального метода из числа нескольких имеющихся — это методологическая(-ий) ...
• проблема
84. Верны ли определения? А) Концепция — это система обобщенных взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации Б) Мировоззрение — это система обобщенных взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации
• А — нет, Б — да
85. Верны ли определения? А) Цели исследования — конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы Б) Задачи исследования — конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы
• А — нет, Б — да
86. Наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, — это:
• теория
87. Форма духовной человеческой деятельности, основная функция которой — выработка знаний о мире, их систематизация и построение на этой основе образа мира и способов взаимодействия с ним, — это:
• наука
88. Методология науки предполагает поиск ответов на вопросы о:
• критической оценке получаемых наукой знаний
• методах, способах организации познавательной деятельности
• принадлежности субъектов исследований к школам, парадигмам или направлениям психологии
• проблематике научных поисков, динамике изменения их содержания по различным основаниям
• состоянии и перспективах развития науки
• специфических объективных и субъективных условиях и факторах организации научных изысканий, оказавших влияние на их содержание, динамику и результаты
89. Модель ожидаемого конечного результата, который может быть достигнут только с помощью проведения исследования, — это ____________________ исследования.
• цель
90. Постановка научной проблемы предполагает:
• обнаружение существования неразработанности проблемы
• описание проблемной ситуации на естественном языке
• осознание потребности в устранении дефицита
• формулирование проблемы в научных терминах
91. Верны ли определения? А) Методический раздел программы психологического исследования — определение, формулировка и обоснование проблемы, ее теоретическая актуальность и практическая неразработанность; определение стратегического плана исследования; характеристика цели и задач исследования Б) Методологический раздел программы психологического исследования — определение, формулировка и обоснование проблемы, ее теоретическая актуальность и практическая неразработанность; определение стратегического плана исследования; характеристика цели и задач исследования
• А — нет, Б — да
92. Верны ли утверждения? А) На эмпирическом уровне познания преобладает живое созерцание; рациональный момент и его формы здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение Б) Эмпирический уровень познания характеризуется преобладанием рационального момента и его форм; живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным аспектом познавательного процесса
• А — да, Б — нет
93. Верны ли утверждения? А) Объяснительные гипотезы — предположения о степени тесноты связей взаимодействия; предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых процессах и явлениях Б) Описательные гипотезы — предположения о степени тесноты связей взаимодействия; предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых процессах и явлениях
• А — да, Б — нет
94. Конкретный предмет, процесс, явление, изучаемое с помощью определенных методов исследования, — это:
• объект исследования
95. Верны ли определения? А) Теория — совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих характерный тип исследования и его основные направления в конкретном историческом периоде Б) Проблема — практическое или теоретическое противоречие, заставляющее, побуждающее изучить совокупность явлений в целях понимания их природы и выявления способов управления ими
• А — нет, Б — да
96. Верны ли определения? А) Теоретические исследования ставят своей целью содействие решению психологических проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее Б) Практические исследования ставят своей целью содействие решению психологических проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее
• А — да, Б — нет
97. Уровень ____________________ ориентирован на совокупность методов, принципов и процедур исследования, применяемых в той или иной специальной дисциплине, и применим к ограниченному классу объектов и познавательных ситуаций, специфических для данной области знания.
• конкретно-научной методологии
98. Верны ли утверждения? А) Принцип личностного подхода: сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность это форма активности сознания человека, что сознание в то же время есть регулятор поведения и действий человека Б) Принцип диалектической связи сущности и явления позволяет увидеть взаимное обусловливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности
• А — нет, Б — да
99. Уровень ____________________ основан на системном подходе и представляет собой учение об основаниях и детерминантах развития систем, их самоорганизации, о необходимости образования систем в процессе развития природы и общества.
• общенаучных принципов и форм исследования
100. Принцип ____________________ позволяет увидеть взаимное обусловливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности.
• диалектической связи сущности и явления
101. Связь наук, порядок их взаимного расположения в системе научных знаний, обусловленный определенными принципами, которые отражают, прежде всего, свойства и связь объектов, изучаемых различными науками, а также методы их изучения, — это ____________________ наук.
• классификация
102. Термин «психология» впервые появился в:
• ХVIII веке у немецкого философа Христиана Вольфа
103. Общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий, — это:
• познание
104. Верны ли утверждения? А) Организационная функция программы содержит общий логический план, на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к использованию методов измерения, регистрации и анализа психологических данных; упорядочивает методические средства и процедуры в соответствии с поставленными задачами, обеспечивает возможность сопоставления результатов разных исследований Б) Методологическая функция программы психологического исследования состоит в определении научной проблемы, для решения которой проводится психологическое исследование; в установлении системы его внешних связей
• А — нет, Б — да
105. Методология науки предполагает поиск ответов на вопросы о:
• детерминантах процесса познания и его структуре
• категориальном аппарате
• предмете науки и конкретного исследования
• предпосылках и основаниях научного познания
• принципах и подходах к организации научного познания
106. По мнению В.Н. Помогайбина, основой исторических типов методологии науки являются подходы:
• гуманитарный
• естественно-научный
• массовидный
• парадигмальный
• религиозный
107. Верны ли определения? А) Гипотеза — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности Б) Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности
• А — нет, Б — да
108. Уровень ____________________ имеет форму философского знания, добываемого с помощью методов самой философии.
• философской методологии
109. Изучение организационной специфики научной деятельности и ее институтов, комплексное исследование научного труда, изучение деятельности по производству научных знаний — это:
• науковедение
110. Уровень ____________________ связан с описанием способов, конкретных приемов получения измеряемой информации, требований к процессу сбора эмпирических данных, в том числе проведения эксперимента и методов обработки экспериментальных данных, учета погрешностей.
• методики и техники исследования
111. На ____________________ этапе продумываются возможности создания экспериментальной ситуации, чтобы можно было выявлять и изучать именно те показатели, признаки, которые наметил исследователь.
• экспериментальном
112. Верны ли определения? А) Показатели — система внешних и внутренних признаков проявления исследуемого феномена Б) Показатели — степень соответствия показателя требованиям, предъявляемым к тем или иным видам деятельности или нормам, принятым в психологии
• А — да, Б — нет
113. Система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью — получение достоверных данных об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования, — это психологическое ...
• исследование
114. Система внешних и внутренних признаков проявления исследуемого феномена — это:
• показатели
115. Теоретическое обоснование позиций в науке и реальной жизни, которое осуществляется на основе материализма и диалектики, а также основополагающей системы принципов, способов организации и построения научного исследования, — это ____________________ методология.
• всеобщая
116. Система обобщенных взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации, — это:
• мировоззрение
117. Часть объективной реальности, которая существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя, — это ____________________ исследования (в психологии).
• объект
118. Верны ли утверждения? А) Принцип отражения — рассматривает психику, сознание как особую форму отражения объективной реальности, а адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности и поведения Б) Принцип развития — требует, чтобы все психические явления и процессы рассматривались как причинно обусловленные объективной реальностью, с одной стороны, и деятельностью мозга, с другой
• А — да, Б — нет
119. Практическое или теоретическое противоречие, заставляющее, побуждающее изучить совокупность явлений в целях понимания их природы и выявления способов управления ими, — это:
• проблема
120. ____________________ этап — это этап создания методики исследования конкретного психологического процесса или явления.
• Методический
121. Принцип ____________________ требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его психических свойств и качеств.
• личностного подхода
122. Верны ли утверждения? А) Предметом психологии (как и любой другой науки) является объективно существующая реальность — человек, группа, общество Б) Объектом психологии (как и любой другой науки) является объективно существующая реальность — человек, группа, общество
• А — нет, Б — да
123. Верны ли определения? А) Рефлексия — это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний Б) Проблема — форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве
• А — да, Б — нет
124. Верны ли определения? А) Всеобщая методология — теоретическое обоснование позиций в науке и реальной жизни, которое осуществляется на основе материализма и диалектики, а также основополагающей системы принципов, способов организации и построения научного исследования Б) Частная методология — теоретическое обоснование позиций в науке и реальной жизни, которое осуществляется на основе материализма и диалектики, а также основополагающей системы принципов, способов организации и построения научного исследования
• А — да, Б — нет
125. Принцип ____________________ рассматривает психику, сознание как особую форму отражения объективной реальности, а адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности и поведения.
• отражения
126. Верны ли определения? А) Объект исследования (в психологии) — наиболее существенные свойства и отношения, познание которых особенно важно для решения проблемы психологического исследования Б) Объект исследования (в психологии) — часть объективной реальности, которая существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя
• А — нет, Б — да
127. Конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы, — это ____________________ исследования.
• задачи
128. ____________________ функция программы содержит общий логический план, на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к использованию методов измерения, регистрации и анализа психологических данных; упорядочивает методические средства и процедуры в соответствии с поставленными задачами, обеспечивает возможность сопоставления результатов разных исследований.
• Методическая
129. Верны ли определения? А) Методологический раздел — определение выборки из генеральной совокупности, характеристика используемых методов сбора исследовательской информации; логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее математической обработки и обработки на ЭВМ Б) Методический раздел — определение выборки из генеральной совокупности, характеристика используемых методов сбора исследовательской информации; логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее математической обработки и обработки на ЭВМ
• А — нет, Б — да
130. При рассмотрении структуры методологии науки принято выделять следующие ее уровни:
• уровень конкретно-научной методологии
• уровень методики и техники исследования
• уровень общенаучных принципов и форм исследования
• уровень философской методологии
131. Верны ли определения? А) Предмет исследования (в психологии) — наиболее существенные свойства и отношения, познание которых особенно важно для решения проблемы психологического исследования Б) Предмет исследования (в психологии) — часть объективной реальности, которая существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя
• А — да, Б — нет
132. Верны ли определения? А) Познание — общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий Б) Знание — общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий
• А — да, Б — нет
133. Верны ли определения? А) Парадигма — совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих характерный тип исследования и его основные направления в конкретном историческом периоде Б) Концепция — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности
• А — да, Б — нет
134. Совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих характерный тип исследования и его основные направления в конкретном историческом периоде, — это:
• парадигма
135. Принцип ____________________ ориентирует исследователя на изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, а также учет качественных и количественных характеристик этих изменений.
• развития
136. Форма научного отображения проблемной ситуации — это проблема ...
• исследования
137. Верны ли определения? А) Предмет познания — это категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности Б) Объект познания — это категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности
• А — нет, Б — да
138. Верны ли определения? А) Задача исследования — модель ожидаемого конечного результата, который может быть достигнут только с помощью проведения исследования Б) Цель исследования — модель ожидаемого конечного результата, который может быть достигнут только с помощью проведения исследования
• А — нет, Б — да
139. Верны ли определения? А) Принцип детерминизма рассматривает психику, сознание как особую форму отражения объективной реальности, а адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности и поведения Б) Принцип развития ориентирует исследователя на изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, а также учет качественных и количественных характеристик этих изменений
• А — нет, Б — да
140. Научное предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть, — это:
• гипотеза
141. Определенный способ понимания трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности — это:
• концепция
142. Верны ли определения? А) Методическая функция программы психологического исследования содержит общий логический план, на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к использованию методов измерения, регистрации и анализа психологических данных; упорядочивает методические средства и процедуры в соответствии с поставленными задачами, обеспечивает возможность сопоставления результатов разных исследований Б) Методическая функция программы психологического исследования заключается в интеграции деятельности членов исследовательской группы для решения поставленной проблемы, в достижении рационального разделения труда
• А — да, Б — нет
143. Степень соответствия показателя требованиям, предъявляемым к тем или иным видам деятельности или нормам, принятым в психологии, — это:
• критерии
144. Научное предположение о структуре объекта, о характере и сущности связей между его элементами, о факторах, обусловливающих эти связи, — это ____________________ исследования.
• гипотеза
145. Зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах, — это:
• предмет познания
146. Верны ли определения? А) Концепция — определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности Б) Теория — определенный способ понимания трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности
• А — да, Б — нет
147. Категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, — это:
• объект познания
148. Верны ли определения? А) Предмет познания — зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах Б) Объект познания — зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах
• А — да, Б — нет
149. Верны ли определения? А) Критерии — система внешних и внутренних признаков проявления исследуемого феномена Б) Критерии — степень соответствия показателя требованиям, предъявляемым к тем или иным видам деятельности или нормам, принятым в психологии
• А — нет, Б — да
150. Верны ли определения? А) Методологическая проблема — сформулированная нерешенная задача в области методологии, как признание исследователем затруднений в процессе разработки новых методов и средств достижения цели при решении теоретической проблемы или сложности выбора оптимального метода из числа нескольких имеющихся Б) Проблема исследования — сформулированная нерешенная задача в области методологии, как признание исследователем затруднений в процессе разработки новых методов и средств достижения цели при решении теоретической проблемы или сложности выбора оптимального метода из числа нескольких имеющихся
• А — да, Б — нет
151. К числу основных структурных компонентов теоретического познания относятся:
• гипотеза
• проблема
• теория
152. На ____________________ этапе исследования на основе уточнения сущности и содержания исследуемых научных категорий по предполагаемому объекту и предмету исследования и управленческой практики разрабатывается программа исследования, выявляются наиболее актуальные проблемы исследования, приоритетные, прежде всего для организации, учреждения или учебного заведения, уточняется сам объект и предмет исследования, обосновываются цель и задачи исследования, вырабатывается научная гипотеза.
• теоретическом
153. На ____________________ этапе осуществляется обобщение, количественный и качественный анализ, проводится статистическая обработка полученных результатов исследования.
• аналитическом
154. Позиция исследователя в подходе к изучению конкретного явления или процесса и в то же время путь получения и обработки научной информации — это методология ...
• конкретного исследования
155. Продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого — это:
• знание
156. Часть генеральной совокупности, которая реально изучается, — это:
• выборка
157. Принцип ____________________ требует, чтобы все психические явления и процессы рассматривались как причинно обусловленные объективной реальностью, с одной стороны, и деятельностью мозга, с другой.
• детерминизма
158. Принцип ____________________: сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность это форма активности сознания человека, что сознание в то же время есть регулятор поведения и действий человека.
• единства сознания и деятельности
159. Субъективное, эмоциональное состояние нужды в чем-либо — это:
• потребность
160. Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе, о методах познания истины, особого рода знание о научном знании — это:
• методология