Курсар - Дипломная, курсовая, реферат на заказ
Служба спасения для студентов

Контрольная работа по педагогике скачать бесплатно

Скачать бесплатно
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вашему вниманию в разделе «Проблемно-аналитический материал» предлагаются два текста: отрывок из работы В.П. Вахтерова [5] «Основы новой педагогики» и извлечения из статьи Э.Д. Днепрова «Школа и общество».
1.1. На основе сравнительного анализа текстов и своего представления о проблемах современного образования и педагогической науки:
  • выделите ключевые идеи (позиции), объединяющие авторов в их оценках состояния и развития образовательной практики и педагогической теории; постройте таблицу, каждый раздел которой должен включать ключевую идею и суждения авторов;
  • сформулируйте приоритетные задачи образовательной политики и педагогической науки, укажите, что в рамках решения этих задач должно стать объектом и предметом исследований конкретных научных дисциплин и отраслей педагогики (напр.: дидактики, сравнительной педагогики, профессиональной педагогики, этнопедагогики и др.), а также других наук, изучающих проблемы человека, общества, научного познания.
1.2. Постарайтесь дать определения следующим понятиям, приведенным в текстах:
·         гармоническое развитие
·         дидактоцентризм
·         образовательное общество
·         самоопределение
·         человекообразующая функция педагогического процесса
·         школа как социокультурный институт
1.3. Согласны ли вы с мыслью К.Д. Ушинского: «Воспитатель есть художник; школа – мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества»? [17]
1. Соотнесите это мнение с суждениями В.П. Вахтерова и Э.Д. Днепрова об истоках и целях развития человека. Постарайтесь обосновать свой вывод.
2. Попробуйте на основе анализа фрагмента статьи П.Г.Редкина (см.: раздел «Проблемно-аналитический материал») составить свод правил, которыми следовало бы руководствоваться при изложении учебного материала по педагогике.
3. Попытайтесь, выступив в двух амплуа: сторонника и оппонента К.Д. Ушинского, доказать справедливость и необоснованность утверждения автора о том, что педагогика не есть наука (на основании фрагмента «Предисловия...», представленного в разделе «Проблемно-аналитический материал»).
4. Мы говорили о том, что педагогика активно использует данные других наук и изменяется в результате их влияния. А оказывает ли педагогика влияние на развитие других наук? Если оказывает, то какое?
5. Исходя из известных вам тенденций развития общества и воспитания, попробуйте определить перспективы развития системы наук о человеке: значение каких наук возрастет? Какие новые научные дисциплины могут (или должны) появиться?
6. Начните работу по составлению «краткого педагогического словаря» (см. приложение). Постарайтесь формулировать определение кратко, четко, ясно.
 
 
 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Ответьте на вопрос: В.П. Вахтеров пишет: «Воспитание – это самое трудное из искусств». Можно ли на основании этого высказывания и всего прочитанного отрывка сделать вывод, что он считал воспитание только искусством? (см. «проблемно-аналитический материал» к теме 1.1. отрывок из работы В.П. Вахтерова [1] «Основы новой педагогики»)
2. Л.Н. Толстой, который известен не только как великий писатель, но и как один из крупнейших отечественных педагогов, писал: «Воспитание не есть предмет педагогики, но одно из явлений, на которое педагогика не может не обратить внимания, предметом же педагогики Должно и может быть только образование. Образование в обширном смысле, по нашему убеждению, составляет совокупность всех тех влияний, которые развивают человека, дают ему более обширное миросозерцание, дают ему новые сведения. Детские игры, страдания, наказания родителей, книги, работы, учение насильственное и свободное, науки, жизнь – все образовывает». [9].
С чем здесь вы можете согласиться? Что могло бы вызвать сомнение?
Попробуйте соотнести утверждение Л.Н. Толстого «воспитание не есть предмет педагогики» с тезисом о том, что предмет науки составляют наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые с определенной целью данной наукой.
3. Разгадайте кроссворд и по аналогии составите свой, используя основные педагогические и профессионально-педагогические категории.
По горизонтали:
1. Процесс последовательных, прогрессивных, внутренних и внешних изменений, которые характеризуются переходом от низших к высшим формам и уровням жизнедеятельности человека.
2. Процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.
3. Лицо, зарегистрированное в службе занятости (бирже труда) в качестве ищущего работу при условиях: отсутствие работы, отвечающей имеющимся профессиональным знаниям, навыкам и умениям; невозможность подбора подходящей работы из-за отсутствия соответствующей профподготовки, утраты способностей к выполнению работ по прежней специальности; необходимость повышения квалификации по имеющимся профессиям (специальностям).
4. Осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.
5. Вид трудовой деятельности в рамках определенной профессии.
6. Свойство личности, приобретаемое в процессе опыта и представляющее собой высший уровень овладения профессиональными знаниями, навыками, умениями и элементами творческой деятельности.
7. Сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьею, образ учреждениями.
8. Работник, в котором сегодня есть реальная потребность у государственных и негосударственных предприятий (и учреждений), кто может производить продукт, в котором есть реальная потребность.
9. Работник физического труда, требующего начального или среднего профессионального образования.
10. Совокупность трудовых функций в рамках данной профессии или специальности.
По вертикали:
1. Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
2. Род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и используемый как источник существования.
3. Это не только мастерское владение профессией (специальностью), но и высокая гражданская зрелость, ответственность и наличие чувства профессионального долга.
4. Активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.
5. Человек, нанявшийся на производство (государственное или частное), осуществляющий производительный труд и живущий за счет оплаты своего труда.
6. Сложнейший процесс профессионального самовоспитания, самообразования, самообучения, осуществляемый в единстве с профессиональным воспитанием, образованием, обучением, направленный на развитие личностного потенциала, называется профессиональным ___________________________
7. Данные отношения являются разновидностью отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.
8. Работник обслуживающего труда, основанного на интеллектуальной деятельности.
9. Развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
10 Целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Для заметок
 
 
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Прочитав фрагмент из статьи М.И. Демкова (см. раздел «Проблемно-аналитический материал»), подготовьте в форме кратких тезисов обоснование необходимости и роли гипотезы в научном исследовании.
2. Составьте библиографическое описание (карточки) работ, представленных в разделе «Проблемно-аналитический материал» первой и второй тем данного пособия.
3. На основе анализа приведенных ниже текстов (см. раздел «Проблемно-аналитический материал»), постарайтесь выполнить следующие задания (или одно из них по вашему выбору):
  • определите педагогические проблемы, которые, по Вашему мнению, целесообразно было бы исследовать;
  • сформулируйте проблему научно-педагогического исследования, дайте краткое обоснование ее актуальности;
  • определите объект, предмет, тему, цель, задачи исследования;
  • попытайтесь построить гипотезу и составить план экспериментальной работы.
4. Сформулируйте определения следующим понятиям, и запишите в свой «краткий педагогический словарь»:
  • проблема;
  • тема;
  • цель
  • задача;
  • гипотеза
  • исследовательский подход;
  • эксперимент.
5. Прочитайте отрывок из замечательной, удивительно доброй, книги Януша Корчака «Как любить ребенка» и определите, какие и насколько значимые противоречия в системе межличностных отношений детей раскрывает автор.
 
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Внимательно прочите документ, представленный в проблемно-аналитическом материале. Выскажите свое мнение о  реализации Болонской Декларации в нашей стране, а также продумайте, какие последствия может вызвать ее реализация. Свой ответ оформите в виде ЭССЕ.
 
 
 
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Дайте характеристики общепедагогическим принципам организации и функционирования процесса обучения, выделив условия их применения.
2. Обобщите выше изложенный материал и полученную информацию на лекции по данной теме и напишите СИНКВЕЙН.
3. Проанализируйте урок (или конспект урока см. проблемно-аналитический материал Темы 2.2.) с позиции реализации общепедагогических и дидактических принципов, оцените реализацию этих принципов.
                                                                                                                  
1.1 Сравнительная таблица
 
1. В.П. Вахтеров «Основы новой педагогики» Произведение автора  содержат в себе многие ключевые идеи российской социогуманитаристики начала XX столетия. Здесь, наряду с естественно-научными заимствованиями, широко представлены философские, социологические, психологические, опытно-педагогические и другие взгляды на природу и сущность человека. При этом речь всегда идет не о простом пересказе взглядов тех или иных исследователей природы и сущности человека, а о попытках их оригинальной интерпретации, качественно новом синтезе разных точек зрения. Вахтеров предлагает использовать взятый на вооружение социологами позитивистской направленности принцип эволюционизма, расширительно толкуя его не просто как имманентное биологическое стремление индивида и рода к саморазвитию, но также и как прогрессивный исторический процесс. В произведении  речь  идет об онтогенетических особенностях формирования индивидов, что полностью соответствует основным положениям теории эволюционного развития живых организмов, разработанной в трудах таких авторитетных естествоиспытателей XIX в., как Ч. Дарвин и Э. Геккель. Поэтому можно с полной определенностью утверждать, что, обозревая различные аспекты теории эволюции, В. П. Вахтеров, в отличие от существующей педагогической традиции онтогенетической интерпретации принципа развития, большое внимание уделяет филогенетическим аспектам процесса поступательного движения. С этой целью Вахтеров обращается к философско-социологическим трактовкам идеи общественного прогресса, которые он находит в учениях Тюрго, Кондорсе, Канта, Гегеля, Конта, Спенсера.
2. Э. Днепров «Школа и общество» Произошло огосударствление школы, ее бюрократизация, в результате чего она стала функционировать "в режиме единообразия, единомыслия и единоначалия". Школа вступила на опасный путь всеобщего усреднения личности, чем лишила и личность, и себя способности к развитию, "что объективно вело к подрезанию интеллектуальных корней нации". Есть только один выход - кардинальное обновление школьной политики и самой школы. "Ключевые позиции обновления советской школы - ее развитие, ее демократизация, гуманизация, реализм школьной политики".
  Узловой момент идеологии новой школы - это идея развития. У нее три грани: "постоянное развитие образования, превращение его в механизм развития личности и в действенный фактор развития общества". Важнейшим фактором развития школы является педагогический поиск и эксперимент, опирающийся на сеть экспериментальных площадок.
Первостепенная задача новой школы - устранить плотины, мешающие развитию ребенка, построить такую педагогическую систему, которая могла бы всемерно стимулировать это развитие.
Демократизация школы - это отказ от концепции "винтика" ради концепции человека как высшей ценности общества. "Это - поворот школы от ведомственных, местнических нужд и интересов к интересам и потребностям общества и личности. Это - преодоление безликого, удушающего единообразия организации школы, содержания, форм и методов образования, раскрытие их бесконечного многообразия, их вариативности и полифоничности. Это - раскрепощение педагогических отношений, изменение самой их сути, выход из системы подчинения или противостояния в систему сотрудничества. Это - открытость школы, привлечение к ней общественных сил, включение общественного фактора в ее развитие". Первым шагом на пути демократизации школы должен быть отказ от видения ее как чисто государственного учреждения: "Одна из основных закономерностей развития народного образования состоит в том, что это развитие возможно лишь при взаимодействии двух его ведущих факторов - государства и общества...Школа как общественно-государственный институт не может жить только на государственном дыхании. Рано или поздно у нее наступает "кислородное голодание". И рано или поздно общество вновь должно прийти к ней на помощь".
 
        Анализ:Вахтеров В. П. (Основы новой педагогики,1913 г.) писал: «Новая педагогика не станет требовать одного шаблона и одной программы для всех детей. Она будет исходить из того положения, что способности детей различны и что стремление их к развитию также нетождественны. 
       Ввиду этого новая педагогика требует, чтобы школьное образование было достаточно эластично, чтобы оно давало простор здоровым, ясно выраженным индивидуальным особенностям каждого ученика.
      Старая педагогика, рассматривающая ребенка лишь как материал для развития, заботилась только об одном: научить; новая педагогика должна заботиться о том, чтобы ребенок хотел научиться.
      Если старая школьная педагогика отвечала только на один вопрос: что должен знать и уметь ученик, то новая педагогика постарается ответить на другой вопрос: что в данный момент лучше всего отвечает естественному и нормальному стремлению ребенка к развитию? Если официальная школьная педагогика основывает все обучение на послушании, то новая педагогика – на естественном стремлении ребенка к прогрессивному развитию и на его интересах как выразителях этого стремления.
      Новая педагогика сбросит с плеч ученика весь ненужный багаж устарелых требований, весь балласт знаний, потерявших  в наш век всякий педагогический интерес и всякое значение; она пойдет за современной жизнью и естественными, здоровыми стремлениями самого ученика, будет развивать в нем жажду все новых и новых знаний, соответствующих потребностям и идеалам века. Она не даст ему полных, исчерпывающих современную науку знаний, но она приоткроет завесу, скрывающую знания, укажет путь, а главное – возбудит умственный голод в ребенке. Ее лозунгом будет: все для гармоничного развития нормальных природных задатков ребенка, соответственно со стремлениями ребенка к прогрессивному развитию, все добровольными усилиями самого ребенка, и ничего насилием (Вахтеров В. П. Основы новой педагогики // Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. – М., 1990. – С. 520–523).
     Э. Д. Днепров в труде «Школа и общество» (1989) отмечал: «Идея развития – … узловой момент идеологии новой школы. Три основные грани этой идеи: постоянное развитие образования, превращение его механизм развития личности и в действенный фактор развития общества.
     Нынешняя школа, декларируя задачу всестороннего и гармоничного развития личности, своим авторитарным строем, дидактоцентризмом содержания, форм и методов образования по сути исключает самую возможность развития учащихся. Умственное развитие подменяется усвоением так называемых ЗУНов – знаний, умений, навыков.
       Эмоциональное – примитивными, частичными знаниями об искусстве. Вместо развития способности и готовности к труду формируется стойкая  от него отчужденность – естественное следствие подневольности, случайности и бессистемности узкопонятного учебного труда, безадресности его результатов.
Зоны развития ребенка еще более сужаются из-за искусственного школоцентризма детской жизни, из-за стремления охватить всю жизнь ребенка рамками школы…
       Не менее существенное препятствие развитию ребенка – господствующее понимание цели школы только как «подготовки к жизни». Оно изолирует школьную жизнь ребенка от целостного процесса его жизнедеятельности, отрывает школу от жизни, обучение и воспитание – от других факторов развития детей, зачастую более значимых, особенно в подростковом и юношеском возрасте, – средств массовой информации, «улицы», семейной среды, самообразования.
        Первостепенная задача новой школы – устранить плотины, мешающие развитию ребенка, построить такую педагогическую систему, которая могла всемерно стимулировать это развитие (Днепров Э. Д. Школа и общество // Новое педагогическое мышление. – М., 1989. – С. 44–48).
   
1.2 Определение понятий в трудах Вахтерова и Днепрова 
 
Основные понятия В.П. Вахтеров Э.Д Днепров
Гармоничное воспитание Вахтеров считает вполне достаточным для объяснения целесообразности прогрессивного развития живого объективных данных эволюционной теории, а также субъективного стремления к развитию, присущего каждому индивиду. Даже существование таких нецелесообразных явлений, как бессознательные действия, уродства и несовершенства, не могут  опровергнуть всеобщность телеономии. Развитие, всегда предполагает наличие несовершенства. В противном случае прогресс должен будет прекратиться в силу своей объективной бесполезности. Основной целью воспитания ребенка является всестороннее и гармоничное развитие его личности. Физическое воспитание — неотъемлемая часть этого процесса. В обществе ведется активная пропаганда здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, активный отдых и, конечно, занятия физкультурой, которой отводится особое место в укреплении здоровья.
Дидактоцентризм «Ребенок – вот цель, а государство, семья, школа – только средства. И все средства должны быть направлены на то, чтобы... каждому ребенку было обеспечено полное и гармоничное развитие всех его дарований...» Даже учитель в такой системе оценок Вахтерова, несмотря на его постоянную заботу об учителях, которых он называл «главными архитекторами здания народного образования», понимается лишь как «тот, кто призван защищать право ребенка на развитие». «Ведь помощь следующему за нами поколению в его стремлении к развитию, – говорил Вахтеров, – составляет столь высокую задачу, что перед ней бледнеют все остальные
 
Дидактоцентризм определяется как результат превращения урока в центральное звено учебно-воспитательного процесса школы. Действительно, в массовой школе преобладающей формой обучения продолжает выступать урок с его традиционными  обязательными элементами: запоминание и воспроизведение формальных знаний, проверка, контроль, оценка. Такой урок с жесткой структурой и ориентированный, в основном, на строгую реализацию учебных планов и формальное выполнение программ, достижение запрограммированных результатов в виде знаний, умений, навыков, не способствует эффективному развитию у школьников критического мышления, плюралистического мировоззрения и формированию рефлексивных умений, обобщенных способов выполнения различных видов учебно-поисковой деятельности и, поэтому выступает тормозящим фактором в становлении личности школьника.
Образовательное общество                                                                    образовательное общество Противопоставление «старой» и «новой» школ и, следовательно, «старой» и «новой» методик. Это было обусловлено неудовлетворенностью со стороны представителей педагогической мысли работой школы. Её сословный характер явился причиной разграничения ступеней школы, лишая тем самым учащихся возможности дальнейшего обучения, но наибольшее недовольство педагогов и ученых вызвало состояние образовательного процесса в школе, который базировался исключительно на догматических методах преподавания, требовавших механического заучивания и запоминания со стороны учащихся учебного материала. В.П. Вахтеров рассматривал образование, как систему, как процесс и как результат. Образование - это средство физического, умственного, нравственного развития ребенка. В своих работах педагог раскрыл значение всеобщего образования для экономического и. культурного подъема России, В.П. Вахтеров ратовал за систему образования, которая базировалась на таких принципах, как всеобщности, обязательности и бесплатности обучения.
Педагог говорил об образовании как о ценности, которая состоит из трех взаимосвязанных блоков: ценность государственная, ценность общественная и ценность личностная.
новая демократическая и гуманистическая концепция развития всех уровней отечественного образования, системы его управления, экономического и кадрового обеспечения.Долгое время
последовательно продолжал отстаивать идеалы демократизации образования, необходимость всяческой поддержки общественной составляющей в его развитии. «Национальной доктрине образования в РФ», утвержденной постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 года, говорится об «.. .обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры, воспитании бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России».
       самоопределение это установление человеком своих собственных особенностей, возможностей, способностей, выбор человеком критериев, норм оценивания себя, «планки» для себя, ценностей, исходя из требований социума и к самому себе. Самоопределение - активный процесс понимания себя, своего места в обществе и своего назначения в жизни. Самоопределение - это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. навыки социально-личностного
самоопределения учащихся будут сформированы, если создать
художественно-эстетическую среду, где в условиях комплексного
взаимодействия общего и дополнительного (художественно-эстетического)
образования за счет сочетания возможностей общего образования,
педагогического потенциала искусства и условий социума учащиеся получат,
во-первых, возможность выбора собственной образовательной стратегии на
всех ступенях обучения, что актуализирует навык персональной
ответственности, отбор критериев для выбора, самоанализ; во-вторых,
психолого-педагогическое сопровождение собственного образования с учетом
специфики каждой ступени обучения, что обеспечит учащимся навыки
самообразования, сотрудничества в «паре» и группе и т.п
человекообразующая функция педагогического процесса Всестороннее гармоническое развитие деятельности организма должно быть общей целью образования и воспитания. Это уже актологическая позиция: физическое воспитание есть «воспитание через физическое», а не воспитание «физического» в человеке. Человекообразующую функцию современное образование выполняет плохо. В последние годы стало  ясно, что российское образование не оправдывает надежд на развитие и воспитание человека, способного к переустройству общественной жизни, сохранению культуры, экологии, правопорядка. Философские и социально-психологические исследования фиксируют тенденцию понижения качества человека, особенно его нравственной устойчивости, способностей к выживаемости, культурному обустройству собственной жизни. Отмечается повышение уровня тревожности, агрессии молодежи. В школьной среде стали массовыми явления дезадаптации и деиндивидуализации личности. Социально-педагогическая защита детства, гуманизация и гуманитаризация образования все еще остаются добрыми пожеланиями, не воплотившимися в практике массовой школы.
Конечно, такое положение дел не может быть объяснено только снижением качества образовательной деятельности. Оно обусловлено трудностями социально-экономической ситуации, отсутствием финансирования, политической нестабильностью, непрекращающимися локальными войнами, межнациональными конфликтами, разрушением поликультурной сферы, общей атмосферой бездуховности жизни большинства населения страны.
•     школа как социокультурный институт обновление и расширение содержания обучения в народной школе, за активные методы, способствующие развитию самостоятельного мышления ребенка. Его учебные пособия строились по звуковому аналитико-синтетическому методу, обеспечивая развитие речи ребенка и приобретение прочных орфографических навыков. Установка на опережающую образовательную политику и опережающее развитие образования
В основу современной образовательной реформы были положены  базовые принципы: демократизация образования; его многоукладность, многообразие, вариативность; народность и национальный характер; регионализация образовательной системы; открытость образования. Другие пять принципов обеспечивали “внутренние”, собственно педагогические условия полноценной жизнедеятельности образовательной системы: гуманизация образования, его гуманитаризация; его дифференциация; развивающий, деятельностный характер образования; его непрерывность.
 
1.3 К.Д. Ушинский: «Воспитатель есть художник; школа – мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества»?
1. - С мнением К. Д. Ушинского можно согласиться. Педагогическая концепция В.П. Вахтерова - это педагогика развития, причем в самом широком смысле -  и как развитие индивидуума, и как биологическое развитие, и как исторический процесс. Она базировалась на принципах признания уникальности сущности ребенка, соблюдения его права на познание и усвоение истинно человеческого и себя как истинную индивидуальность, совпадение интересов с общечеловеческими и нахождение простора для развития своей истинной природы, предотвращения источников, способных провоцировать ребенка на асоциальные проявления. Он видел в необходимости сделать ребенка единомышленником и заинтересованным соратником педагога.
       Как подчеркивал Э.Д. Днепров, гуманизация - это ключевой момент нового педагогического мышления. Она требует пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции. Она радикально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его ребенка. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Мера этого развития выступает как мера качества работы учителя, школы, всей системы образования.
Центральная проблема образования - развитие ребенка рассматривается с разных позиций, и хотя в работах критиков доперестроечной школы фиксировалась ее обезличенность, тем не менее, школа как социальный институт, давая знания и формируя умения, сама по себе всегда имела развивающий эффект. Другое дело, что в своем воспитательном компоненте образование было глубоко идеологизированно, но сам процесс освоения знаний в любом случае развивал интеллект и воспитывал волю учащихся. Конечно при этом "поворот школы к ребенку, уважение к его личности, достоинству, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов создает максимально благоприятные условия для раскрытия и развития его способностей, для его личностного самоопределения" (Э.Д. Днепров). Но сами по себе условия могут оказать такое влияние только при наличии специальной программы, направленной на формирование развития личности ребенка. В силу этого, проблемы личностного развития, собственно психологического анализа изменения образовательной парадигмы стали выступать в качестве насущных.
2.Свод правил, которыми следовало бы руководствоваться при изложении учебного материала по педагогике.
-изучение произведений известных зарубежных педагогов;
- знакомство с опытом отечественных педагогов;
- анализ и сравнительная характеристика   результатов работы  выдающихся педагогов:
- выбор оптимальных методов и принципов педагогики.
3. Давайте сначала докажем, что педагогика - это наука.
    Для начала рассмотрим два определения:
 Педагогика – «наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности».
     Педагогика – «совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение».
«Наука о воспитании...» – так практически во всех справочных, научных и учебных  изданиях определяется педагогика.                                
     Педагогическая мысль зародилась и на протяжении многих столетий развивалась в системе древневосточной, античной и средневековой философии и теологии; лишь в XVII в. педагогика начинает приобретать статус самостоятельной науки. К настоящему времени педагогика оформилась как многоотраслевая наука, функционирующая в тесной взаимосвязи с другими научными дисциплинами.
        Нужно отметить, что каждый человек опытным путем приобретает определенные знания в области воспитания, обучения и образования, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например: "Повторение - мать учения", "Яблоко от яблоньки недалеко падает", "Век живи - век учись" и т.п.), составивших содержание народной педагогики. Их роль чрезвычайно велика как в жизни общества, отдельной семьи, так и конкретного человека. Они  помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции.
       Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить книги, школу, учителей, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.
      Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог  К. Д. Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.
       Однако житейский педагогический опыт, несмотря на изустную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности и сегодня составляет основу научного педагогического знания. Именно поэтому К. Д. Ушинский, выступая против эмпиризма в обучении и воспитании, не отождествлял его с народной педагогикой, а, напротив, утверждал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть "бессильным, оно должно быть народным".
      Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета.
    
 
 
4. Влияние педагогики на развитие других наук.
Педагогика не может успешно развиваться изолированно от других наук о человеке.
       Педагогика влияет на развитие всех наук, способствуя совершенствованию образовательного процесса, посредством которого…
- новым поколениям передаются накопленные человечеством научные знания;
- подготавливаются специалисты для научно-исследовательской деятельности.
        Пожалуй, самый очевидный пример взаимосвязи педагогики со всеми науками – это методики преподавания разнообразных учебных дисциплин. Чтобы спланировать учебный процесс по конкретной дисциплине, нужно изучить её особенности, педагогически адаптировать научные знания (приспособить их для наилучшего усвоения), разработать процесс взаимодействия преподавателя с обучающимися, выстроить систему педагогических способов и средств.
       Педагогика испытывает влияние других наук, заимствуя из них знания о человеке и обществе, способы научного познания, приспосабливая к своим нуждам научные подходы и теории, разработанные другими науками.
    Благодаря связи педагогики с психологией становится возможным учёт психологических особенностей обучающихся. Можно сказать, что психологические знания о ребенке служат основой для педагогического процесса. Без знания о психических процессах, об основных этапах становления личности невозможно эффективно управлять деятельностью ученика, его гармоничным развитием. Пока у педагогики было недостаточно собственного научного опыта, она использовала в качестве теории психологию. И сегодня в педагогической деятельности находят применение психологические методики, тесты, анкеты.
        Тесная связь существует у педагогики с философией, ведь педагогическое знание, долгое время являлось частью философских наук. В настоящее время педагогика использует философские концепции и общенаучные подходы, заимствованную в философии логику построения рассуждений и формулирования умозаключений. Современные базовые педагогические теории основываются на постулатах, разработанных в философии: прагматическая теория воспитания и развития личности – на философии прагматизма, экзистенциалистская – на философии экзистенциализма и т.д.
       Конечно, наиболее тесны и многогранны связи педагогики с гуманитарными науками и другими науками о человеке (естественными, социальными). Так, педагогика связана с этикой и эстетикой.
        Необходимость учитывать в педагогическом процессе физиологические особенности обучающихся разного возраста (например, при определении учебной нагрузки или оптимальных гигиенических условий) требует взаимодействия педагогики с физиологией и гигиеной человека.
     Создание особых условий для обучающихся  с отклонениями в здоровье и физическом развитии возможно лишь при реализации связи педагогики с медициной.
         Определение экономических и социальных потребностей и ресурсов при проектировании развития образования обусловило связи педагогики с экономикой, демографией и социологией.
         Под влиянием антропологии (науки о происхождении и эволюции человека) сформировалась педагогическая антропология – наука, объединяющая знания разных наук  о человека как развивающемся субъекте и объекте воспитания.
 
5.Перспективы развития системы наук о человеке: значение каких наук возрастет? Какие новые научные дисциплины могут (или должны) появиться?
        Сейчас все-таки в любом смысле увеличивается роль естественных наук. Это касается человека и связано с громадными открытиями в области генетики человека. Вы знаете, что закончено предварительное описание генома человека, и каждый год получаются новые интересные результаты. Сейчас заканчивается большая аналогичная работа по описанию генома неандертальца, который оказывается очень отличным от человека – это сильно меняет представление о раннем прошлом людей нашего типа. Но об этом, может быть, я позже что-то скажу.
       Сейчас мне хочется сказать об одном новом открытии, которое действительно замечательно и интересно. Вы знаете, что несколько лет назад была обнаружена одна английская семья, внутри которой у многих родственников был обнаружен некоторый дефект, касающийся языка, возможностей говорить и некоторых физических особенностей артикуляции. Исследования, которые были проведены в последнее время, позволили выделить соответствующий ген. Это очень крупное открытие, потому что впервые обнаружен ген, который занят собственно человеческой деятельностью. Ведь речь в ее звуковом виде, которую организует этот ген, не существует даже у наших близких родственников антропоидов, которые предпочитают изъясняться жестами. Т.е. это собственно человеческое свойство. Вот мы начинаем понимать, как передаются собственно человеческие свойства. Это первое, что интересно в этом открытии.
      Но есть и другая его сторона. Этот ген подробно исследовали, сравнивая его с аналогичными частями геномов других животных. И оказалось, что у него очень длинная предыстория, представьте – предыстория, связанная с разными видами общения. На меня самого очень сильное впечатление произвело то, что совсем недавно, буквально два года назад, выяснилось, что аналогичный ген, но не совсем в человеческом виде, а в том виде, какой он имел на более ранних стадиях эволюции, определяет возможности недавно рожденных мышей устанавливать ультразвуковую систему коммуникаций с матерью. Как оказалось, мыши используют некую ультразвуковую коммуникацию, и ее регулирует этот ген. Он так же играет некоторую роль в коммуникации певчих птиц и т.д. Т.е. он у разных видов животных занят звуковым или ультразвуковым общением, а у человека он связан с некоторыми движениями органов речи, именно с артикуляцией, с физической стороной речи, шире.
    Это мне кажется очень интересным, и в этом направлении сейчас идет довольно много новых работ. Т.е. мы пытаемся найти ответ на вопрос, который долгое время не решались задать: «В какой степени поведение человека регулируется наследственными предрасположениями?» Т.е. в какой мере то, как мы приобретаем культуру, что мы можем выучить в культуре, заранее предопределено или обусловлено наследственным веществом, тем, что передано с помощью генетического кода.
 
    Из отдельных вопросов, которые, может быть, менее волнуют, но тем не менее мне тоже представляются интересными – довольно много открыто в области предыстории музыки, общения с помощью музыки и, может быть, танцев. В частности у наших относительно близких родственников антропоидов обнаружены явные черты использования чего-то вроде танцев, ритмической деятельности типа барабанов, они бьют по стволам деревьев. Причем это связано с определенными интересными моментами жизни природы. Например, танец во время дождя, т.е. некоторые формы ритуала. Все это тоже оказывается в какой-то степени унаследованным.
     Мы сейчас вступаем в тот период, когда можно думать, что мы начинаем реально понимать, каково соотношение естественного и культурно-исторического в нашем развитии. Но это, как всегда бывает по отношению к современной науке, небезопасно. Когда наука слишком близко подходит к тайнам, касающимся сути человека, всегда возникают вопрос, где остановиться. Это касается больших успехов естественных наук в познании человеческого мозга, это параллельно происходит и происходило в главных развитых странах, в частности, в последней четверти ХХ в. наиболее интересные результаты были достигнуты в американской и в нашей русской науке.
6. «Краткий  педагогический словарь»
Профессиональная квалификация — это ступени профессиональной подготовленности работника к выполнению того или иного вида труда определенного качества и определенной сложности.
Квалификационный потенциал — систему общих и специальных знаний и умений, обуславливающих способность совершать конкретную профессиональную деятельность;
социально-педагогический потенциал— уровень гражданского сознания, отношения к труду и профессии, интересы, уровень культуры, способствующие повышению эффективности труда.
Профессия — это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и используемый как источник существования.
Специальность — это вид трудовой деятельности в рамках опреде-ленной профессии.
           Сравнительная педагогика – научная дисциплина, объектом которой являются воспитательные и образовательные системы в различных странах, а предметом – закономерности функционирования и развития данных систем. Сравнительный анализ воспитательно-образовательных систем различных народов, общего и специфического в них способствует обогащению национальной педагогической культуры за счет осмысленного использования международного опыта.
          Возрастная педагогика – сравнительно новая научная дисциплина, объектом которой является процесс воспитания ребенка «с момента рождения до перехода к состоянию взрослости», а предметом – «закономерности, методы, средства и технология организации учебно-воспитательного процесса на различных стадиях детства».
        Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, объектом которой является процесс воспитания и образования детей дошкольного возраста, предметом – закономерности данного процесса, формы, методы и средства его осуществления. Может быть представлена как развернутая часть возрастной педагогики.
Кроссворд:
 По  горизонтали:
1.Развитие
2.   Самообучение                               
3. Безработный
4. Перевоспитание
5. Специальность
6. Мастерство
7. Воспитание
8. Конкурентноспособный
9. Рабочий
10. Специализация
По вертикали:
1.Образование
2. Профессия
3, Профессионализм
4.Самообразование
5. Работник
6. Становление
7. Воспитательные
8. Служащий
9. Социализация
10. Обучение
 
 
 
 
 
 
 
Кроссворд №2
По горизонтали
5. Одно из средств формирования коллектива
7. Наука,изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшим социального опыта,необходимого для жизни и труда
9. Педагогика,которая разрабатывает теоретические основы,принципы,методы,формы и средства воспитания и образования человека
12. Функция педагогики,которая реализуется на описательном,диагностическом и прогностическом уровнях
17. Обучение происходит в индивидуальном темпе.все по кусочкам - … .. Обучение
23. Целью какого воспитания является гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса
По вертикали
1. Отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, то есть воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией -.. … .. педагогика
2. Действие, прямо или косвенно воздействующее на поведение человека, побуждающее или тормозящее действие
3. Процесс целенаправленного формирования и развития личности в соответствии с требованиями общества
4. Рассматривает закономерности воспитания у народов мира на разных стадиях исторического развития
6. Выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отстутствию данного качества
8. Исходное значение для педагогической науки имеет … . знание
9. Педагогика,которая занимается исследованием закономерностей функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и и нахождения сходств и отличий
10. Построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя
11. Это процесс и результат усвоения человеком знаний, умений, навыков и связаных с ними практических и познавательных способов деятельности
13. Раздел сурдологии, изучающий проблемы, возникающие при обучении, получении образования глухими и слабослышащими пациентами (акупаты)
14. Наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения
15. Постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств. В этом процессе человек концентрируется на своих собственных желаниях и целях и постоянно добывает все новые и новые знания для их достижения. Этот процесс является основным для достижения жизненного успеха
16. Функция педагогики,которая реализуется на проективном,преобразовательном и рефлексивном уровнях
18. Отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации
19. Специально организованное восприятие исследуемого явления в естественных условиях
20. Применение мер к воспитанникам,побуждающие их выполнять обязанности вопреки желанию, осознавать вину или исправлять поведение
21. Самые слабые шкалы-это шкалы …
22. Устойчивая, повторяющаяся связь в воспитательном процессе, позволяющая добиться эффективных результатов в развитии личности
24. Один из методов воспитания, формирующийя личность через межличностные отношения и общественное мнение
 

7. Осмысливая педагогику как науку, В. П. Вахтеров находил, что она бессистемна, противоречива, хаотична, страдает отсутствием концептуальной идеи, "руководящей точки зрения", которая связывала бы ее отдельные разрозненные части. Ему хотелось все педагогические проблемы "связать в одно целое". "Попытки, предпринятые в этом направлении, не удовлетворяли меня, пока я не пришел к убеждению, что все отдельные элементы педагогики удобнее всего объединяются идеей развития, понимания этой теории в самом широком смысле этого слова - и как развитие индивидуума, и как биологическое развитие рода, и как исторический процесс, и причем главное значение для педагога имеет развитие личности воспитанника...
       Помощь ребенку в реализации стремления к развитию является главным условием воспитания и прогресса в человеческом обществе. Однако это стремление, как правило, заглушается и в семье, и в школе. "На первый план должно быть поставлено естественное стремление к развитию, живущее внутри самого ребенка; и дело педагога предоставить простор для нормального осуществления этого стремления, снять путы и искусственные преграды, лежащие на этом пути и искажающие развитие ребенка"
8. Педагоги никогда не признают различия между образованием и воспитанием, а вместе с тем не в состоянии выражать своих мыслей иначе, как употребляя слово: образование, воспитание, обучение или преподавание. Необходимо должны быть раздельные понятия, соответствующие этим словам. Может быть, есть причина, почему мы инстинктивно не хотим употреблять эти понятия в точном и настоящем их смысле; но понятия эти существуют и имеют право существовать отдельно. В Германии существует ясное подразделение понятий — Erziehung (воспитание) и Unterricht (преподавание). Признано, что воспитание включает в себя преподавание, что преподавание есть одно из главных средств воспитания, что всякое преподавание носит в себе воспитательный элемент, erziehliges Element. Понятие же — образование, Bildung, смешивается либо с воспитанием, либо с преподаванием. Немецкое определение, самое общее, будет следующее: воспитание есть образование наилучших людей, сообразно с выработанным известной эпохой идеалом человеческого совершенства. Преподавание, вносящее нравственное развитие, есть хотя и не исключительное средство к достижению цели, но одно из главнейших средств к достижению ее, в числе которых, кроме преподавания, есть постановление воспитываемого в известные, выгодные для цели воспитания, условия — дисциплина и насилие, Zucht.
 
 
9. Статья  М.И. Демкова
     В педагогике  цель определяется как предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. Целенаправленность является важнейшей характеристикой любой деятельности, в том числе и исследовательской. Она направлена на поиск оптимальных способов преобразования существующей педагогической действительности в новое состояние, мысленное предвосхищение желаемого будущего.
          Цель исследования – это обоснованное мысленное представление об общих конечных и промежуточных результатах научного поиска.
Важно уже в начале исследования сформулировать цель в каком-то виде. Таких формулировок может быть несколько. В ходе исследования они будут уточняться, сжиматься или расширяться. Цель как итог предвосхищения, основанного на сопоставлении педагогического идеала и существующих резервов, отражает необходимые прогрессивные преобразования.
       Следует различать исследовательские и практические цели. Первые могут формулироваться так: выявление факторов развития…, разработка технологии…, создание системы…, разработка теоретических основ и способов управления… и пр. Исследовательская цель ориентирована на определение условий и выявление средства ее достижения. Она позволяет сформулировать практические цели, которыми не должны подменяться исследовательские. В противном случае необходимо будет признать, что научный поиск не состоялся.
         Исследовательская цель должна формулироваться четко, ясно, конкретно, чтобы можно было зафиксировать ее достижение.
     Трудно описать процесс выдвижения и формулирования гипотез. Это явление творческое, в значительной степени зависящее от личностных качеств исследователя. Он должен обладать способностью к обобщению знаний и конструированию нового, владеть умением мысленного моделирования, умением видеть проблему, иметь альтернативный, критический характер мышления, аналоговое мышление, интуицию, отсутствие боязни решать новые задачи, уверенность в успехе, уверенность в том, что проблему можно решить. Работать с мыслью, что «я ее решу, пойду тем путем, какой я вижу! Может быть, придется возвращаться назад, что-то уточнять и еще изучать – это нормально!»
        Если попытаться логически выстроить процесс выдвижения гипотез, то началом можно назвать анализ научных фактов, которые нельзя объяснить существующими теориями; исследователь фиксирует это как возникновение проблемной ситуации; всесторонне изучает новое явление, формулирует научное предположение о возможной причине его возникновения, одновременно определяет следствия, логически вытекающие из предполагаемой причины. На заключительной стадии происходит опытно-экспериментальная проверка соответствия этих следствий фактам действительности. Только в этом случае гипотеза признается основательной.
Подчеркнем еще раз, что гипотеза строится на основе глубокой теоретической проработки и обобщении научных фактов. Они отражают многие явления, связи, отношения, их обобщения; являются продуктом идеализации, предположения, что все аналогичные явления, связи, отношения принадлежат к данному классу явлений. Научным фактом считаются многократно зафиксированные явления, связи, отношения. Не следует их путать с житейским, обыденным опытом и строить гипотезу на основе высказываний даже очень известных ученых, но не специалистов в конкретной интересующей нас области; газетных статей не очень сведущих журналистов; захватывающих всеобщее внимание телепрограмм. Это не тот уровень, на котором должно проводиться научное исследование.
      Итак, толчком рождения гипотезы является исходная ситуация, которая исследователя не удовлетворяет. Он обращается к исходному научному факту, фиксирует его, подвергает анализу с позиций основных положений теоретической концепции данного исследования, которые могут уточняться или конкретизироваться. Далее научный факт преобразовывается в новое состояние. Например, исследователь установил, что в ходе педагогической практики студенты не могут реализовать теорию развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Было высказано предположение: если внести коррективы в процесс теоретической подготовки студентов по педагогике, разработать новый спецкурс, то можно повысить готовность студентов к реализации названной теории обучения.
2. Библиографическое описание (карточки) работ
   - Вахтеров В. П. Основы новой педагогики. — 1913, из-во т-ва И. Д. Сытина, 582 стр.;
    -  Днепров, Э.Д. Школа и общество // Новое педагогическое мышление. – М., 1989. – С. 44–48.
3•      Педагогические проблемы, которые целесообразно было бы исследовать:
- агрессивное поведение учащихся, проявляющееся в отчуждении от образовательной деятельности,
-  дестабилизации межличностных отношений "ученик-учитель",
  - нарушении ученического взаимодействия, нарушении взаимодействия учителя и семьи ребенка,
   - снижении уровня самоконтроля учащихся, проявлении физической и эмоциональн ой  агрессии и др.
•        Проблема научно-педагогического исследования:
Исследовать уровень самоконтроля учащихся, проявлении физической и эмоциональной  агрессии
•        Объектом  является  эмоциональная  агрессия учащихся восьмых классов
•     Предметом исследования – учащиеся 8- Б класса средней школы № 24 г. Челябинска;
•  Темой исследования являются  нарушения поведения учащихся данного класса;
 • Цель -  определить и  обозначить  уровни агрессии;
 • Задачи исследования - выяснить причины проявления эмоциональной агрессии; обозначить возможные решения данной проблемы.
       Гипотеза:  предполагается, что недоброжелательное отношение  к учащимся влияет на уровень эмоциональной агрессии.
План экспериментальной работы.
  1. Обосновать актуальность.
  2. Теоретические знания об эмоциональной агрессии.
  3. Практическое исследование.
  4. Анализ результатов.
  5. Выводы.
4. •    Проблема - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения; в жизни проблема формулируется в понятном для людей виде «знаю что, не знаю как», то есть известно, что нужно получить, но не известно, как это сделать.
•        тема- предмет (суть) какого-либо рассуждения или изложения. В литературе — круг проблем, образующих основу художественного произведения
•        цель - субъективный образ конечного результата, регулирующий ход деятельности. Цель может существовать в форме знания, представления или даже восприятия. В психологической теории деятельности цель по отношению к мотиву выступает как его конкретизированная, наглядная форма.
•        задача-  проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, что требуется сделать. В первом значении задачей можно назвать, например, ситуацию, когда нужно достать предмет, находящийся очень высоко; второе значение слышно в указании: «Ваша задача — достать этот предмет». Несколько более жёсткое понимание «задачи» предполагает явными и определёнными не только цель, но и условия задачи, которая в этом случае определяется как осознанная проблемная ситуация с выделенными условиями (данным) и требованием (целью).[1] Ещё более узкое определение называет задачей ситуацию с известным начальным состоянием системы и конечным состоянием системы, причём алгоритм достижения конечного состояния от начального известен (в отличие от проблемы, в случае которой алгоритм достижения конечного состояния системы не известен).
•        гипотеза - предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств. Гипотеза считается научной, если она удовлетворяет критерию Поппера, то есть потенциально может быть проверена критическим экспериментом, а также если она соответствует другим научным критериям.
•        исследовательский подход -  познавательная деятельность учащихся путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность И. м. обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами науч. познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.
•        эксперимент  -  метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Критерий Поппера выдвигает возможность постановки эксперимента в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной.
  1. Януш Корчак «Как любить ребенка»
    Серьёзная, полезная книга. Очень хорошо писал о ней Альберт Лиханов, лучше не скажешь:   «…Эта небольшая книжка — своеобычный манифест гуманизма. Нестареющий завет, переданный в наши и грядущие времена из времен как будто от нас удаленных и в то же время совершенно похожих, потому что речь идет о любви к детям, а это ценность постоянная. Духовная комфортность делает человека толстокожим, совершает в его сознании странные поступки, когда ценности мнимые застят свет, а ценности подлинные уходят в сторону. Каждому рано или поздно воздается по заслугам, но часто — слишком поздно, когда ничего не исправишь, и в этом истоки многих человеческих драм. Те, кто воображает, будто доброта и любовь малозначимые, второстепенные качества, которые не помогают, а, напротив, даже вредят, допустим, при достижении карьеры, бывают наказаны на краю этой  карьеры, а еще чаще — на краю собственной жизни — нелюбовью и недобротой окружающих.
        И пусть же всякий, кто спохватится и заторопится вперед — от нелюбви к любви, от недоброты к доброте, припадет как к чистому итогу — к этой последней заповеди Януша Корчака.»
  1. Реализация Болонской Декларации
      С начала Болонского процесса в 1999 г. Болонскую декларацию подписали 47 стран в целях создания Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). В 2010 г. ЕПВО было сформировано, однако Болонский процесс продолжается, и встречи на уровне министров проходят каждые два года. ЕВПО является общей рамкой для реформирования высшего образования, развития международного сотрудничества и академических обменов, мобильности студентов, выпускников и
сотрудников вузов.
      В результате международного сотрудничества и, в частности, участия в
программах ЕС, таких как Темпус, ряд стран-партнеров Темпус стали активно пересматривать свои системы высшего образования. Они инициировали реформы,  используя в качестве руководства рекомендации и механизмы Болонского процесса (даже те сраны, которые не подписали Болонскую Декларацию). Продолжающийся анализ достижений в области реализации Болонских реформ также сможет помочь странам-партнерам Темпус оценить собственные стратегии и оптимизировать реализацию программы в вузах и системах высшего
 
  1. Общепедагогические  принципы организации и функционирования процесса обучения
Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К. Д. Ушинским:
• обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);
• обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;
• порядок и систематичность - одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;
• обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу;
 
• обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;
• преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.
Количество и формулировки принципов обучения изменялись и в последующие десятилетия (М.А.Данилов, Б.П.Есипов, М.Н.Скаткин и др.). Работа над ними продолжается и сегодня. Предпринимаются попытки вывести единые принципы целостного педагогического процесса, отражающие закономерности обучения и воспитания.
        Все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представлены как система, состоящая из содержательных и процессуальных (организационно-методических) принципов. Такое их деление условно: значение каждого принципа не ограничивается только рамками своей группы. Однако оно методически правомерно, так как помогает ответить на два основных вопроса дидактики: чему и как учить? Из дидактических принципов вытекают правила обучения, которые подчиняются принципу, конкретизируют его, определяют характер отдельных методических приемов, используемых учителем (преподавателем), и ведут к реализации данного принципа. Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила - его отдельные стороны.
  1.  СИНКВЕЙН.
Принципы
Современные и систематичные
Помогают, развивают, воспитывают
Наших детей  в агрессивном мире
Мудро.