Курсар - Дипломная, курсовая, реферат на заказ
Служба спасения для студентов

Конфликт с преподавателем – что делать

Е. Ковалева, 10 февраля 2020
Общение – своего рода искусство, которое постигает каждый человек в течение всей своей жизни. В этой статье обсуждаются причины возникновения конфликтов между преподавателями и студентами, а также способы их разрешения.

 

Определение

К сожалению, конфликты являются неотъемлемым элементом человеческой жизни. Пожалуй, самым известным и распространенным является конфликт поколений. Если его рассматривать с точки зрения студенческой жизни, тогда к возрастным отличиям примешиваются еще и статусные. 

Под конфликтом обычно подразумевается актуализированное противоречие, столкновение людей с противоположными интересами, целями, позициями, мнением, взглядами, стремлениями, которые приводят к вражде. 

Процесс развития конфликта:

  • Сначала появляется конфликтная ситуация между двумя или более людьми.
  • Далее взаимная напряженность растет.
  • После непременно находится повод для развязывания конфликта.
  • Наступает конфликт.
  • Спустя время происходит либо разрешение конфликта, либо его усугубление.

Наряду с общими характеристиками, конфликты между преподавателями и студентами имеют свои оригинальные особенности.

Виды и формы

Конфликты отличаются друг от друга по своему содержанию, видам и форме. Попробуем классифицировать их.

Конфликты могут различаться по:

  • причине возникновения;
  • содержанию (личные или деловые);
  • оказанному эффекту на жизнь группы людей или конкретной личности (созидающие или разрушающие);
  • широте охвата (межгрупповые или межличностные).

Также конфликты можно различать по глубине возникших противоречий.

Конфликты также могут дифференцироваться:

  • по длительности – кратковременные и затяжные;
  • по частоте – единичные и повторяющиеся;
  • по силе воздействия – сильные и слабые;
  • по объему конфликта – локальные и широкие;
  • по последствиям – деструктивные и конструктивные.

Большую часть конфликтов, которые происходят между студентами и преподавателями, можно поделить на следующие подгруппы:

  • разногласия дисциплинарного характера – нарушение учащимися или педагогами установленных правил проведения учебного процесса;
  • ситуации в сфере дидактического взаимодействия – как правило, это недовольство учащихся полученными оценками;
  • разногласия методического характера – негодование учащихся бессистемным и невнятным изложением материала, использованием большого количества специфических терминов, сухим стилем подачи информации и так далее. 
  • конфликты в процессе совместного взаимодействия, вызванные особенностями личности и ее поведения, которые приводят к столкновению (завышенный уровень притязаний, неспособность к эмпатии, столкновение интересов и так далее).

Любые конфликтные ситуации всегда оказывают негативное воздействие на течение учебного процесса в ВУЗе.

Чем недовольны студенты

По статистике, существенная часть разногласий между педагогом и учащимися связана с оценкой успеваемости последних. Рассмотрим наиболее и распространенные причины возникновения конфликтов во взаимоотношениях с педагогом:

  • расхождение во взглядах оценки и самооценки уровня знаний учащегося;
  • страх перед авторитетом некоторых педагогов;
  • бестактность и безразличие преподавателей к переживаниям студента;
  • авторитарный стиль поведения во время занятий;
  • использование показателей посещаемости лекций вместо критериев оценки знаний;
  • чрезмерно завышенное количество заданий для самостоятельного изучения;
  • пристрастие некоторых педагогов к шаблонным способам передачи знаний;
  • опоздание или неявка преподавателя на запланированное занятие;
  • частая смена расписания и перенос лекций на неудобное время.

Конфликт студента с преподавателем
Чаще всего разногласия возникают из-за профессиональных качеств преподавателей, которые, по мнению некоторых студентов, не соответствуют идеалу вузовского наставника.

Чем недовольны преподаватели

Преподаватель, как и любой другой человек, живет в привычной для него среде и очень не любит даже малейших изменений. Наиболее часто возникновение конфликтов со студентами можно обосновать следующими причинами: 

  • различия в представлениях о различных событиях и вещах, ценностях, принадлежность к разным поколениям;
  • психологическая несовместимость со студентом;
  • низкая успеваемость учащегося, незаинтересованность и безразличие к конкретному предмету;
  • нарушение норм поведения: невысокая дисциплина на занятиях, списывание, подделка подписей и так далее;
  • несоответствие интеллектуальных, физических способностей конкретного студента и предъявляемых к нему требований со стороны преподавателя и учебного заведения в целом;
  • наличие серьезных личных проблем, сильного нервного перенапряжения или стресса;
  • недостаточная подготовка студента и постоянные прогулы занятий;
  • не выполнение в назначенный срок контрольных, курсовых работ или рефератов, отсутствие трудовой дисциплины;
  • наличие завышенной самооценки студента.

Конфликт с преподавателем
Задача преподавателя – погасить собственные эмоции и попытаться овладеть конфликтной ситуацией, разрядить эмоциональную напряженность, проявив выдержку.

Полезные советы преподавателю

Наличие конфликтных ситуаций негативно сказывается на процессе обучения. Главная задача педагога – вовремя предотвратить недовольство и недопонимание в студенческой среде, не допустить зарождение конфликтов в работе. Предлагаем несколько полезных советов, которыми следует руководствоваться педагогу:

  • будьте объективны в оценке уровня знаний учащихся;
  • применяйте методы поощрений и похвалы за успехи в учебе и высокую работоспособность;
  • не принижайте и не оскорбляйте достоинство студентов, а также их родителей и друзей;
  • старайтесь избегать публичной критики студентов при неадекватном поведении или допущении ошибок;
  • не переносите на личность учащихся оценку их недостойных поступков;
  • регулярно анализируйте свое поведение и делайте правильные выводы (при необходимости проконсультируйтесь с другими педагогами).

Разрешение конфликтов в студенческой среде обитания требует от всех участников соответствующей степени воспитания и личного желания уладить неприятности.

Полезные советы студенту

Одним из определяющих факторов успешного окончания учебы являются хорошие отношения между преподавателем и студентом. Возникший между ними конфликт может отразиться негативным образом не только на личном общении, но и на результатах экзаменов, зачетов, контрольных, курсовых и дипломных работ. Чтобы избежать возникновения подобных проблем, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Относитесь к преподавателю с уважением, не вступайте в споры и не перечьте ему.
  • Старайтесь посещать все лекции. Если вы пропустили более 3 занятий, тогда непременно сообщите педагогу о причине отсутствия.
  • Серьезно относитесь к написанию рефератов, контрольных, курсовых и других работ, так как чаще всего педагог формирует свое мнение о студенте на их основе. 
  • Тщательно следите за внешним видом. Некоторые преподаватели не переносят броский, вызывающий или слишком открытый наряд. Подобная одежда может создать у педагога впечатление, что вы не слишком заинтересованы в учебе. Как одеться в университет парням правильно? Как одеться в университет девушке?
  • Не стремитесь превзойти своего преподавателя. Некоторые педагоги уважают подобное рвение, но большинство станут считать вас выскочкой и человеком, который приносит одни проблемы.
  • Никогда не обсуждайте негативные качества преподавателя с однокурсниками или малознакомыми людьми. Во-первых, вас может услышать сам преподаватель. Во-вторых, ваше невысокое мнение может стать известно недоброжелателям, которые с большим удовольствием донесут на вас.

Если преподаватель адекватен, тогда вы сможете разрешить любой конфликт. Однако если у педагога есть странности (чудачества, пунктики), то не пытайтесь донести до него свою правоту, а просто согласитесь с ним. Удачной вам учебы и адекватных педагогов!

При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.

Сколько стоит учебная работа на заказ?