Конфликт с преподавателем – что делать
Определение
К сожалению, конфликты являются неотъемлемым элементом человеческой жизни. Пожалуй, самым известным и распространенным является конфликт поколений. Если его рассматривать с точки зрения студенческой жизни, тогда к возрастным отличиям примешиваются еще и статусные.
Под конфликтом обычно подразумевается актуализированное противоречие, столкновение людей с противоположными интересами, целями, позициями, мнением, взглядами, стремлениями, которые приводят к вражде.
Процесс развития конфликта:
- Сначала появляется конфликтная ситуация между двумя или более людьми.
- Далее взаимная напряженность растет.
- После непременно находится повод для развязывания конфликта.
- Наступает конфликт.
- Спустя время происходит либо разрешение конфликта, либо его усугубление.
Наряду с общими характеристиками, конфликты между преподавателями и студентами имеют свои оригинальные особенности.
Виды и формы
Конфликты отличаются друг от друга по своему содержанию, видам и форме. Попробуем классифицировать их.
Конфликты могут различаться по:
- причине возникновения;
- содержанию (личные или деловые);
- оказанному эффекту на жизнь группы людей или конкретной личности (созидающие или разрушающие);
- широте охвата (межгрупповые или межличностные).
Также конфликты можно различать по глубине возникших противоречий.
Конфликты также могут дифференцироваться:
- по длительности – кратковременные и затяжные;
- по частоте – единичные и повторяющиеся;
- по силе воздействия – сильные и слабые;
- по объему конфликта – локальные и широкие;
- по последствиям – деструктивные и конструктивные.
Большую часть конфликтов, которые происходят между студентами и преподавателями, можно поделить на следующие подгруппы:
- разногласия дисциплинарного характера – нарушение учащимися или педагогами установленных правил проведения учебного процесса;
- ситуации в сфере дидактического взаимодействия – как правило, это недовольство учащихся полученными оценками;
- разногласия методического характера – негодование учащихся бессистемным и невнятным изложением материала, использованием большого количества специфических терминов, сухим стилем подачи информации и так далее.
- конфликты в процессе совместного взаимодействия, вызванные особенностями личности и ее поведения, которые приводят к столкновению (завышенный уровень притязаний, неспособность к эмпатии, столкновение интересов и так далее).
Любые конфликтные ситуации всегда оказывают негативное воздействие на течение учебного процесса в ВУЗе.
Чем недовольны студенты
По статистике, существенная часть разногласий между педагогом и учащимися связана с оценкой успеваемости последних. Рассмотрим наиболее и распространенные причины возникновения конфликтов во взаимоотношениях с педагогом:
- расхождение во взглядах оценки и самооценки уровня знаний учащегося;
- страх перед авторитетом некоторых педагогов;
- бестактность и безразличие преподавателей к переживаниям студента;
- авторитарный стиль поведения во время занятий;
- использование показателей посещаемости лекций вместо критериев оценки знаний;
- чрезмерно завышенное количество заданий для самостоятельного изучения;
- пристрастие некоторых педагогов к шаблонным способам передачи знаний;
- опоздание или неявка преподавателя на запланированное занятие;
- частая смена расписания и перенос лекций на неудобное время.
Чаще всего разногласия возникают из-за профессиональных качеств преподавателей, которые, по мнению некоторых студентов, не соответствуют идеалу вузовского наставника.
Чем недовольны преподаватели
Преподаватель, как и любой другой человек, живет в привычной для него среде и очень не любит даже малейших изменений. Наиболее часто возникновение конфликтов со студентами можно обосновать следующими причинами:
- различия в представлениях о различных событиях и вещах, ценностях, принадлежность к разным поколениям;
- психологическая несовместимость со студентом;
- низкая успеваемость учащегося, незаинтересованность и безразличие к конкретному предмету;
- нарушение норм поведения: невысокая дисциплина на занятиях, списывание, подделка подписей и так далее;
- несоответствие интеллектуальных, физических способностей конкретного студента и предъявляемых к нему требований со стороны преподавателя и учебного заведения в целом;
- наличие серьезных личных проблем, сильного нервного перенапряжения или стресса;
- недостаточная подготовка студента и постоянные прогулы занятий;
- не выполнение в назначенный срок контрольных, курсовых работ или рефератов, отсутствие трудовой дисциплины;
- наличие завышенной самооценки студента.
Задача преподавателя – погасить собственные эмоции и попытаться овладеть конфликтной ситуацией, разрядить эмоциональную напряженность, проявив выдержку.
Полезные советы преподавателю
Наличие конфликтных ситуаций негативно сказывается на процессе обучения. Главная задача педагога – вовремя предотвратить недовольство и недопонимание в студенческой среде, не допустить зарождение конфликтов в работе. Предлагаем несколько полезных советов, которыми следует руководствоваться педагогу:
- будьте объективны в оценке уровня знаний учащихся;
- применяйте методы поощрений и похвалы за успехи в учебе и высокую работоспособность;
- не принижайте и не оскорбляйте достоинство студентов, а также их родителей и друзей;
- старайтесь избегать публичной критики студентов при неадекватном поведении или допущении ошибок;
- не переносите на личность учащихся оценку их недостойных поступков;
- регулярно анализируйте свое поведение и делайте правильные выводы (при необходимости проконсультируйтесь с другими педагогами).
Разрешение конфликтов в студенческой среде обитания требует от всех участников соответствующей степени воспитания и личного желания уладить неприятности.
Полезные советы студенту
Одним из определяющих факторов успешного окончания учебы являются хорошие отношения между преподавателем и студентом. Возникший между ними конфликт может отразиться негативным образом не только на личном общении, но и на результатах экзаменов, зачетов, контрольных, курсовых и дипломных работ. Чтобы избежать возникновения подобных проблем, следует придерживаться следующих рекомендаций:
- Относитесь к преподавателю с уважением, не вступайте в споры и не перечьте ему.
- Старайтесь посещать все лекции. Если вы пропустили более 3 занятий, тогда непременно сообщите педагогу о причине отсутствия.
- Серьезно относитесь к написанию рефератов, контрольных, курсовых и других работ, так как чаще всего педагог формирует свое мнение о студенте на их основе.
- Тщательно следите за внешним видом. Некоторые преподаватели не переносят броский, вызывающий или слишком открытый наряд. Подобная одежда может создать у педагога впечатление, что вы не слишком заинтересованы в учебе. Как одеться в университет парням правильно? Как одеться в университет девушке?
- Не стремитесь превзойти своего преподавателя. Некоторые педагоги уважают подобное рвение, но большинство станут считать вас выскочкой и человеком, который приносит одни проблемы.
- Никогда не обсуждайте негативные качества преподавателя с однокурсниками или малознакомыми людьми. Во-первых, вас может услышать сам преподаватель. Во-вторых, ваше невысокое мнение может стать известно недоброжелателям, которые с большим удовольствием донесут на вас.
Если преподаватель адекватен, тогда вы сможете разрешить любой конфликт. Однако если у педагога есть странности (чудачества, пунктики), то не пытайтесь донести до него свою правоту, а просто согласитесь с ним. Удачной вам учебы и адекватных педагогов!
6 фактов, доказывающих, что преподаватели делают невозможное
Как понравиться преподавателю
Что такое семинар, как к нему подготовиться и получить хорошую оценку
Отношение студентов различных стран к образованию