Как оформлять таблицы в дипломной, курсовой работах
Оформление простых и усложненных таблиц
Различие между самой банально простой и сложной таблицами заключается в одной особенности: последние содержат вложенные строки либо столбцы. Чтобы быстрее разобраться в них, предлагаем ознакомиться с примерами ниже.
Простая таблица

Сложная таблица

Оформляя таблицу, указывайте названия строк, столбцов и структурных ячеек только с прописной буквы.
Дополнительные требования
Обычно ВУЗ предлагает свои собственные правила оформления таблиц, но некоторые из них разработаны по стандартам Министерства образования и подходят для любого учебного заведения:
- точку не рекомендуется ставить в конце заголовков/подзаголовков;
- используйте единственное число при написании названий столбцов и строк;
- размещение заголовков может быть как перпендикулярным, так и параллельным.
Также допускается не размещать слишком много разделительных линий внутри таблицы, если это не мешает адекватному восприятию приведенной информации.
Размещение таблицы в дипломной или курсовой работе
Обычно методические рекомендации учебных заведений не содержат указания касающиеся порядка размещения таблиц между текстовыми блоками курсовой или дипломной работы. Как правило, опытные студенты руководствуются эстетическими соображениями и здравым смыслом. Это значит, что если табличка получилась небольшой, ее размещают по центру страницы, сделав небольшие отступы, чтобы ее верхняя рамка не сливалась с текстом.
Что же касается объемных таблиц, их лучше разместить в приложениях.

Если вас интересуют подробности, проштудируйте нормативные документы от МинОбра – ГОСТ и ЕСКД. Также обязательно ознакомьтесь с требованиями вашей кафедры и ВУЗа, они могут содержать детали, о которых вам нужно знать.
Нумерация и названия таблиц в дипломной или курсовой работе
Если в вашей работе больше одной таблицы, их необходимо пронумеровать – это стандартные требования буквально всех учебных заведений. Нумерация происходит по простому принципу. Для наглядности, воспользуемся простым примером:
Таблица 3.3 – Альтернативные варианты производства.
Здесь первая цифра означает главу научного труда, в котором размещена таблица. Вторая цифра – указание на подраздел/подглаву, если таковые имеются. В приложениях таблицы нумеруют арабскими цифрами в порядке их расположения.
Как оформить текст в таблице
Чтобы преподаватель одобрил вашу работу, выбирайте шрифт в таблице по аналогии с тем, который используете для остального текста. В то же время допускается изменение величины кегля, как в меньшую, так и в большую сторону. Кроме того, действуют такие правила оформления текста:
- В столбцах заголовки выравнивают по центру, а в строках – по левому краю.
- Числовые данные указывают только в рамках строк/столбцов, которые для этого предназначены.
- Рекомендуется использовать лишь общепринятые буквенные сокращения, а также стандартные, принятые по ГОСТ, ЕСКД, СНиП и др.
- Обязательно указывайте единицы измерения в заголовках, например, «Высота уменьшения паводка, м».
- Помимо этого, если некоторые данные в таблице отсутствуют, ставьте прочерк, но не оставляйте поле пустым.
Если в таблице несколько раз подряд повторяется одно и то же слово, либо числовое значение, допускается его замена знаком « . Помните, что это касается только одного слова, к фразам это правило не относится.
Как перенести таблицу на следующую страницу
Принятые стандарты оформления позволяют деление таблиц с переносом на другой лист. Не забудьте повторить «шапку» таблицы на следующем листе:
Сообщение о том, что данная таблица является всего лишь частью более обширной (фраза «Продолжение /Окончание таблицы 1» в примере выше), необходимо выравнивать по правому, либо левому краю в соответствии с методичкой ВУЗа. Не будет большой ошибкой неправильно разместить эту строчку, однако такая деталь скорее свидетельствует о вашей внимательности при оформлении работы.
Полезные советы
Опыт показывает, что студенты чаще всего испытывают сложности при переносе таблиц, забывая перенести исходные заголовки (шапку) и неправильно размещая некоторые мелкие детали. Чаще заглядывайте в методические указания и консультируйтесь с куратором, чтобы избежать досадных доработок из-за мелочей.
При оформлении ссылок на табличные данные используйте круглые скобки (к примеру: Количественные значения энергопотребления насосов в зависимости от объема всасываемой жидкости (таблица 3). Также допускается указание на конкретную таблицу прямо в тексте, без выделения скобками: «… согласно данным, приведенным в таблице 7.1».
Старайтесь узнать все подробности, касающиеся оформления таблиц в курсовой или дипломной работе, поскольку при проверке учитываются все детали и любая неучтенная или пропущенная вами мелочь может снизить итоговую оценку. Грамотно оформленные данные порадуют преподавателя, придадут ценности вашему исследованию и покажут вас внимательным и ответственным студентом.
Как сделать автоматическое оглавление
Как написать и оформить список литературы
Как правильно написать и оформить НИР
Оформление ссылок по ГОСТу