Курсар - Дипломная, курсовая, реферат на заказ
Служба спасения для студентов

Изучение курса «Математика» в начальной школе скачать бесплатно

Скачать бесплатно
Содержание
1.Задание 1.
2.Задание 2.
3.Задание 3.
Список литературы
 
 
1.Задание 1. Определите какие предметные и метапредметные умения формируются у обучающихся при выполнении данных учебно-практических занятий
А) На доске даны числовые выражения
3+2 6-2  3-1  2+3
7-1  5-2  4+2  6-3
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
         В соответствии с системно - деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно - практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.
         Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса.
         Планируемые результаты включают в себя:
 
•        личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно - смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально - личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества, сформированность основ российской, гражданской идентичности;
•        метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
•        предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению и  система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Данные задания позволяют формировать
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений.
 Учащиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:
знание названий и последовательности чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20;
знание названий и обозначений операций сложения и вычитания;
использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка);
сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание);
решать простые задачи:
раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на …», «уменьшить на …»;
задачи на разностное сравнение;
 
 
2.Задание 2. Раскройте методику работы над задачей используя современные методические приемы Н.Б. Истомина
Задача. Молоко разлили в 4 бидона. Во второй бидон налили 32 литра, в третий – 41 литр, а в четвертый – 43 литра. В первом и во второй бидонах молока столько же сколько в третьем и в четвертом. Сколько молока в первом бидоне.
Концепция курса Н.Б. Истоминой заключается в систематичной работе по формированию мыслительных операций в процессе изучения математического содержания.
Концепция реализуется:
1.В логике построения курса ,которая нацелена на формирование общих способов действий (курс построен тематически ,т.е. изучаем тему и больше к ней не возвращаемся).
2.Любой вопрос в 4 уровнях
-предметный уровень (действия с предметами)
-уровень вербальный (ученик рассказывает то ,что он делает)
-схема - отрезки (предметы заменяются схемой)
-символическая модель (выражения)
3.Через методику обучения решения задач.
4.В системе учебных заданий, каждой из которых требует активного использования мыслительных операций.
5.Через методику изучения геометрического материала, которая нацелена на развитие пространственного мышления ребенка.
6.В методике использования калькулятора.
7.В методике построения курса.
1.Постановка вопросов к условий.
Текст задачи дан на доске, дети ставят вопросы к данному условию.
2.Выбор вопросов к данному условию
-на какие вопросы можно ответить, пользуясь данным условием (учитель предлагает вопросы, дети выбирают);
-на какие вопросы можно ответить, выполнив арифметические действия (учитель говорит арифметические действия, дети предлагают вопросы);
-какой вопрос можно поставить к данному условию, так чтобы получилась задача
3.Постановка условия к вопросу.
Учитель дает вопрос, дети составляют условие задачи.
4.Выбор условия к задаче.
Дан вопрос и несколько условий задачи, дети выбирают нужное условие. Учитель дает верные и неверные условия. Например: в одной коробке 6 карандашей, а другой на 8 меньше.
5. Соотнесение текста и выражений.
Дан текст задачи и несколько выражений, нужно выбрать нужное выражение. К остальным выражениям дети подбирают вопросы. На какие вопросы можно ответить, выполнив действие.
6. Соотнесение текста и решение задачи или обсуждение готовых решений.
Сразу после чтения задачи. Дети выбирают решение задачи, которое подходит к данному тексту. Затем они объясняют причины ошибок неверных решений.
7. Выбор схемы к тексту задачи.
Дан текст задачи и несколько схем. Обсуждая каждую схему, дети приходят к верному выводу.
8. Обозначение на схеме известных и неизвестных величин.
Учитель предлагает к данной задаче схему без чисел и вопросов, дети приходят к верному выводу.
9. Построение схемы к задаче.
Совместное построение схемы к задаче. Учитель использует «ловушки», т.е. вводит детей в заблуждение.
10. Сравнение текста задачи.
11. Изменение либо условия, либо вопроса задачи, так чтобы она соответствовала решению
Дети изменяют или текст задачи, или вопрос, чтобы это подходило к данному решению.
 
 
3.Задание 3. Перечислите приемы запоминания табличных случаев сложения и вычитания чисел в пределах 20. Разработайте фрагмент урока с использованием одного из них.
        Тип урока: повторение и закрепление изученного
        Тема: «Закрепление табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20»
        Цель: Закрепить знания изученных приёмов сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток.
        Задачи:
Образовательные:
повторить состав чисел в пределах 10,табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20; способствовать развитию математической речи, произвольного внимания, совершенствовать вычислительные умения учащихся.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в паре.
Личностные: Формировать адекватную позитивную осознанную самооценку.
Регулятивные УУД: формировать умение ставить учебную задачу, выполнять действия по заданному алгоритму, осуществлять самоконтроль и вносить коррективы в свою деятельность при обнаружении ошибок.
Познавательные УУД: формировать умения выделять познавательную цель, формулировать правило.
Коммуникативные УУД: развивать монологическую речь, формировать умение работать в паре.
         Планируемый результат:
Предметные:
уметь  выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток;
понимать алгоритм сложения и вычитания чисел в пределах 20.
Личностные:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
(Регулятивные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
(Коммуникативные УУД).
 Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
(Познавательные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Оборудование: учебник по математике М.И. Моро (Школа России), мультимедиапроектор, нетбуки
 
 
 
 
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников
Орг.момент. Мотивация к учебной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Актуализация ранее изученного.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Формулирование темы
и цели урока
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Гимнастика для глаз.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Самостоятельная работа.
 
 
 
 
 
 
Физминутка.
 
 
 
 
 
 
 
 
Решение задачи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Применение знаний и способов действий.
 
 
 
 
 
Итог урока.
 
 
 
Рефлексия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Домашнее задание  
 
 
 
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. А хорошее настроение, говорят,  всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
- Постараемся проверить это замечательное правило на сегодняшнем уроке. Садитесь на свои места.
- Руки?
- Ноги?
- Локти?
- Спина?
- Открываем тетради и записываем число.
Каллиграфическая минутка.
- Какое число мы будем прописывать сегодня на каллиграфической минутке, вы узнаете, если  сегодняшнее число увеличите на  2.
- Что знаете об этом числе?
 
19, 10, 11,  15,  17, 13, 7.
-Посмотрите на доску и попробуйте сформулировать задание, которое можно выполнить с данными числами.
 
- Какое число может быть лишним? Почему?
1 вариант запишет данные числа в порядке возрастания. Что значит в порядке возрастания?
2 вариант запишет данные числа в порядке убывания.  Что значит в порядке убывания?
Работа в паре. Взаимопроверка.
- Поменяйтесь тетрадями в парах и оцените работу друг друга на линеечке знаний.
 
- Что повторили, выполняя данное задание?
- Посмотрите на доску, как называется такая запись?
8 + 6           9 + 5
13 – 5         11 – 3
7 + 7           12 – 3
12 – 4         8 + 5
- Посмотрите на выражения и определите тему урока.
 
- Это новая тема или нет?
- Назовите задачи урока?
- Что нужно повторить, чтобы решить эти выражения?
- Для чего нужно знать состав чисел?
- Давайте повторим состав чисел (тренажёр на компьютере)-приложение. Оцените свою работу по предложенным критериям. (Самооценка)
1. Сомкните веки обоих глаз 3-5 сек, затем откройте на 3-5 сек – повторить 6 раз.
2. Быстро поморгайте обоими в течении 10-15 сек.
3. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положение головы.
4. Медленно переведите взгляд вправо, влево и обратно.
5. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении.
- Повторили состав чисел первого десятка, а сейчас возвращаемся к выражениям с переходом через десяток.
-На какие две группы можно разделить эти выражения?
-Первый вариант решает примеры на нахождение суммы, второй – на нахождение разности.
 Фронтальная проверка.
-Какие выражения решал первый вариант. Что можете сказать про свои равенства?
-Какие выражения решал второй  вариант. Что можете сказать про свои равенства?
 
- Как живете? (Вот так!)
- Как идете? (Вот так!)
- Как бежите? (Вот так!)
- Ночью спите? (Вот так!)
- Как берете? (Вот так!)
- А как даете? (Вот так!)
- Как шалите? (Вот так!)
- Как грозите? (Вот так!)
- Как сидите? (Вот так!)
- А математику как знаете? (Вот так!)
- Сейчас проверим, как вы умеете решать задачи. Но сначала, чтобы сосредоточить внимание, поиграем в игру «Третий лишний»:
- понедельник, март, апрель;
- треугольник, квадрат, круг;
- плюс, один, минус;
- весна, осень, мороз.
- Прочитайте задачу №13 стр.93
 
В первом поезде 13 вагонов. Сколько вагонов во втором поезде, если в нём на 3 вагона меньше, чем в первом поезде?
 
- О чём говорится в задаче?
- Что сказано о первом поезде?
- Известно сколько вагонов во втором поезде?
- Что про него сказано?
- Прочитайте вопрос задачи.
- Какая схема подойдет для этой задачи? Почему?
 
 
 
 

 
-Запишите решение задачи самостоятельно.
Самопроверка по образцу.
Работа на компьютере.
- Ну а сейчас каждый  проверит, как научился складывать и вычитать с переходом через десяток. Тренажёр 20. Кто  дойдёт до слова «МОЛОДЕЦ!», поднимите руку,  но будьте внимательны, если вы допускаете ошибку, то  возвращаетесь в начало.
 
- Какие задачи стояли перед нами на уроке?
- Как вы думаете, мы достигли своей цели?
- Что нужно сделать, чтобы не ошибаться при сложении и вычитании с переходом через десяток?
Как бы вы оценили свою работу на уроке?  
●      кто доволен своей работой на уроке.(желтый лист)
●      кто испытывал легкое затруднение. (зелёный)
●      кому было трудно выполнять задания.(красный)
Кого бы хотели похвалить за работу на уроке?
Какой можно сделать вывод?  Какие возникают трудности?
Какую задачу поставим на ближайшие уроки?
 
 
- Вспомните, какое число прописывали сегодня на каллиграфической минутке?
- Повторить состав числа 16, с. 94 №16
 
 
 
 
 
 
 
- На месте.
- На месте.
- У края.
- Прямая.
 
 
 
14+2=16
- Оно двузначное, пишется в двух клетках, состоит из одного десятка и шести единиц, соседи числа – 15 и 17.
-Расположить в порядке убывания, возрастания, составить равенства, неравенства, найти лишнее число, определить правило, по которому составлен ряд.
- 7, это однозначное число, остальные двузначные.
- От меньшего к большему.
 
- От большего к меньшему.
 
 
 
   
 
 

- Нумерацию чисел в пределах 20.
- Выражение.
 
 
 
 
- Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.
- Тема не новая?
Высказывания детей.
- Состав чисел первого десятка.
- Чтобы выполнить сложение с переходом через десяток, нужно добавить до десяти, а потом прибавить оставшуюся часть, а вычесть с переходом через десяток, нужно отнять до десяти, а потом вычесть оставшуюся часть.
 
 
 
 
 
 
 
 
- Нахождение суммы и разности.
 
 
 
 
- Лишнее  8 + 5 =13, в  остальных значение 14.
 
- Лишнее 12 – 3 = 9, в  остальных значение 8.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы
1. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.
2. Давыдов В.В., Савельева О.В., Микулина Г.Г., Гробов С.Ф. Математика. 1 класс: учебник-тетрадь для первоклассников.- М.: МИРОС, 2010.
3. Давыдов В.В., Савельева О.В., Микулина Г.Г., Гробов С.Ф. Математика. 2 класс трехлетней начальной школы: учебник-тетрадь.- М.: МИРОС, 2010.
4. Давыдов В.В., Савельева О.В., Микулина Г.Г., Гробов С.Ф. Обучение математике. 2 класс: Методическое пособие для учителей трехлетней начальной школы, работающих по программе развивающего обучения. – М.:МИРОС, 2010.
5. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений и фак-ов нач. классов педвузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
6. Методика начального обучения математике /Под ред. А.А.Столяра и В.Л.Дрозда. - Минск, 1988.
7. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-3 классах. - М., 1978.
8. Математика: Учеб. для 1 кл. общеобразовательных учреждений / Истомина Н.Б. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010.