Курсар - Дипломная, курсовая, реферат на заказ
Служба спасения для студентов

Итоговая работа Педкампус. Педагог дополнительного образования

Задание 1
Какие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Вы считаете наиболее эффективными в практике дополнительного образования? Какие ИКТ Вы находите наименее приемлемыми для данной сферы? Ответ аргументируйте.
Ответ на вопрос
Средства ИКТ помогают совершенствовать организацию преподавания, повышают индивидуализацию обучения, а также повышают продуктивность самоподготовки учащихся. благодаря средствам ИКТ увеличивается мотивация к обучению, активизируется возможность привлечения учащихся к творческой, поисковой и исследовательской деятельности.
Организация образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей характеризуется особенностями, которые позволяют вне-дрять в практику их деятельности современные педагогические технологии:
• учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время;
• обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
• психологическая атмосфера носит неформальный, комфортный характер, не регламентируется обязательствами и стандартами;
• детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления и формы занятий;
• допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития).
В практике дополнительного образования я считаю наиболее эффективными следующие ИКТ:
1. Информационные - приложения, предоставляющие информацию в различных форматах (текст, звук, графика, видео) (мультимедийные энциклопедии, ресурсы в сети Internet).
2. Учебные (учебно-игровые) – программы и приложения, способствующие формированию различных навыков, умений (тренажеры, тестовые задачи, тренировочные серверы). Различают следующие классификации педагогических игр:
• по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
• по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);
• по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
• по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).
3. Исследовательские - системы, позволяющие изучать окружающую среду, проверять на практике полученные знания (моделирование, обучающие игры, виртуальная реальность).
4. Инструменты конструирования – сервисы, используемые для управления информацией, позволяющие реализовывать идеи, излагать и презентовать мысли (приложения в социальных сетях).
5. Коммуникационные - приложения, обеспечивающие связь между учителем и учащимися или между учащимися в удаленном присутствии (в пространстве, времени) в классе (электронная почта, электронная видеосвязь и электронные форумы).
6. Диагностические – приложения, обеспечивающиеся проведение оценки знаний, умений, навыков учащихся в режиме реального времени или отсрочено (приложения для создания диагностических материалов).
7. Инструменты облачного хранения информации – сервисы для сбора и хранения различных данных, предоставляющие как средства поддержки коммуникации, так и офисные приложения, такие как электронная почта, электронные таблицы и пр.
Как видно, все средства информационно-коммуникационных технологий могут быть использованы на занятиях объединения дополнительного образования естественно-научной направленности и имеют для этого программные возможности и ресурсы сети Internet. Отметим также, что для некоторых из рассмотренных средств информационно-коммуникационных технологий может быть использован не только персональный компьютер, но и другие технические средства: ноутбук, планшет, телефон, смартфон и пр., что делает процесс применения данных средств более мобильным, универсальным.
Вместе с тем можно выделить и сложности в применении средств информационно-коммуникационных технологий. Основная из них – необходимость доступа в сеть Internet, а также необходимость установления на компьютер или другое техническое устройство.
Компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому я выбрал  тему по самообразованию «Использование ИКТ для повышения качества работы учителя, с целью повышения качества знаний обучающихся». Я изучил  теоретическую литературу, познакомился с методическими разработками коллег, по данному направлению, освоил  программу Power Point, Pinnacle Studio, Windows Movi Maker и стал  использовать ИКТ на своих занятиях.  
Современные дети оказываются более осведомлены, нежели взрослые, о новинках и достижениях в области компьютерной техники, телефонной связи и возможностях сети Интернет. Но бесконтрольное использование компьютерных игр и Интернета наносит вред детской душе. Именно поэтому я решила обратить внимание своих учеников на образовательные, а не на игровые возможности компьютера, осознать, что компьютер - это не игрушка, а средство, помогающее в учебе.  
Я считаю, что применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельности, делая неформализованным и интересным. Вследствие этого были поставлены следующие задачи:
•создать и организовать условия образовательной среды класса посредством   ресурсов ИКТ;
•развивать имение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира (социальная, коммуникационная,  технологическая   и  др.  компетентности);
•использовать в организации уроков  функционально-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, направленные на формирование и развитие  мотивации  обучения младших школьников; 
•развивать навыки рефлексии и самооценки школьников с применением ресурсов ИКТ;
•вовлекать родителей в процесс непрерывного обучения ребёнка и совместную деятельность (в том числе  проектно-исследовательскую).
Ожидаемые результаты:
•готовность  и способность обучающихся  актуализировать полученную в различных формах информацию для  самообразования и презентация результатов своей работы;
•представление  на конкурсах школьного и городского уровня индивидуальных и совместных с родителями проектов, отражающих разнообразные  способности  и увлечения обучающихся класса с помощью средств ИКТ;
•достижение и демонстрация новых результатов качества обучения.
На сегодняшний день я уверенно применяю компьютерную поддержку на всех этапах урока: при опросе домашнего задания, открытии новых знаний, применении знаний на практике, организации обратной связи и др.
Как показывает опыт моей работы, использование ИКТ в обучении направлено на: 
1. Усиление мотивации учения благодаря новизне работы с компьютером. 
2. Организацию индивидуально - дифференцированного подхода в обучении. 
3. Расширение возможностей получаемой учебной информации.
4. Повышение интенсивности обучения. 
5. Энциклопедичность содержания. 
6. Создание ситуации успеха. 
С целью получения информации об эффективности, проводимой мною работы, был проведен анкетный опрос среди детей:
1. Интересно ли тебе на уроке с компьютером? 
2. Используешь ли ты домашний компьютер в учебных целях?
Результаты данного опроса демонстрируют следующее: на первый вопрос положительно ответили 100% обучающихся, на второй– 87% положительных ответов.
В своей педагогической деятельности предпочтение я отдаю использованию на уроках презентаций. Это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребёнка. Более того, презентация даёт мне возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.  
Видео как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении детей. Наиболее часто его я использую на уроках окружающего мира. Смена ярких кадров вызывает желание поделиться увиденным, высказать свое мнение. Интенсивно использую ИКТ во внеклассной и внеурочной деятельности.  Таким образом, применение ИКТ в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, обеспечивает визуализацию учебного процесса, активизирует мыслительную деятельность, позволяет проводить уроки в активной диалоговой форме, организовывать интерактивное обучение.  И все же, при очевидности положительного результата, нельзя не сказать о проблемах, которые возникают при использовании ИКТ в обучении: 
1. Подготовка к уроку требует много времени, т.к. учителю необходимо тщательно просмотреть и выбрать нужный материал из различных источников, создать презентацию, а порою - и индивидуальные задания. 
2. Отсутствие персональных компьютеров и интерактивной доски в каждом учебном кабинете, несмотря на быстрое компьютерное оснащение школ. 
3. Дополнительная нагрузка на зрение и опорно-двигательный аппарат обучающихся. Эта проблема порождает необходимость дозированного использования компьютера в начальной школе, доказывает важность научения детей основам эргономики, культуре общения с компьютером, осознанию того, что компьютер - это инструмент для получения знаний.
Результаты уроков с ИКТ оправдали мои ожидания. Успеваемость повысилась. Ребята бегут бегом на такие уроки, потому что знают, что обязательно будет что-то интересное, и стараются радовать меня своими знаниями.  
Дети моего класса с удовольствием воспринимают использование современных информационных технологий. Пусть нет пока резкого стабильного повышения качества знаний по всем предметам, но есть повышение мотивации учения. Накопленный мною теоретический и методический материал по теме самообразования «Использование информационно-коммуникационные технологии» позволил мне обобщить накопленный опыт.  Приобретя, некий опыт в работе с информационно-коммуникационными технологиями, добившись поставленной цели и успешных результатов я не остановилась на достигнутом.
Задание 2
Раскройте основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в практике дополнительного образования. Приведите примеры их реализации на практике.
Ответ на вопрос
1. Принцип систематичности и последовательности. Включает в себя связываемые получаемые на данный момент знания с предыдущими. И продвижение в процессе обучения отталкиваясь от усвоения ребенком учебного материала. Вводить новые понятия на основе ранее изученных знаний. Устанавливать межпредметные связи и выделять в материале узловые пункты и сосредотачивать на них внимание детей. Обеспечивать развития системного мышления.
(Бесполезно объяснять ребенку оттенки цветов, когда он не знает основных цветов. КРАСНЫЙ- алый, розовый, малиновый.)
2. Принцип наглядности обучения. Можно донести до детей, через сочетания различных видов наглядности: слуховые, зрительные, осязательные и т. д.
Использовать для этого различные наглядные средства образного мышления: моделей, схем и других ассоциативных заменителей реальных объектов. Привлекать детей к самостоятельной разработке моделей.
(Выйдя на природу, можно можно познакомить детей с окружающей при-родой через цветы. Используя зрительные, осязательные и обонятельные анализаторы.
Пример
В 1 классе ученики наизусть прочитали стихотворение «Зима» З. Алек-сандровой, которое они выучили наизусть.  В стихотворении есть строки:
В саду, где пели зяблики,
Сегодня - смотри, -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Предложив детям нарисовать рисунок к стихотворению, учитель спрашивает:
- Кого сравнивает автор с розовыми яблоками?
 - яблоки.  (ребенок не понял вопроса)
  - А кто зимой иногда сидит на ветвях яблони и напоминает нам о розовых яблоках?
Снегири.
- Покажи картинку со снегирем.  (ребенок показывает)
- Какой снегирь похож на розовое яблоко?
- Он такой же красноватый.
- Какова цель использования наглядных пособий в этом фрагменте урока?
3. Принцип сознательности и активности, разделяют на три уровня:
воспроизводящая активность-характеризуется неустойчивостью волевых усилий, отсутствием интереса к углублению знаний.
творческий уровень - характеризуется стремлением проникнуть в сущ-ность явлений и найти новые способы решения, применить знания в но-вой ситуации.
интерпретирующая активность - стремление к выявлению смысла изучаемого содержания, к проникновению в сущность явления. (При чтении сказки ребенок проявляет к ней интерес и при обсуждении он тоже проявляет активность. Но при разборе конкретных персонажей, ребенок потерял интерес.
Пример литературного чтения 4 класса.
Перед прочтением рассказа «Акула» Л. Н. Толстого, оказалось, что все дети видели акулу на снимке, по телевизору и даже приблизительно пра-вильно определили ее длину (10–12 м.).  Учитель выложил картинку.  Дети осмотрели зубы акулы, обратили внимание на защитный характер ее цвета, и когда учитель предложил им измерить 8 метров (длина акулы) и рассказал, как акула переворачивается брюхом вверх, схватила добычу, были слышны возгласы в классе: «какая огромная!»  «Вот как опасно!»  Дети начали задавать вопросы: «Может ли акула загрызть человека?»  «Она нападает на лодку?»  «Опасна ли она для корабля?»
4. Принцип самостоятельности. Это когда ребенок осуществляет свою деятельность без посторонней помощи, в соответствии со своими намерениями и целями.
По характеру управления учебной деятельности, выделяют 3 вида:
исполнительская - по инструкции и заданиям учителя;
частично самостоятельная - направляемая воспитателем;
полностью самостоятельная - ребенок сам определяет цели и осуществляет деятельность
Степень самостоятельности, определяется, насколько ребенок владеет и управляет своей учебной деятельностью: осознает ее мотивы, умеет ставить цели, владеет способами и средствами, контролирует, осуществляет анализ и ее оценку ее результатов.
Низкий уровень самостоятельности ребенка, как правило, связан со слабым развитием эвристического и исследовательского уровней самостоятельности. (Без контроля воспитателя ребенок не может самостоятельно работать с пластилином или раскраской - не может подобрать цвета или вообще отвлекается от задачи.
5. Принцип доступности. Заключается в необходимости соотносить цели и задачи, содержания, методы и формы обучения, определяемыми их возрастными и индивидуальными особенностями. (Если ребенок активный и общительный, то его можно задействовать в выступлениях на праздниках и утренниках. Если же ребенок замкнутый, то публичное выступление ему не подходит по индивидуальным особенностям.
6. Принцип научности. Необходимость усвоения обучающимися науч-но обоснованных знаний, использования методов обучения, формирование подлинно научного представления об окружающем мире, формирования научного мировоззрения. (Можно привести пример и объяснить ребенку явления: «круговорот воды в природе». Дождь идет с неба из облака, попав на землю- стал лужей, которая "ушла" под землю и затем попала в водоем. Из водоема в виде испарения вода превращается в туман и становиться опять облаком).
7. Принцип связи теории с практикой. Обуславливается формированием умением и навыков их применения в практической деятельности. Опора на жизненный, практический опыт.) Объяснить на теории получения нового цвета красок. при смешивании основных цветов. например: желтый + синий = зеленый; красный + белый = розовый и т. д)
8. Принцип прочности. Подразумевает осмысление и использования полученных знаний. (К этому можно отнести правила дорожного движения. Переходить только по зебре. И смотреть сначала налево, а затем направо.)
Задание 3
Охарактеризуйте современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей и взрослых. Приведите примеры.
Ответ на вопрос
Виды образовательных технологий, используемые в практике дополни-тельного образования
Технология личностно-ориентированного обучения
Технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская) сочетает в себе обучение (нормативно-релевантная деятельность общества) и обучение (индивидуальная деятельность ребенка).
Цель технологии личностно - ориентированного обучения - максимизи-ровать развитие (а не формирование заранее определенных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования его жизненного опыта.
Задача учителя - не просто «преподать» материал, а вызвать интерес, раскрыть возможности каждого ребенка индивидуально, организовать совместную творческую, познавательную, деятельность индивидуально каждого ребенка.
В соответствии с этой технологией для каждого учащегося составляется индивидуальная образовательная программа, которая, в отличие от общей образовательной программы, носит индивидуальный характер, основана на характеристиках этого ребенка и гибко адаптируется к его возможностям и динамике развития.
В технологии личностно-ориентированного обучения центром всей образовательной системы является индивидуальность личности ребенка, поэтому методологическая основа этой технологии состоит в дифференциации и индивидуализации обучения.
Технология индивидуализации обучения
Технология индивидуализации образования (адаптивная) представляет собой такую технологию обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков).  Индивидуальный подход как принцип обучения реализован в определенной степени во многих технологиях, поэтому он считается проникающей технологией.
 В школе индивидуализация обучения осуществляется учителем, а в учреждении дополнительного образования для детей - самим учеником, потому что он идет учиться по интересующему его направлению.
В соответствии с обозначенными положениями в учреждении дополни-тельного образования детей можно использовать несколько вариантов, учитывающих индивидуальные особенности и возможности учащихся:
1. Формирование однородных учебных групп с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностика динамических характеристик личности.
2. Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разных уровнях, когда невозможно сформировать целую группу по направлению.
 3. Профильное обучение, начальное профессиональное и предпрофессиональное обучение в старших группах на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родителей, интересов учащихся и их успешности в том или ином виде деятельности.
4. Создание персонализированных программ обучения по направлениям.
Почему многие преподаватели предпочитают в своей работе индивиду-альное обучение? Именно эта форма обучения позволяет адаптировать все виды обучения к каждому ребенку. Подходя индивидуально можно отследить успех обучения, по необходимости корректировать процесс обучения. Благодаря этому учащиеся не растрачивают свой потенциал, а направляют его в нужное русло. В общеобразовательной школе индивидуальное обучение используется, но ограниченно.
Групповые технологии.
Под групповыми технологиями понимаются совместная работа. Деятельность учащихся, взаимодействие, взаимосвязь и взаимопомощь в процессе совместной деятельности и обучения, а также коррекцию действий.
Различают следующие виды групповых технологий: 
групповой опрос, 
публичный обзор знаний;  
учебная встреча;  
обсуждение;  
пор;  
нетрадиционные занятия (конференции, путешествия, ком-плексные занятия и т. д.).
групповая технология отличается тем, что группа учащихся делится на подгруппы, для более удобного и эффективного решения поставленных конкретных задач.
В ходе выполнения задания виден вклад каждого ребенка. Состав группы может меняться. Это зависит от поставленных целей и задач.
Инновациями уровня дополнительного образования считается то, что групповые технологии очень широко используются в обучении, применяются на практике и считаются эффективным методом обучения. 
В группе есть уровни коллективной деятельности:
  • одновременная работа со всей группой;
  • работа в парах;
  • групповая работа на принципах дифференциации. 
Во время групповой работы учитель выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.
Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда все обучают всех.  Работа в парах сменного персонала позволяет детям развивать самостоятельность и общение.
  Группа технологий состоит из следующих элементов:
  • постановка целей обучения и информирование о прогрессе;
  • планирование работы в группах;
  • индивидуальное задание;
  • обсуждение результатов;
  • отчет о результатах;
  • подведение итогов, общий вывод о достижениях.
  Технология коллективного творчества
 Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной задачей.  Наиболее плодотворной в системе дополнительного образования является технология коллективного творчества (И.П. Волков, И.П. Иванов), которая широко используется в дополнительном образовании.
 Технология основана на организационных принципах:
  • общественно полезная направленность деятельности детей и взрослых;
  • сотрудничество детей и взрослых;
  • романтика и креативность.
 Задачи технологии:
  • определять, принимать во внимание, развивать творческие способно-сти детей и привязывать их к различным творческим действиям с доступом к конкретному продукту, который можно исправить (продукт, модель, макет, композиция, работа, исследования и т.д.)
  • воспитывает социально активную творческую личность и способствует организации социального творчества, направленного на обслуживание людей в конкретных социальных ситуациях.
Технология предполагает организацию совместной деятельности детей и взрослых, в которой все члены команды участвуют в планировании, подготовке, реализации и анализе любого бизнеса.
Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самосовершенствованию.  
Широко используются игры, соревнования, соревнования.  
Коллективные творческие деяния - это социальное творчество, направ-ленное на служение людям.  
Их содержание - это забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях.  
Творческая деятельность разных возрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость.  
Основным методом обучения является общение, речевое общение равных партнеров.  
Учебные комнаты создаются как творческие лаборатории или мастерские (биологические, физические, лингвистические, художественные, технические и т. д.), в которых дети, независимо от возраста, получают начальное профессиональное образование.
 Оценка результатов - похвала за инициативу, публикация работы, вы-ставка, награждение, присвоение звания и т. д. Для оценки результатов разрабатываются специальные творческие журналы, в которых отмечаются достижения и успехи.
Задание 4
Изложите основные положения современной теории обучения и воспитания.
Ответ на вопрос
Дидактика – отрасль педагогической науки, разрабатывающая теорию обучения и образования. Дидактика как наука – это педагогическая теория воспитывающего и развивающего обучения и образования.
В современной дидактике изучается и организация образовательного процесса в целом. Вместе с тем в мировом научном познании в условиях процесса дифференциации и интеграции наук обозначилась тенденция к созданию науки об образовании – эдукологии (термин – от англ.).
Современная дидактика, имея более чем трехсотлетнюю историю развития, продолжает разрабатывать наиболее общие теоретические проблемы организации процесса обучения и образования с целью нормативно-прикладного обеспечения современной практики образовательного процесса.
В настоящее время можно выделить три системы принципов, действующих в сфере образования:
1. Общие принципы, отражающие ведущие тенденции современного образования: гуманизации; гуманитаризации; демократизации; интеграции; интенсификации и др.
2. Общепедагогические принципы, определяющие организацию целостного педагогического процесса: природосообразности; культуросообразности; личностной направленности педагогического процесса; учета возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей и др.
3. Система дидактических принципов, регламентирующих непосредственно процесс обучения.
Традиционная в классической дидактике система принципов обучения включает в себя:
-принцип преемственности, систематичности и последовательности;
-принцип наглядности;
-принцип сознательности и активности учащихся в обучении;
-принцип самостоятельности;
-принципы доступности и научности;
-принцип связи теории с практикой;
-принцип прочности.
Принцип систематичности и последовательности, который предполагает, что соблюдение преподавателем в своей практической деятельности следующих правил и требований:
Планировать систему занятий и каждое занятие; последовательность этапов и методов выстраивать в логике усвоения учащимися учебного материала.
Вводить новые понятия и способы деятельности на основе актуализации ранее изученных знаний. Устанавливать в процессе обучения межпредметные связи. Моделировать жизненные ситуации и решать проблемные задачи. Выделять в учебном материале узловые пункты и на них сосредотачивать внимание учащихся, устанавливая логические связи между этими опорными.
При изучении учебного материала обеспечивать развитие системного мышления учащихся на основе усвоения алгоритмов системного анализа разнообразных учебных и жизненных проблем.
Принцип наглядности обучения. В соответствии с даннымпринципомобучениедолжноопиратьсянаиспользованиеразнообразных видов наглядности, таких, как: предметно-изобразительной (рисунки, фотографии) и объемной (макеты человека, муляжи внутренних органов); уловно-изобразительной, символической (схемы, диаграммы, графики; словесной (образноеописание); динамической(звукозаписи, видеозаписи, кинофильмы).
Принцип сознательности и активности. Согласно данному принципу в зависимостиотхарактерамыслительнойдеятельностиучащихся выделяют три уровня познавательнойактивности:
Воспроизводящая активность - характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания и способы деятельности.
Интерпретирующая активность – стремление к выявлению смысла изучаемого содержания, к проникновению в сущность явления, к овладению способами применения знаний в изменяющихся условиях.
Творческий уровень – характеризуется стремлением учащихся не только проникнуть в сущность явления, но и найти для этого новый способ решения, применить знания в новой ситуации.
Принцип самостоятельности, в данном принципе Степень самостоятельности учащегося в обучении определяется по двум основным критериям: по характеру управления его учебной деятельности и по степени мыслительной самостоятельности ипродуктивности.
Принцип доступности. Сущность принципа доступности заключается в необходимостисоотносить цели и задачи, содержание, методы и формы обучения с познавательными возможностями и потребностями учащихся, определяемыми их возрастными и индивидуальнымиособенностями.
Принцип научности. Значение принципа научности связано с необходимостью усвоения обучающимися научно обоснованных знаний, использования методовобучения, адекватных методам научного познания, направленных на развитие теоретического мышления, формирование подлинно научного представленияоб окружающем мире, о сущности процессов, лежащих в основе современных технологий, формирование научногомировоззрения.
Принцип связи теории с практикой. Применение принципа связи теории с практикой в системе школьного образования связано, прежде всего, с решением учащимися задач осознанного усвоения знаний, формирования умений и навыков их применения в практической деятельности. Практика выступает в данном случае как исходный этап познания – опора на жизненный, практический опыт учащихся, и как результат, критерий эффективности учебной деятельности учащихся.
Принцип прочности. Любые знания становятся инструментом и средством практической деятельности при условии не только их осмысления, понимания, но и запоминания, сохранения в долгосрочной памяти, способности воспроизводить их и использовать для решения новых познавательных и практических задач.
Задание 5
Изложите основные положения оценки эффективности деятельности образовательной организации.
Ответ на вопрос
В связи с повышенной конкуренцией на рынке образовательных услуг руководителю образовательной организации требуется постоянный контроль эффективности организационного потенциала учреждения. Затрудняется разработка и реализация стратегических планов образовательных организаций, которые, в свою очередь, требуют повышения ее гибкости, способности оперативно реагировать на постоянно меняющиеся условия деятельности.
В соответствии с этим, оценка эффективности деятельности зависит от устойчивости функциональных связей внутри системы и скорости реакции отдельных ее структур на внутренние импульсы и внешние воздействия.
Поэтому оценка деятельности образовательной организации является актуальным вопросом в условиях современных интеграционных процессов.
Целью данной статьи является рассмотрение вопроса оценивания эффективности деятельности образовательной организации на примере высшего учебного заведения «Республиканский институт последипломного образования инженерно-педагогических работников», определение критериев и показателей, влияющих на ее эффективность.
Оценивание эффективности деятельности образовательной организации является необходимым условием ее существования. Причем важность данного вопроса подтверждается тем, что на основе оценки эффективности возможно сделать выводы о том, насколько эффективно организация выполняет свои функции. Произведенная оценка служит для выбора дальнейшего пути развития образовательной организации.
В настоящее время существует достаточно много подходов оценки  эффективности образовательной организации: оценка по миссии, целям, задачам и т.д. В данном случае критерием, на основании которого производится оценка, является выполнение определенных организацией миссий, целей, задач. Критерием эффективности в данном случае служит максимальное приближение к эталонному критерию, т.е. к тому, что мы хотели получить в результате своей деятельности.
Для оценивания эффективности деятельности образовательной организации необходимо суммировать эффективность достижения отдельных целей и задач. Относительно же миссии – приближение реальной ситуации к той, которая декларируется образовательной организацией. Суммируя эффективность всех этих показателей, выводится один, который и говорит о том, насколько образовательная организация эффективна в данный момент времени. Эффективность деятельности образовательной организации может быть оценена с позиции взаимодействия и выполнения задач членами коллектива. Таким образом, определяется индивидуальная, групповая и организационная эффективности образовательной организации.
Индивидуальная эффективность отражает уровень выполнения задач конкретными работниками образовательной организации. Руководители могут оценивать индивидуальную эффективность с помощью профессиональных стандартов, квалификационных требований или стандартов принятых в системе текущего контроля образовательной организации (способности, умения, знания, отношения, мотивация и т.д.). При правильной организации совместной деятельности работников организации возможно достичь значительного превышения простого сложения возможностей отдельных участников коллективного процесса – эффекта синергии.
Групповая эффективность отражает результат работы членов группы. При достижении синергии результат превышает простую сумму результатов отдельных членов группы. На эффективность работы группы влияет: структура группы, статус членов группы, нормы поведения в группе и т.д.
Организационная эффективность характеризует результаты работы образовательной организации в целом. За счет синергетического эффекта она должна превышать сумму индивидуальной и групповой эффективности. Оценивание эффективности деятельности образовательной организации может осуществляться за счет маркетингового анализа реализации краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов ее деятельности.
Для оценивания краткосрочной эффективности используют набор критериев приведенных ниже:
1)   объем предоставленных образовательных услуг – количество всех оказанных организацией услуг за определенный период времени, который выражается в сопоставимых плановых единицах;
2) качество образовательной услуги – соответствие современным требованиям педагогической теории, практики и способность удовлетворять образовательные потребности личности, общества и государства;
3)  гибкость и оперативность реагирования на запросы потребителей – быстрое реагирование на меняющуюся конъюнктуру рынка за счет перманентного мониторинга и контроля через механизм обратной связи;
4)  степень удовлетворенности образовательными услугами – субъективная характеристика качества услуги, в значительной мере отражает степень совпадения свойств услуги с ожиданиями.
Критерии конкурентоспособности и развития отражают среднесрочную эффективность. Конкурентоспособность характеризует положение образовательной организации на рынке образовательных услуг, ее способность конкурировать в борьбе за потребителя. Конкурентоспособность организации снижается, когда ухудшаются показатели качества образовательных услуг и гибкость реагирования на запросы потребителей.
Долгосрочная эффективность достигается, если имеет место краткосрочная и среднесрочная эффективность. Образовательные организации способны повысить свою эффективность в долгосрочном аспекте путем обработки ситуационных планов и обоснованного выбора наилучшего из них, когда внешние изменения диктуют необходимость адаптации.
При оценке эффективности деятельности образовательной  организации важно оценить все стороны и аспекты эффективности. Это возможно при условии использования указанных критериев и соответствующих показателей.
Отсутствие четких критериев эффективности в деятельности организаций дополнительного профессионального образования натолкнуло нас на необходимость совершенствования системы показателей оценки эффективности по направлениям: разработка общих показателей оценки эффективности образовательной организации; внедрение системы показателей оценки эффективности деятельности руководящего, педагогического и научно-педагогического состава.
Для отбора критериев оценки эффективности деятельности организации мы выбрали метод последовательного сравнения с помощью стандартных оценок, который дает возможность измерения эффективности путем экспертного расчета значений в отдельных показателях по группам критериев и определения их относительной значимости по интервальной шкале.
Так, на первом этапе этого подхода мы осуществили идентификацию организационной системы, которая заключается в выявлении особенностей функционирования организации. На этом этапе определили функции, цели и организационные ресурсы системы, установили требования и возможности их удовлетворения в конкретных условиях.
На втором этапе происходило формирование критериев и показателей эффективности. Критерии выступают как необходимое условие вынесения решения об уровне эффективности организации, каждый из которых характеризуется с помощью ряда показателей. Отбор  показателей осуществлялся на основе следующих требований: используемые измерители должны фиксировать уровень эффективности и одновременно учитывать задачи анализа и управления всеми процессами на основе выявления различных причинно-следственных связей.
Завершающей процедурой формирования системы критериев являлось их ранжирование по степени влияния на эффективность деятельности организации. Ранжирование осуществлялось по количественной шкале в диапазоне от 0 до 10. Максимальное значение имело наибольшее преимущество.
В настоящее время разработка и внедрение комплексной  системы  оценки  эффективности в высшем учебном заведении «Республиканский институт последипломного образования инженерно-педагогических работников» позволили добиться следующих результатов: внедрить планирование деятельности руководящих, педагогических и научно-педагогических работников в соответствии с принятой стратегией развития образовательной организации; повысить «прозрачность» достижения результатов, что позволяет оперативно находить изъяны и ошибки в процессе деятельности с последующим их устранением; демонстрировать публично вклад каждого сотрудника в достижение поставленной цели, что позволило руководителю образовательной организации отслеживать, какой вклад каждый сотрудник вносит в достижение поставленной цели; разработать показатели эффективности для заключения эффективного контракта.
Таким образом, оценка эффективности образовательной организации является важным элементом деятельности организации и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов или плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа её совершенствования.
 
 

Сколько стоит учебная работа на заказ?