История русской философии. Тест с ответами
1. В философии С.Н. Булгакова, выражение высшей правды, исполнение заветов Христовых, связанных с рождением новой церкви, — это христианский ...
• социализм
2. Значение религиозно-философских собраний начала XX в. состояло в том, что они
• способствовали сближению Церкви и общественности при посредничестве религиозных философов; несмотря на непримиримые разногласия, между деятелями церкви и философами был найден какой-то общий язык
3. «Есть только один способ быть христианином: это быть им вполне», — утверждал ...
• П.Я. Чаадаев
4. Видение, созерцание, понимание, приобретенное непосредственно, а не эмпирически или путем размышления, — это:
• интуиция
5. Автором сочинений: «Спор мудреца с миром или души с телом», «Метафизика», «Иероглифическая история», «Примрачные места в катехизисе» является:
• А.Д Кантемир
6. Тезис, нехарактерный для учения А.Н. Радищева о человеческом познании, состоит в том, что ...
• разум является единственным источником наших научных знаний о мире
7. Во взглядах на соотношение государства и церкви митрополит Платон придерживался концепции
• «симфонии властей»
8. Тип философского мировоззрения С.Н. Булгакова можно охарактеризовать как:
• религиозный материализм
9. Черты, наиболее свойственные гносеологической позиции А.Д. Кантемира, — это:
• рационализм и скептицизм
10. Автор высказывания: «То, что все развитие русской философии нацелено на истолкование мира в духе христианства, говорит о многом: русская философия, несомненно, окажет большое влияние на судьбы всей цивилизации», — это:
• Н.О. Лосский
11. Немецкий философ, основатель феноменологии — это:
• Э. Гуссерль
12. Понимание как целое, — считал В.В. Розанов, — слагается из трех начал. Это
• познающего, познавания и познаваемого
13. Создателем Киево-Могилянской академии был:
• Митрополит Петр Могила
14. Мир идей, идеальная основа мира (в философии С.Н. Булгакова) — это:
• София
15. Началом полемики славянофилов и западников можно считать:
• 1839 г
16. Важнейшие идеи П.Л. Лаврова (укажите лишнее) — это:
• «В своей хозяйственной функции человек утверждает свое центральное, главенствующее положение в мироздании»
17. Должно быть положено в основу философии, помимо науки (по мнению В.Ф. Одоевского):
• религия и искусство
18. Философ, поэт, один из основателей и руководителей «общества любомудров» — это:
• Д.В. Веневитинов
19. Цивилизационный фактор, обусловленный ключевой ролью государства в истории отечественной цивилизации и в развитии сбалансированных отношений с иными цивилизациями, — это:
• державность
20. «Ученой дружиной Петра I» называли кружок
• Ф. Прокоповича
21. Автором сочинений: «Размышления о дворянстве», «Путешествие в землю Офирскую», «О повреждении нравов в России» является:
• М.М. Щербатов
22. Первый этап Славяно-греко-латинской академии — эллино-славянская школа братьев Лихудов — относится к периоду
• 1687-1700 гг
23. С.Н. Булгаков писал, что истинным субъектом творческой деятельности является не человек, а
• человечество
24. «Истина — ... Отец, Сын, Дух ... Истина есть единая сущность о трех ипостасях ...» — утверждал:
• П.А. Флоренский
25. Державность как цивилизационный фактор — это:
• фактор, характеризующий важную роль государства России в истории отечественной цивилизации, в развитии сбалансированных отношений с иными цивилизациями
26. Мысль, свойственная Д.М. Велланскому, состоит в том, что ...
• человеческий разум способен познавать истину с помощью одной лишь интуиции
27. Цивилизационный фактор развития русской культуры, отражающий особенности эволюции общественного сознания славянских народов, закономерности изменения их этнокультурных форм социальной жизни, — это:
• славянство
28. Призвание России, по мнению П.Я. Чаадаева, — в осуществлении
• Религиозного синтеза
29. «Когда философия занимается животным человеком, то, вместо философии человека, она становится философией животных, становится главой о человеке в зоологии», — утверждал:
• П.Я. Чаадаев
30. «Как бы русский народ из «богоносца» не превратился в «богоборца», — опасался:
• К.Н. Леонтьев
31. «Не через родину, а через истину ведет путь на небо», — утверждал:
• П.Я. Чаадаев
32. «Невозможно никакое доказательство существование Бога, кроме как через существование человека, в котором есть божественное начало», — считал:
• Н.А. Бердяев
33. Совершенствование общественной жизни, по мнению А.Н. Радищева, связано с:
• раскрепощением народной массы
34. Признание сверхъестественной сущности явлений, познаваемой с помощью созерцания и интуиции — это:
• мистицизм
35. Софиология С.Н. Булгакова соотносится с догматическим учением православия следующим образом, а именно
• вступает в серьезное противоречие
36. По мнению П.Я. Чаадаева, Провидение создало нас слишком великими, чтобы быть эгоистами. Оно поставило нас вне интересов национальностей и поручило нам интересы:
• человечества
37. Религиозный мыслитель, ученик митрополита Московского Платона, историк церкви, автор «Словаря» и «Грамматики российской» — это:
• Аполлос Байбаков
38. Укажите идею, не свойственную М.А. Антоновичу:
• «Высший путь хозяйственной свободы проходит через духовно-нравственное преобразование человеческой природы»
39. «Вехи» призывали (укажите неверный вариант):
• сформировать в России правовую культуру
40. Участники кружка «любомудров» были последователями идей
• Ф.В.Й. Шеллинга
41. Н.О. Лосский доказывает, что воля свободна, но защищает ее __________________ интерпретацию.
• динамическую
42. Цель сосредоточения богатств в руках церкви, согласно точке зрения Иосифа Волоцкого — это:
• социальное служение церкви
43. Западниками являются:
• сторонники западного пути развития России в истории, опирающиеся на идеи позитивизма, вовлеченности России в западную культуру
44. Периодизация русской философии — 1) подготовительный период (до Ломоносова); 2) построительный период (от Ломоносова до начала XX в.) — принадлежит:
• Э.А. Радлову
45. На философское и богословское учение П.А. Флоренского постоянно оказывала влияние философия
• математики
46. Творчество Никифора несет на себе явный отпечаток
• платонизма
47. Цивилизационным фактором России не является:
• язычество
48. В средневековой русской мысли знание связывалось с:
• моральными качествами человека
49. Металогическое бытие является, согласно Н.О. Лосскому, является объектом интуиции
• мистической
50. Позиция: России и русской культуре выпадала объединительная, интегративная миссия: она призвана возглавить единство ряда восточных, прежде всего азиатских, культур и цивилизаций, характерна для:
• евразийство
51. Б.П. Вышеславцев своеобразие русской философии связывает с ее:
• специфическим подходом к мировым проблемам, особым способом их переживания
52. Философско-мировоззренческая установка, интерпретирующая феномен воли как высший принцип бытия и сознания, назывется:
• волюнтаризмом
53. Экзегетика — это:
• богословская дисциплина, занимающаяся истолкованием религиозных текстов, прежде всего текстов Библии
54. Многоуровневая природа единой субстанции в понимании славян включает (назовите лишнее):
• резкое противопоставление материи и духа
55. Основным положением ленинской теории отражения не является то, что ...
• нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах
56. Г.Г. Шпет усматривал причину низкого уровня развития философской культуры в России в:
• невежестве, определяющимся гнетом со стороны церкви и государства
57. Созданная в Москве Академия духовной культуры была детищем:
• Н.А. Бердяева и С.Л. Франка
58. Философское понятие, выражающее органическое единство мира, взаимопроникнутость и взаимосвязь его частей, их тождественность друг другу и целому при качественной специфичности и индивидуальности, — это:
• всеединство
59. Догадку об эволюции растительного и животного мира в русской мысли выдвинул:
• М.В. Ломоносов
60. Философ, богослов и историк-медиевист, один из идеологов евразийства, стоявший у истоков «Новой исторической науки», один из предшественников того ее направления, которое сегодня называют исторической антропологией, или — «культурной историей», автор работ: «Восток, Запад и русская идея», «О свободе», «О добре и зле», «Глубины сатанинские», «София земная и горняя», «Достоевский и католичество», «Святые отцы и учители. Раскрытие православия в их теориях», «Церковь, личность и государство» — это:
• Л.П. Карсавин
61. «Признаком человека является именно его сверхчеловеческая, богочеловеческая природа», — отметил
• С.Л. Франк
62. Мировоззренческая установка, допускающая возможность непосредственного надчувственного и сверхрационального взаимодействия человека и духовного мира, — это:
• мистицизм
63. Направление в гносеологии, которое обосновывает значение чувственного опыта в качестве единственного источника и критерия познания, — это:
• сенсуализм
64. Период творческого служения "отцов Церкви" (II-VIII вв.), заложивших основы христианской философии и богословия. В их трудах в апологетическом противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики, называемой
• патристика
65. Раздел философии, исследующий основные принципы, возможности и границы человесческого познания, — это:
• гносеология
66. В словах В.В. Зеньковского: «... был тверд в свободном своем творчестве, но решительно чужд всякому бунту: наоборот, им владеет убеждение, что он в своем искании истины остается со Христом, ибо «истина Господня, а не бесовская». (Он) никогда не отрывается от Церкви, но никогда и не боится идти путем свободной мысли. (Ему) принадлежит ... очень значительное место, как первого представителя религиозной философии. Вместе с тем, в лице (...) мы стоим перед бесспорным фактом внутрицерковной секуляризации мысли» речь идет о:
• Г.С. Сковороде
67. Правда — это:
• исторически свойственное отечественной цивилизации синтетическое понятие, которое вбирает в себя смысл теоретической истины и нравственной справедливости, правого социального порядка и праведности в личной жизни
68. Согласно Н.Ф. Федорову, конкуренцию, спекуляцию, социальные смуты, революцию и даже внешние войны уничтожит:
• община
69. Максим Грек был одним из идеологов
• нестяжательства
70. Постепенная замена средневекового типа мышления начинается в:
• XVII в
71. Митрополит Московский Платон был прозван «русским Платоном»:
• Вольтером
72. П.А. Флоренский считал, что Истина, Добро и Красота — эта метафизическая триада — есть не три разные начала, а одно. Это — одна и та же ...
• духовная жизнь
73. Мысль, свойственная воззрениям А.Н. Радищева на человека, заключается в том, что ...
• воспитание способно облагородить человека
74. Сборник статей о русской революции, как и предшествующие ему сборники, являющийся не только попыткой осмысления исторической ситуации, но и опытом критического самопознания видных представителей русской интеллигенции, называется:
• «Из глубины»
75. «Наука искания благополучия» — это определение нравоучительной философии принадлежит ...
• Я.П. Козельскому
76. Православие приобщило русскую философию к наследию
• Византии и Греции
77. Н.О. Лосский значимость русской философии связывает с ее:
• всемирно-историческим значением
78. Направление в гносеологии, которое фундаментальное значение в познании отводит разуму, — это:
• рационализм
79. «Русский дух не жил еще до сих пор в полной мере философской традицией ... и не дал еще ничего философски оригинального», — считал:
• Б.В. Яковенко
80. Наиболее общей философской категорией, проявляющейся в своем развитии в многообразных формах, А.Н. Радищев считал:
• бытие
81. По мнению Ф. Прокоповича, наилучшая форма правления — это:
• самодержавная монархия
82. Положение, не характерное для философии истории Л.П. Карсавина — это то, что ...
• ход истории определяется закономерными экономическими и политическими факторами, одинаковыми для обществ различных культур
83. Особенности русской философии Нового времени складывались под доминирующим влиянием философии
• Запада
84. По мнению А.С. Хомякова, Россия сможет стать в центре мировой цивилизации лишь при условии, что русский народ проявит все свои духовные силы и сполна реализует принципы, лежавшие в основе:
• православия
85. Схиархимандрит, один из основателей российского старчества, переводчик христианской аскетической литературы, канонизированный в 1988 г., — это:
• Паисий Величковский
86. Иногда И.А. Ильин употребляет понятие «национализм» и в ином смысле, по существу отождествляя его с:
• патриотизмом
87. Литературный памятник, составленный в IX веке новгородскими жрецами бога Велеса — это:
• «Велесова книга»
88. Н.В. Гоголь зовет к перестройке всей культуры в духе
• православия
89. По мнению А.Д. Кантемира, сферой свободы является сфера:
• этическая
90. Философию Л.И. Шестова можно назвать:
• иррациональной и экзистенциальной
91. В кружок «ревнителей благочестия» входили (укажите лишнее):
• Андрей Курбский
92. Рассудочное, логическое, опосредствованное мышление — это мышление ...
• дискурсивное
93. Цивилизация — это:
• объединенная общими идеями и целями развития исторически сложившаяся общность людей, созидающая единую культуру в свойственной ей среде обитания
94. Философия, согласно С.Л. Франку, — это:
• сверхнаучное интуитивное учение о мировоззрении
95. Фундаментальной разработкой проблем методологии науки и социального преобразования характеризуется:
• XIX — первая половина XX в
96. «Беда католицизма в том, что он установил единство без свободы. И как реакция на него — протестантство, которое осуществляет свободу без единства», — считал:
• А.С. Хомяков
97. «Сфера разума», новое состояние земной оболочки, характеризующееся пронизанностью научной мыслью и сознательно организуемой на основе ее целенаправленной деятельностью человека, называется:
• ноосферой
98. Интуиция как непосредственное сознавание субъектом не только процессов его собственной внутренней жизни, но и жизни внешнего мира основывается Лосским на гносеологической
• координации
99. Исследователем XIX в., который связывал особенности русской философии с отношением к Богу, географическими факторами, социально-психологическими особенностями народа и его традициями, является:
• архимандрит Гавриил (Воскресенский)
100. Согласно замыслу Иоанникия и Софрония Лихудов, преподавание философии в России должно было:
• в основных чертах воспроизводить программу, типичную для европейских университетов
101. Философ, который задачу русского народа и русской культуры видел в том, чтобы «проявить», принять «актуализированные» Западом возможности христианства и восполнить их началами, содержащимися в православии, — это:
• Л.П. Карсавин
102. В X-XIII веках формируется:
• раннесредневековая русская философия
103. Ключевой идеей евразийства было:
• признание и всестороннее обоснование самобытности исторического пути России
104. Мысль, наиболее близкая историософским воззрениям В.Н. Татищева, заключается в том, что ...
• в своем историческом развитии общество проходит те же стадии духовного развития, что и отдельный человек
105. Познание истины, согласно воззрениям П.А. Флоренского, возможно лишь как результат связи
• Бога и человека
106. С.Н. Трубецкой называл свое учение
• конкретным идеализмом
107. Христианский мыслитель, создатель учения «Общего дела», родоначальник русского космизма — это:
• Н.Ф. Федоров
108. Этапы эволюции мира, по В.С. Соловьеву: космогонический, исторический и ...
• Богочеловеческий
109. Авторы сборника «Из глубины» определяли суть кризиса, в котором оказалась Россия, как:
• кризис религиозный, духовный, нравственный, культурный, социально-экономический
110. В виде единой и неделимой многоуровневой системы славяне воспринимали:
• вселенную
111. Соборность как цивилизационный фактор — это:
• фактор, регулирующий развитие личности и социальных групп на основе гармоничного сочетания свободы и единства, творчества и ответственности
112. «В Царстве Божием нет эгоизма, и, следовательно, нет и актов отталкивания и материальных процессов», — считал:
• Н.О. Лосский
113. В своей оценке проблемы происхождения жизни и хода исторического процесса А.Н. Радищев:
• придерживался эволюционистских воззрений
114. Учение о сверхчувственных принципах и началах бытия
• метафизика
115. «Учение, дабы было действительно, зависит не только от остроумия и красноречия, сколько от чистоты и непорочности сердца учителева», — отмечал:
• митрополит Платон (Левшин)
116. Евразийство как цивилизационный фактор — это:
• фактор развития крупных государственных образований (Рима, Византии, России), испытывающих влияние культур народов Востока и Запада
117. Философско-религиозное учение, в соответсвии с которым Бог рассматривается как безличностное начало, тождественное с природой, — это:
• пантеизм
118. Высказывание: «Не здраво рассудителен математик, если он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таково же и богословия учитель, если он думает, что по Псалтыре научиться можно астрономии или химии» принадлежит:
• М.В. Ломоносову
119. По словам В.С. Соловьева, есть три первичных атрибута человеческой природы: жалость, благоговение и ...
• стыд
120. «Церковь одна в силах разрешить все узлы, недоумения и вопросы наши», — писал:
• Н.В. Гоголь
121. А.И. Введенский в своих исследованиях
• подчеркивал самобытный и органический характер русской философии и верил, что она непременно достигнет той же высоты, что и в наиболее развитых цивилизациях
122. По мнению Г.П. Федотова, недостатком русского государственно-политического мессианства является:
• лишенность этического сознания
123. Автором высказывания: «Примерное благочестие, глубокая преданность отечеству и царю — главные черты русского характера и духа. Только с выражением их может создаться самобытная философия, достойная великого народа», является:
• Я.Н. Колубовский
124. «Обеспечить каждому члену общества духовные и материальные условия нормального развития, ведущего к порогу Царства Божия», — это, по мнению Н.О. Лосского, высшая цель
• государства
125. Один из творцов новой русской литературы, гениальный писатель, христианский мыслитель, автор «Избранных мест из переписки с друзьями» — это:
• Н.В. Гоголь
126. Христианская философия, масонство, светская философия — основные направления философских учений России
• XVIII в
127. Нечто нарушающее гармоничный порядок вещей и потому находящееся в борьбе с более высоким строящим и упорядочивающим мир божественным началом воспринималось славянами как:
• зло
128. Русский философ-интуитивист, исследователь проблемы «живого знания», проблем социальной жизни и экзистенциальных аспектов личности, религии и культуры, создатель «антиномистического монодуализма» и учения о «Непостижимом», — это:
• С.Л. Франк
129. Красота мира, по Флоренскому, доступна лишь тому, кто освобождается посредством любви от замкнутости
• эгоизма
130. «Философия по своей сущности является не только наукой, может быть, она является наукой лишь в производном смысле, а первично, по своим коренным основаниям, она есть сверхнаучное интуитивное учение о мировоззрении ... Если принимать философию в этом широком и одновременно глубоком значении, то можно с полным правом говорить о русской философии ...», — считал:
• С.Л. Франк
131. Второй этап своего творчества П.А. Флоренский назвал:
• «Научение»
132. Мировоззренческая позиция, в основе которой абсолютизация позитивных аспектов влияния естественных наук на развитие культуры, — это:
• сциентизм
133. И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин, С.Л. Франк, Г.В. Флоровский, Н.К. Михайловский, — это (наиболее точная характеристика) ...
• русские мыслители Нового времени
134. Всеединство — это:
• философское понятие, выражающее органическое единство универсального мирового бытия, взаимопроникнутость и раздельность образующих его частей, их тождественность друг другу и целому при качественной специфичности и индивидуальности
135. Смысл обращения к святоотеческому наследию и его освоения, согласно Г.В. Флоровскому заключается в:
• проникновении в сферу духовного опыта людей, лично причастных к единой жизни церкви
136. «Человек — животное разумное, удивляющееся, советующее, рассуждающее, смехотворительное ... Человек есть микрокосм или малый мир», — отмечал в своей риторике
• А. Белобоцкий
137. «Симфония властей» — это:
• форма правления, которая предполагает, с одной стороны, различение светской и духовной власти, а с другой — их взаимодействие
138. Идейное и общественно-политическое течение первой волны русской эмиграции, объединенное концепцией русской культуры как неевропейского феномена, который обладает в ряду культур мира уникальным соединением западных и восточных черт, а потому одновременно принадлежит Западу и Востоку, в то же время не относясь ни к тому, ни к другому, — это:
• евразийство
139. Три силы, по мысли Н.А. Бердяева, действуют во всемирной истории: Бог, судьба и ...
• человеческая свобода
140. Философии культуры Г.П. Федотова свойственна мысль о том, что ...
• эсхатологическая традиция христианства вполне совместима с признанием непреходящей значимости культурного и социального творчества
141. Идея, которая повлияла на концепцию «Москва — третий Рим» (назовите неправильный вариант), — это идея ...
• исключительности Руси
142. По мнению П.Л. Лаврова, должно стать важнейшим объектом научного исследования и руководящего начала нравственной и общественной деятельности:
• человеческое сознание
143. Слово «философия» появляется в русской письменности в:
• XI в
144. Суть идеи «трех заветов» у Д.С. Мережковского — это:
• первый Завет — религия Бога в мире; второй Завет Сына — религия Бога в человеке — Богочеловека; третий — религия Бога в человечестве — Богочеловечества
145. Философ и литературный критик, один из ведущих теоретиков славянофильства, автор работ: «Девятнадцатый век», «О необходимости и возможности новых начал в философии» — это:
• И.В. Киреевский