Курсар - Дипломная, курсовая, реферат на заказ
Служба спасения для студентов

История и методология юридической науки. Тест с ответами

1. __________________ — это установившийся образец (эталон) мышления, совокупность онтологических убеждений, ценностных установок, схем решения типичных проблем, обеспечивающих непрерывность определенной научной или мировоззренческой традиции.
• Юридический либерализм

2. Понятие ряда философских учений, фиксирующее особенность человеческого сознания, которая состоит в его направленности на какой-нибудь предмет, в идеальном “полагании” предмета в мысли, тем самым становящегося “идеальным” предметом, — это:
• интенциональность

3. Верны ли определения? А) Методология как система не сводится к составляющим её компонентам, она имеет и свои собственные интегративные закономерности развития. Б) Соотношение методологии и метода может быть представлено как диалектическое соотношения целого и части, системы и элемента, общего и отдельного.
• А — да, Б — да

4. Система религиозных и юридических норм, сложившаяся на основе канонов, каковыми именуются акты церковных властей, имеющие для верующих силу закона, — это:
• каноническое право

5. Обусловленная научной парадигмой логически непротиворечивая система понятий, при помощи которых раскрывается сущность изучаемого объекта, — это:
• научная теория
 

6. Направление в философии, противоположное материализму, — это:
• идеализм

7. Неотъемлемая часть культуры общества в целом выражает определённый уровень развития правосознания и состояния законности, характеризует степень правоспособности и дееспособности граждан общества в разрешении общественных противоречий — это:
• правовая культура

8. Верны ли определения? А) Третья глобальная революция была связана с преобразованием классического типа научного познания и становлением нового, неклассического (конец XIX — середина XX вв.). Б) Классическая модель осмысления права базируется на уяснении общих принципов, которые не связаны с актуальным существованием людей и вещей.
• А — да, Б — да

9. Метод сбора первичной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного или опосредованного социально-психологического общения исследователя и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на заранее подготовленные вопросы — это:
• опрос

10. Специальная часть теории (в науке или философии), которая посвящена обоснованию содержания, целесообразности и оправданности определённых методов в той или иной сфере познания, — это:
• методология
 

11. Способ исследования объектов, который позволяет оценить степень государственно-правового воздействия на жизнедеятельность общества, различных его сфер, — это __________________ метод.
• социологический

12. Верны ли определения? А) Содержание методологии существенно превышает совокупность методов и средств познания или организации познания. Б) Предметом методологии как специфической области теоретического исследования должно быть всё, что имеет то или иное методологическое значение, т.е. способно выполнить методологическую функцию» (В.П. Малахов).
• А — да, Б — да

13. Специфический метод исследования, позволяющий получить информацию о возникновении количественных и качественных изменений в жизнедеятельности исследуемого социального объекта в результате воздействия вводимых и контролируемых экспериментатором новых факторов, — это:
• социологический эксперимент

14. Один из терминов феноменологии, означающий процесс и результат взаимодействия субъектов через интенциональности, открывающие человеку мир другого «Я», — это:
• интерсубъективность

15. Чрезмерность, крайность в каких-либо требованиях, взглядах — это:
• максимализм
 

16. Способ познания, который направлен на раскрытие целостности объекта и выявление различных типов связи в изучаемом объекте, — это __________________ метод.
• системный

17. Признание ценности человека как личности, её права на свободное развитие и осуществление своих способностей, утверждения блага человека как критерия оценки общественных отношений — это:
• гуманизм

18. Идеализм считает, что первичным, изначальным является дух, идея, сознание, а вторичным — ...
• природа (материя, бытие)

19. Регрессивный процесс, в ходе которого сложные нормативно-ценностные структуры повреждаются или разрушаются и в силу этого доминировать начинают структуры нижележащие, более простые и примитивные, легко подпадающие под власть разнообразных идеологем и мифологем, — это:
• инволюция правосознания

20. Познавательная стратегия, использующая в качестве основного аналитического средства принцип противоречия и рассматривающая объекты познания в постоянном развитии и взаимосвязи с другими явлениями, — это:
• диалектика

21. Методологический принцип, означающий стремление к получению максимально достоверной информации об изучаемых явлениях, при этом влияние субъективных факторов (личное отношение, общественное мнение, сформировавшаяся традиция), по возможности, сводится к минимуму, называется:
• объективностью

22. Установка, которая была характерной для классической философии (и науки) и состояла в стремлении отыскать единый, универсальный и лишенный субъективного предпочтения метод достижения несомненных истин в познании, — это:
• методологический монизм

23. Верны ли определения? А) Научное познание, как и все формы духовного производства, в конечном счёте необходимо для того, чтобы регулировать человеческую деятельность (В.С. Стёпин). Б) Методология в любом исследовании составляет, как правило, его заключительную часть» (В.П. Малахов).
• А — да, Б — нет

24. Философское учение, которое признает единственным источником достоверных знаний чувственное познание, т.е. ощущения, — это:
• сенсуализм

25. Явление интегральное, объединяющее в себе ряд компонентов: мировоззрение и фундаментальные общетеоретические концепции, всеобщие философские законы и категории, обще- и частнонаучные методы (Д.А. Керимов), — это:
• методология
 

26. Событие или явление действительности, зафиксированное средствами, которые вызывают доверие науки и описаны при помощи научных понятий или категорий, — это:
• факт научный

27. __________________ науки представляет собой то, что изучает наука в своём объекте, т.е. та часть объекта, которая вовлечена в процесс исследования.
• Предмет

28. Совокупность методов и средств изучения этой наукой вопросов возникновения, функционирования и развития права, а также принципы, лежащие в основе изучения, и общий подход к выделенному теорией социальному явлению (А.Б. Венгеров) — это:
• методология

29. Теория научного познания — это:
• эпистемология

30. Сознательно применяемый порядок и последовательность действий, которые приводят к желаемому результату, — это:
• метод
 

31. Метод, предполагающий изучение права в «чистом» виде, вне связи с другими социальными явлениями (политикой, экономикой, идеологией и т.д.), называется:
• формально-юридическим

32. Прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики расширить либо уточнить имеющиеся сведения о государстве и праве, — это __________________ метод.
• кибернетический

33. Метод, который состоит в исследовании правовых категорий, дефиниций, юридических конструкций и законодательной техники специально-юридическими приёмами, предполагающими изучение внутренней и внешней формы изучения явлений, называется:
• формально-юридическим

34. Способ познания, который используется для выяснения функций одних социальных явлений по отношению к другим, — это __________________ метод.
• функциональный

35. Верны ли определения? А) Методологические принципы можно понимать как мыслительные предпосылки, познавательные алгоритмы теоретического постижения предмета (Малахов В.П.). Б) Первой глобальной научной революцией была революция XVIII в., ознаменовавшая собой становление классического естествознания.
• А — да, Б — да
 

36. Современными типами правопонимания являются:
• легизм
• юридический либерализм
• юснатурализм

37. Одна из ведущих парадигм философско-правового и юридического мышления, опирающаяся на идею единых нормативно-ценностных принципов, господствующих в космосе, природе и обществе и способных быть мерилом справедливости законоположений, устанавливаемых государством, — это:
• естественно-правовое понимание

38. Совершенство, совершенный образец чего-либо, высшая цель стремлений, деятельности — это:
• идеал

39. Способ познания, который помогает получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление, — это __________________ метод.
• статистический

40. Сущность каждой вещи, ее прототип, происходящий либо из Божественного разума, либо из общего мирового принципа, другими словами, совокупность необходимых и достаточных элементов любого явления или его конструктивный принцип — это:
• идея
 

41. Обусловленный законами общественного развития и неразрывно связанный с практикой процесс отражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности — это:
• познание

42. Синтезированная совокупность отрефлексированных познавательных средств, позволяющих исследовать правовую реальность в её разнообразных связях с мировым бытием, — это:
• философски-правовая методология

43. Верны ли определения? А) В современных типах правопонимания наблюдается тенденция отстаивания приоритета личности и субъективных прав, следования в юридическом познании принципам ценности человеческой жизни, свободы, равенства и справедливости. Б) Структурно методология имеет несколько уровней, основными из которых являются: диалектико-мировоззренческий, общенаучный (междисциплинарный), частнонаучный, (Д.А. Керимов).
• А — да, Б — да

44. Совокупность философских, политических и правовых идей, направленных на защиту личности, ее прав и свобод от диктата государственной власти, — это:
• либерализм

45. Верны ли определения? А) Методологию нельзя сводить к одному из следующих компонентов: мировоззрение, фундаментальные общетеоретические концепции, всеобщие философские законы и категории, общенаучные методы, частнонаучные методы. Б) Методологические воззрения и методы обретают познавательную силу лишь в том случае, если они «переведены» на конкретные установки и требования, обусловленные природой самого объекта познания.
• А — да, Б — да

46. Верны ли определения? А) Метафизическая модель в определённой мере соответствует и классическому позитивизму, который рассматривает властную силу государства как «метафизический феномен» (О.Г. Данильян). Б) Классическая модель осмысления права состоит в исключении собственно трансцендентального плана бытия и в отрицании признания его как единого носителя моносубъекта (индивидуального или социального).
• А — да, Б — нет

47. Тип правопонимания, который исходит из противопоставления права и закона, рассматривая под правом содержательные требования естественного права (справедливости), называется:
• юснатурализмом

48. Общенаучный феномен, объединяющий всю совокупность принципов, средств и методов познания (мировоззрение, философские методы познания и учения о них, обще- и частнонаучные понятия и методы), выработанные всеми общественными науками, в том числе и комплексом юридических наук, и применяемых в процессе познания специфики правовой действительности, её практического преобразования (Д.А. Керимов), — это:
• методология права

49. Верны ли определения? А) Методологическое знание существует в двух основных формах: в виде методологических концепций, теорий и в виде отдельных методов, принципов, непосредственно входящих в саму структуру конкретно-научных теорий. Б) К современному типу правопонимания не относится легизм.
• А — да, Б — нет

50. Составляющая теоретического уровня духовной жизни общества, которая имеет практическую направленность, призвана создавать программы социальных действий и организовывать их реализацию, — это:
• идеология
 

51. Учение о методах познания права: философском, общенаучном, юридическом — это:
• методология

52. Интеллигибельный означает:
• вымышленный, нереальный, сверхъестественный
• сверхчувственный, постигаемый только разумом и недоступный чувственному познанию

53. Принцип __________________ предполагает, что государство и право характеризуются как изменяющиеся в пространстве и времени категории и поэтому должны исследоваться в динамике их исторического развития.
• историзма

54. Установка современной неклассической философии (науки), которая отличается признанием зависимости методов познания от свойств, особенностей и задач субъекта, его кoнцептуальных ориентаций и ракурсов подхода к действительности; методологический плюрализм допускает возможность оправданного использования разнообразных методов, которые могут объединяться между собой на основе дополнительности, — это:
• методологический плюрализм

55. Господствующий во многих странах мира тип мышления в условиях утверждения индивидуализма и современных общественных отношений; он основывался на «трёx китах»: а) на исключительном доверии фактам («лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»); б) на четкой, ясной и понятной людям логике; в) на культивировании активности («при любых обстоятельствах лучше действовать, нежели ничего не делать») — это:
• здравый рассудок
 

56. Понятие, которое употребляется для обозначения особого автономного мира права со своими законами и логикой функционирования и развития, со своими «несущими конструкциями» и способом их связи в одно целое, — это:
• правовая реальность

57. Основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования права — это:
• принципы права

58. Способ осуществления наблюдения, когда исследователь не участвует непосредственно в наблюдаемых событиях, изучая их отстраненно, как бы извне, — это __________________ наблюдение.
• невключенное

59. Многообразие интеллектуальных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае, — это:
• традиционный анализ

60. Наиболее общее, абстрактное выражение сущности права, идеальный аспект бытия права — это:
• идея права

61. Верны ли определения? А) Второй глобальной научной революцией можно считать переход в конце XVIII — первой половине XIX вв. к новому состоянию науки — дисциплинарно организованной науке. Б) Первая и вторая глобальные революции в естествознании протекали как формирование и развитие классической науки и её классического типа научного познания явлений окружающего мира, в том числе и правовых.
• А — да, Б — да

62. Понятие, введенное в 1950-е гг. американским социопсихологом Л. Фестингером для обозначения такого состояния индивидуального сознания, когда в нем сталкиваются в единой смысловой плоскости два противоположных представления об одном объекте или факте, не согласующиеся между собой, но представляющиеся субъекту в равной степени убедительными, — это:
• когнитивный диссонанс

63. Способность человека к внерациональному постижению высших смыслов нормативно-ценностной реальности и ее связей с трансцендентными первоначалами бытия — это:
• метафизическая интуиция

64. Тип позитивистского правопонимания, который исходит из отождествления права и закона, называется:
• легизмом

65. Представления о совершенном состоянии правовой жизни, которые являются ориентиром для реформирования правовой системы общества, — это:
• правовой идеал
 

66. Антидиалектический способ мышления, рассматривающий вещи и явления неизменными и независимыми друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе, — это:
• метафизика

67. По степени вовлеченности исследователя в наблюдаемые им процессы различают следующие виды наблюдения:
• включенное и невключенное

68. Сбор первичных данных, связанных с объектом исследования, осуществляемый исследователем лично путем непосредственного восприятия, — это:
• наблюдение

69. Способ уяснения и разъяснение сущностного содержания закрепленного юридической нормой правила поведения — это метод ...
• толкования (интерпретации) права

70. Принцип __________________ закрепляет "право на жизнь" различных идейно-теоретических подходов, концепций, школ, порою отстаивающих противоречивые точки зрения.
• плюрализма
 

71. Процесс отражения государственно-правовых явлений, который характерен для определённой эпохи, культуры и стиля мышления и наиболее признан юридической наукой этого времени — это:
• юридический тип научного познания

72. Метод, предполагающий сопоставление юридических понятий, явлений и процессов, установление их сходства и различий, т.е. этот метод в конечном итоге предназначен для изучения различных государственно-правовых систем пyтём сопоставления одноимённых институтов, принципов, школ, называется:
• сравнительно-правовым

73. Совокупность познавательных средств, опирающихся на идею единства материи и духа, субъекта и объекта, сознания и бессознательного, на стратегии непосредственного, внерационального проникновения в средоточие мирового целого и в его отдельные части, в т.ч. в правовую реальность, — это __________________ метод.
• интуитивистский

74. __________________ рассматривают материальный мир как порождение духовного начала.
• Идеалисты

75. Процесс и результат целеустремлённой умственной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению, — это:
• правопонимание
 

76. Совокупность способов целесообразного проведения работы; собирание, упорядочивание и прояснения способов эффективного использования определённых методов в конкретных ситуациях познания и деятельности — это:
• методика

77. __________________ — ведущий способ обоснования права в современных культурно-исторических условиях позволяет, прежде всего, раскрыть многогранность правовой реальности в двух её основных аспектах: онтологическом и философско-антропологическом.
• Интерсубъективность

 

Сколько стоит учебная работа на заказ?