История философии. Тест с ответами
1. Центром мировоззрения К. Маркса считается
• материалистическое понимание истории
2. Апологеты во II в. н. э.
• защищали, оправдывали христианское вероучение
3. В соответствии со своим делением наук, В. Виндельбанд различал два основных метода научного познания
• номотетический и идеографический
4. В философии Ф. Ницше основным понятием является
• воля к власти
5. Гегель считал, что в основе реальности лежит
• абсолютная идея
6. Аверроэс — это западное прочтение арабского имени
• ибн Рушд
7. В системе трансцендентального идеализма Шеллинга процесс познания рассматривается, так
• объективная природа взаимодополняется достоверным «Я»
8. Франческо Патрици, развивая итальянскую линию философии природы, в своих «Перипатетических исследованиях»
• преодолевал средневековый схоластический аристотелизм
9. Согласно китайской философской традиции, энергия в человеке, которая не является космической, называется:
• инь/ян (сексуальная)
10. Согласно экзистенциализму, сущность человека определяется
• собственным выбором человека своей цели
11. «Единое » Дж. Бруно неразрывно связано с введенными им понятиями
• «мировая душа» и «всеобщий разум»
12. Иоанн Дунс Скот считал, что
• теология и философия несоединимы
13. По Фихте, человек, приобщаясь к великим, мудрым и благородным традициям человечества, обретает
• бессмертии
14. В «Новом Органоне» Ф. Бэкон опровергает
• логику Аристотеля
15. Этот итальянский гуманист, наряду с латинскими классическими текстами, ценил древнегреческое наследие. Его усилиями были переведены и аннотированы многие древние тексты, что оказало значительное влияние на флорентийских гуманистов. Речь идет о
• Колюччо Салутати
16. В своем главном произведении «Платоновская теология о бессмертии души» Марсилио Фичино (1422-1495) доказывал
• философия — не служанка, а «сестра» теологии
17. Социальная утопия Фрэнсиса Бэкона совершенно определенно возрождала идеи
• Платона
18. Среди категорий Аристотеля нет такой, как:
• форма
19. В «Феноменологии духа» Гегеля познание рассматривается во взаимоотношении познающего и познаваемого как
• тождество
20. Два вечных начала сущего — Пракрити и пуруша — рассматриваются в классической системе индийской философии:
• санкхья
21. С точки зрения Гоббса, акциденцией не является
• субстанция
22. Г. Спенсер сформулировал свой основополагающий закон о том, что непрерывное перераспределение существующих телесных частиц и их движений — это
• трансформация
23. Согласно Ж. П. Сартру, свобода для человека — это
• неизбежное тяжкое бремя
24. Душа не вечна, она умирает вместе с телом, лишь в редких случаях переживая его, считали:
• стоики
25. Материя — это тьма, обязанная своим существованием полному угасанию света божественного первоединства, — считали
• Мани, родоначальник манихейства
26. У стоиков «пневма» как основа человеческой души и часть души космической, а также основа разума представляет собой смесь основных природных стихий:
• огня и воздуха
27. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль
• космос — одновременно пустая и наполненная бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог)
28. Он считал, что Прометей был справедливо наказан за то, что принес людям искусства, породившие сложность и искусственность жизни:
• Диоген Синопский
29. В своих рассуждениях о боге Аквинат
• считал, что познание бога опосредовано его влиянием в природе
30. В этике Канта современники усмотрели
• моральное доказательство существования бога
31. Утонченные философские теории, науки и книги совершенно не нужны, считали:
• киники
32. Кант стремился исключить метафизику из области действительного познания, понимая под ней систему доказательств
• трансцендентных предметов
33. Предлагая свою классификацию наук, О. Конт все науки разделил на две группы
• теоретические и прикладные
34. Платон во время путешествий по Востоку обучался в школах:
• пифагорейцев
35. «Критика чистого разума» Канта являлась критикой познания, к которому можно прийти
• способом доказательств
36. Философия Декарта сыграла значительную роль в становлении
• механистического естествознания
37. Лютер выступал против идеи о том, что
• церковь — единственный посредник между богом и человеком
38. Плотин считал, что Единое — это источник бытия, всего сущего в мире. Это чистое и простое единство, исключающее множественность, а также
• абсолют
39. «Эманация» в неоплатонизме — это
• непрерывное излучение Единым из себя всего бытия
40. По Канту, приятное, вызванное эстетическим объектом, обусловлено
• размерностью объекта познающим способностям
41. Гоббс является последовательным сторонником той государственной власти, которую мы можем назвать сегодня
• монархической
42. По Фихте, человек отличается от животного тем, что
• удовлетворяет инстинктивное влечение или нет по собственной воле
43. С точки зрения Беркли, в мире действуют причины
• духовные
44. Главным логиком в направлении неоплатонизма был
• Порфирий
45. В позднем учении О. Конта обосновывалась неизбежность создания нового религиозного культа «Верховного Существа», которым станет
• Человечество
46. Если киник проголодался, то он:
• станет есть ту еду, что попадется на глаза
47. Исследуя проблемы человеческой души, Аквинат исходил из того, что
• душа есть чистая форма без материи, она бестелесна
48. Другая формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать…»
• общим «естественным» законом
49. По представлениям Локка, в нашем понимании желтый цвет золота, его блеск, твердость, вес, ковкость и т. д. относятся к сущности
• номинальной
50. Рене Декарт писал: «Каждая вещь, в которой нечто непосредственно содержится как в субъекте или если при ее посредстве возникает нечто, что мы воспринимаем, то есть и некое свойство, качество, или атрибут, а ее действительная идея есть в нас, которая называется…»
• субстанцией
51. «Первым итальянским гуманистом» или «отцом гуманизма» в Италии традиционно считается
• Франческо Петрарка
52. По мысли Гоббса, государство законы природы
• заменяет законами общества
53. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется
• томизмом
54. Этот философ писал: «Мы говорим о Богах как о существующих и даже поклоняемся Богам, но при этом не выражаем никакой веры и избегаем опрометчивости догматиков». К какой школе он принадлежал?
• скептиков
55. В своем труде «Разыскание истины» последователь Декарта Никола Мальбранш исходил из своеобразного дуализма, в котором сосуществование духовного и материального определяется приоритетом
• души, сущностью которой является мышление
56. Размышление, по Локку, это процесс
• возникновения сложных идей на основе обобщения простых идей
57. Для гностика Василида «духовные избранники» противопоставляются язычникам, т.е.:«психики» — «пневматикам»
• «пневматики» — «соматикам»
58. Философия природы Дж. Бруно — это
• панпсихизм
59. Для гносеологии Канта справедливо утверждение
• познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и нечувственной основы опыта
60. О. Конт был убежден, что во всех научных исследованиях необходимо стремиться «к замене слова почему словом…»
• как
61. Пико делла Мирандола (1463-1495) в своих знаменитых 900 тезисах «Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae», в частности, утверждал
• мир возник из высшего бестелесного начала — «хаоса»
62. Пьер Гассенди, развивая основы новоевропейского философского и научного мышления, переосмыслил античное наследие
• Эпикура
63. Термин «гуманизм» происходит от лат. Humanus, что означает
• человеческий (человечный)
64. В своей основной работе Монтескье характеризовал их как «необходимые отношения, вытекающие из характера вещей в самом широком смысле слова»
• законы
65. Также стоики сравнивали философию с фруктовым садом, полным различных плодов, в котором соответственно плоды, деревья и ограда —
• этика, физика, логика
66. Монады высшей степени развития или монады-духи в учении Лейбница способны к
• апперцепции
67. Психологическое понятие, во многом определившее философскую антропологию С. Кьеркегора
• страх
68. С точки зрения Спинозы
• бог и субстанция (природа) — это одно понятие
69. С. Кьеркегор рассматривал три стадии существования Единичного
• эстетическая — этическая — религиозная
70. «Кульминацией потребностей», «познавательным критерием», «признаком бытия» и творческой активности человека Л. Фейербах называл любовь
• как страсть
71. По отношению к себе подобным он снисходителен, сдержан, нежен, горд и дружелюбен. В отношении чужих — хищный зверь. Так Ницше характеризовал
• сверхчеловека
72. Прогресс человечества Гердер связывал прежде всего с деятельностью
• изобретателей-новаторов
73. Религиозно-философские воззрения Томаса Мюнцера были близки к идеям
• утопического коммунизма
74. В области этики Ницше выдвинул основной девиз провозглашенной им «переоценки ценностей»
• «Горе слабому!»
75. По мысли Николая Кузанского, безусловное знание мы постичь
• способны символически
76. Альберт Великий в своих произведениях опирается в значительной степени на трактаты
• Аристотеля
77. В представлении Спинозы, свобода человека состоит в единстве разума и воли. Противоположностью свободы человека он считал
• произвол
78. К александрийской школе пантеистического аристотелизма XIII в. относятся
• Давид из Динанта
79. Наиболее известна и исторически значима в системе Эпикура:
• этика
80. В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции
• двойственной истины
81. Манлий Северин Боэций (480-524) в своем завершающем произведении «Об утешении философией» продемонстрировал
• влияние на него платоновского диалога «Тимей»
82. Недеяние в даосизме — это:
• внутреннее освобождение от всякой эгоистической деятельности
83. Исходя из учения Ф. Бэкона об «идолах» (или «призраках»), очевидность движения Солнца по небосводу вокруг Земли является идолом
• рода
84. Согласно китайской философии, духовным центром человека является:
• сердце
85. Идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» был
• Дидро
86. В философии Фихте природа является
• отчужденным продуктом «Я»
87. «Стромата» (буквально — «цветные ковры») — это произведение, включающее в себя множество цитат из трудов греческих философов для реабилитации греческой философии в глазах христиан. Оно было собрано
• Климентом Александрийским
88. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он
• подчинен абстрактному чувству долга
89. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал
• «во всем должно сомневаться»
90. В теории познания Дунс Скот подчеркивал
• активность мышления
91. Фома Аквинский, развивая теорию отдельных душевных сил или свойств в духе Аристотеля, считал, что
• разумная душа возвышается над вегетативной и сенситивной
92. Авиценна понимал мир как произведение
• божественного разума
93. Так называемая «платоническая любовь» в позднейшие эпохи ассоциировалась с:
• аскетизмом
94. В знак глубокого уважения к древнегреческому мыслителю поздневизантийский неоплатоник Георгиос Гемистос (1360-1425) принял имя
• Плетон
95. Дунс Скот был представителем
• метафизического индивидуализма
96. В своей знаменитой книге «Похвала глупости» Эразм Роттердамский (1469-1563) высмеял
• бесплодные псевдонаучные споры поздних схоластов
97. Философские воззрения Якоба Беме были близки к
• оккультно-мистическим направлениям
98. В древневосточной философии это понятие включает в себя и представление об энергии, поддерживающей все сущее:
• дао
99. В учении Кальвина, как и Лютера, значительное место занимает учение о
• предопределении как вечном спасении только по воле бога
100. По Шеллингу, в основе мира лежит
• бессознательное
101. «Единое» у Плотина — это:
• инобытие (ничто)
102. «Монада» в учении Г. В. Лейбница — это
• простая субстанция
103. В «Феноменологии духа» Гегель рассматривает различные религии как формы
• самосознания абсолюта
104. По мнению Локка, свобода человека
• ограничена свободой других людей
105. Согласно Бернардино Телезио, задачей философии является
• исследование природы
106. Согласно Локку, основой всякого познания является
• ощущение
107. Важным понятием П. Риккерта в его истории культуры, философии и логике является понятие (наряду с понятием «бытие»)
• ценности
108. Понимание Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется другими как
• цинизм
109. Основное философское понятие, которое определяет концепцию Э. фон Гартмана, — это
• бессознательное
110. Теоретической основой попытки Юлиана Отступника отвергнуть христианство и реставрировать языческую религию признается
• неоплатонизм
111. В области научного познания, по мысли Ницше, истина — это
• полезное заблуждение
112. Тонкий дипломат и проницательный государственный деятель, Н. Макиавелли рассматривал политику как
• автономную сторону человеческой деятельности, воплощение свободной человеческой воли, корректируемую естественными законами жизни и человеческой психологии
113. Иоанн Скот Эриугена признавал
• негативную теологию
• и позитивную и негативную одновременно
114. По теории Лейбница, в телах неживой природы содержатся монады, обладающие
• перцепцией
115. К законам материалистической диалектики не относится закон
• тождества материи и сознания
116. Согласно Руссо, посредством общественного договора человек обретает
• гражданское право
117. Согласно Василиду, «сначала от нерожденного отца родился Нус, а от него Логос-Суждение, а от Суждения — …»
• Мудрость и Сила
118. «Общая логика» или «критический идеализм» П. Наторпа включает тройственный цикл взаимоотношений мышления и бытия
• безразличие, дифференциация, совпадение
119. Одна из постоянных добродетелей конфуцианства, предполагающая упорное придерживание остальных:
• истинное постоянство
120. «Философия жизни» — это философское направление, которое сосредоточено на
• полноте переживаний в духовной внутренней жизни человека
121. Беркли отрицал существование
• материи
122. Руссо писал: «…силами государства, согласно цели его образования, которой является общественное благо, может руководить лишь…»
• общая воля
123. О рабовладельческой демократии он говорил: «Худшее — это большинство»:
• Сократ
124. Для Декарта оно не нуждается «… ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи». Это
• мыслящее Я
125. Юм усматривал в деятельности человеческого разума два вида отношений: «отношения идей» и отношения
• реальных вещей
126. Необходимым условием сознания, по Шеллингу, является
• постоянное общение людей
127. По мысли Помпонацци, человек не несет ответственность за грехи и зло в мире, поскольку
• человек не обладает свободой воли, его поведение определяется судьбой
128. Вольтер понимал человека как существо
• общественное
129. Важнейшим фактором истории, который определяет коллективное и историческое стремление европейцев жить в комфорте, а также общий характер их образования и духовной зрелости, Гердер считал
• традицию
130. Лютер полагал, что спасение человека, по протестанизму, достигается им
• чистой верой, которая является «божьим даром»
131. Эразм Роттердамский подлинное христианство понимал как
• этику
132. Для Платона мир нереальный и недействительный — это мир:
• множества конкретных предметов и вещей
133. К произведениям Сигера Брабантского не относится
• О единстве разума против аверроистов
134. В своей теории Д. Юм утверждал, что между впечатлениями и идеями существуют отношения
• бесконечного творчества
135. Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело
• формирование наук, в первую очередь, естественных
136. С точки зрения Аврелия Августина, время — это только
• настоящее
137. Согласно стоикам, ревность относится к такому виду страстей, как:
• печаль
138. Способность к творчеству у человека, по мысли Бергсона, связана, в первую очередь, с
• иррациональной интуицией
139. По Гегелю, в процессе познания последовательность этапов такова
• чувственная достоверность — восприятие — рассудок
140. С точки зрения Монтеня, бог — это
• непознаваемый внеличный принцип, далекий от жизни и дел людей
141. «Позитивные» законы Монтескье разделял на три основных типа, к которым не относятся
• естественные
142. Языческое учение Аристотеля Лютер
• категорически отвергал
143. Идеолог голландской буржуазной революции Гуго Гроций философски обосновал теорию
• естественного права, когда его сущность отражает общечеловеческую природу
144. По Э. Гуссерлю, в результате процесса рефлексии в сознании остается только форма отнесения актов сознания к носителю этих актов, а именно
• трансцендентальному Я
145. С точки зрения представителей эмпириокритицизма, задача философии состоит в
• «очищении» опыта в научном познании от посторонних представлений
146. По мнению большинства историков философии Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского
• материализма и эмпиризма
147. В онтологии Иоанна Скота Эриугены, который первым поставил фундаментальные проблемы соотношения бога и мира, исследователи усматривают
• пантеизм
148. Стоики признавали три вида движения: пространственное перемещение, изменение качеств и
• напряжение пневмы
149. Скептик говорит по поводу познания вещи:
• Я не узнаю о ней ничего, и никто никогда не сможет узнать
150. Основной догмат христианского вероучения относительно Бога гласит
• Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях
151. Во введении к одной из своих работ Руссо писал: «Не совершаю нападение на науку, но отстаиваю…»
• добродетель
152. По мысли Спинозы, модус есть природа
• сотворенная
153. Поскольку нет никакого основания предпочитать один порядок устройства государства другому, следует подчиняться обычаям той страны, в которой живешь, — так считал:
• Пиррон
154. Идеалом науки и базисом «Логики чистого познания» для Г. Когена была
• физиология
155. Согласно Шопенгауэру, человеческая история — это
• бессмысленное сплетение событий
156. Аверроэс, развивая учения о человеке и нравственности
• отрицал бессмертие души
157. Наиболее положительное и ведущее к действию состояние духа человека, согласно прагматизму Ч. Пирса, — это состояние
• веры
158. В наследии Роджера Бэкона сегодня придается большое значение его
• научно-эмпирическим исследованиям
159. В христианском учении Петрарку привлекала в первую очередь
• этическая проблема человеческой личности
160. Его называли «первым отцом схоластики» и «Карлом Великим схоластической философии»
• Иоанн Скот Эриугена
• Пьер Абеляр
161. В учении Шопенгауэра мир, окружающий нас, есть вceгo лишь совокупность представлений (Vorstellungen), которые ассоциируются более всего с понятием
• майя
162. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы
• найти рациональные доказательства веры
163. В эпоху Реформации разнообразные мистические учения
• были развиты и включены в новые религиозные учения
164. По Платону, прекрасное — это:
• то общее, что прекрасные предметы имеют между собой
165. Развивая взгляды неокантианцев И. Мюллера и Г. Гельмгольца, Ф. А. Ланге утверждал, что существенное содержание философии Канта подтверждается данными
• физиологии
166. В социологии Г. Когена целью «бесконечного стремления вперед чистой воли», или иначе — «вечной задачей» или «задачей вечности» был
• социализм
167. Идею труда, воспитывающего человека и отделяющего его от природы, Гегель связывал с концепцией
• господина и раба
168. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились
• мошенник и глупец
169. Способность общественного индивида выполнять различные в соответствии с обстоятельствами роли в общественном разделении труда Гегель усматривал как результат процесса
• отчуждения
170. Официальная христианская церковь к концу II в. по отношению к гностикам заняла следующую позицию
• вела ожесточенную борьбу
171. Основателем этики в западноевропейской философии считается:
• Сократ
172. По Фейербаху, «воплощенные, овеществленные, осуществленные желания человека» — это:
• боги
173. По Бонавентуре, «зародыш» вещи находится
• в божественном разуме
174. По теории Канта, время и пространство
• не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту
175. В своей философии Никколо Макиавелли
• признавал существование и влияние фортуны, но настаивал на активной жизненной позиции человека
176. Главным атрибутом материи, по Декарту, является
• протяженность (распространенность)
177. Майевтика — это:
• общение с собеседником с целью обретения им истины
178. Согласно стоикам, злорадство относится к такому виду страстей, как:
• удовольствие
179. По мнению Джона Локка, душа человека — это
• человеческая мысль, как чистый лист бумаги, получающая знания из чувственного опыта
180. Согласно М. Хайдеггеру и Ж. П. Сартру, бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность, — это
• экзистенция
181. О наличии материи как «строительного материала» для создания мира говорили:
• Платон и Аристотель
182. Квинт Тертуллиан провозгласил
• «Верую, потому что нелепо»
183. В области социальных явлений Ницше рассматривал волю к власти как основу:
• права сильного
184. В учении М. Фичино проявилась новая гуманистическая идея итальянского Ренессанса в учении о человеке
• человек должен творчески совершенствоваться, возносясь к наивысшему сущему (богу)
185. Согласно небесной иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита
• начала — на уровне архангелов и ангелов
186. Эпикур говорил: «Нет никакой необходимости жить с…» —
• необходимостью
187. Испанский теолог Франсиско Суарес в своем произведении «Метафизическая диспутация» (1597) пытался соединить
• метафизику Аристотеля с теологией Аквината
188. В философии прагматизма наука рассматривается как
• коллективная вера людей в представления своей эпохи
189. Александр из Гэльса (1170-1245) в своей обширной «Summa universae theologiae», опираясь на теорию Аристотеля, ввел новое понятие о
• духовной материи
190. В согласии с другими арабскими философами Ибн Сина учил об универсалиях, которые существуют
• как единичные вещи
191. Известное утверждение прагматизма (по Ч. Пирсу)
• истина — то, что полезно
192. Все тела в мире имеют цель своего движения и развития, которая задана Богом как причиной всех причин, считал:
• Аристотель
193. По Г. Спенсеру, во Вселенной проявляется изначальная, всеобъемлющая и непостижимая
• Сила
194. В Каббале раскрывается
• мистика чисел и букв Священного писания
195. Для Парацелъса главной и универсальной наукой была
• медицина
196. По Эпикуру, состояние насыщения после еды — это удовольствие:
• статическое
197. Мирандола писал
• человек — сам творец своего счастья
198. Пресвитер Арий в начале IV в. в Александрии продолжал традиции
• Оригена
199. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», — говорил:
• Гераклит
200. Управление обществом в конфуцианстве сравнивается с отношениями:
• отца и сына
201. В «Логике» Гегеля рассматриваются важнейшие этапы саморазвития Абсолюта и процесс познания предметной действительности. В ней к «объективной логике» относятся
• наука о бытии и наука о сущности
202. В интерпретации Лейбница главный тезис сенсуализма звучит так: «Ничего нет в разуме, что не прошло бы раньше через чувства, кроме…»
• самого разума
203. С точки зрения феноменологии, реальность и явление связаны между собой так, что
• реальность и есть явление, за которым ничего не скрывается и вообще ничего нет
204. В своей теории эстетического суждения Кант впервые охарактеризовал эстетически приятное с точки зрения человеческой
• незаинтересованности
205. Представитель марбургской школы неокантианства П. Наторп в аспекте кантианского учения рассматривал идеи философии
• античности
206. Согласно теории «предустановленной гармонии» Лейбница, наш мир является
• лучшим из возможных
207. Франческо Петрарка в полемическом трактате «О собственном незнании и незнании других»
• высмеивал надуманность схоластических споров у «глупых аристотеликов»
208. Впервые в философии политики Локк в своей работе «Два трактата об управлении государством» предлагает идею
• разделения властей
209. Данте, принимая христианскую догматику в качестве неизменной истины, так трактовал отношение божественного и человеческого
• человек принадлежит и к божественному миру, и к природному
210. Учение Ария, так называемое арианство, в результате жестокой борьбы в лоне церкви по вопросам основ христианской теологии
• было отвергнуто официальной церковью и объявлено ересью
211. Дхарма в древнеиндийской философии — это:
• понятие долга и предназначения
212. С точки зрения Гегеля, философия Спинозы есть объективация философии
• Декарта
213. По мнению этого философа, знание — высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей: сдержанности, мужества и справедливости. Кто этот философ?
• Сократ
214. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть
• феномен
215. В центре внимания основанной Пифагором школы было то, что, по мнению философа, лежит и в основе всего сущего, это:
• число
216. По Телезио
• природа движется после акта творения ее богом, но по собственным принципам самодвижения
217. Происхождение термина «герменевтика» связано с одним из мифологических персонажей
• египетским Тотом
218. Перипатетическая школа зародилась в:
• лицее
219. Кратким очерком всей системы философии Гегеля является
• Энциклопедия философских наук
220. Руссо считал единственно справедливым правителем общества и сувереном
• объединенный народ
221. По мнению Парацелъса, если познать «архэ жизни» (активную духовную жизненную силу), то можно
• обрести возможности магического преобразования природы
222. Монады у Лейбница между собой
• различны
223. Основной рабочий метод Ф. Бэкона — это
• индукция
224. Руссо впервые выявил социальную обусловленность науки и культуры, обнаружив, что развитие культуры формирует у человека потребности
• искусственные
225. По мысли Декарта, «материя» — «substantia externa» и «духовная субстанция» — «substantia cogitas»
• существуют независимо друг от друга
226. В своей «Всеобщей естественной истории и теории неба» Иммануил Кант впервые выдвинул
• небулярную теорию
227. Название этой системы индийской философии в переводе с санскрита означает «первое исследование», — это:
• миманса
228. По Эпикуру, наслаждение от еды есть удовольствие:
• динамическое
229. В схоластике провозглашалось различие между
• наукой и теологией
• теологией и философией
230. Исторический прогресс человечества, по Гердеру, начался с
• прямохождения
231. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют
• картезианством
232. Среди главных условий долголетия в китайской философской традиции нет такого, как:
• вегетарианство
233. Так Гоббс называет «склонность людей вредить себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное, из тщеславного самолюбия, права всех на все»
• естественное состояние
234. В «Опровержении философов» алъ-Газали использовал подход
• скептический
235. В философии Джорджа Беркли «быть» означает
• быть воспринимаемым ощущениями
236. Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в
• Италии
237. Гегель полагал, что развитое общество — это
• нравственная реальность
238. Он был рожден в семье римского чиновника, учился риторике у скептиков, затем был приверженцем манихейства, но, перейдя в христианство, стал виднейшим из отцов западной церкви
• Аврелий Августин
239. По Канту, знание нравственного закона
• дано каждому доопытно
240. Между монадами Лейбница существует
• гармония
241. В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис
• все, что разумно — действительно
242. Гравитацию, магнетизм, стремление животных к самосохранению, половой инстинкт и аффекты людей — все это, по Шопенгауэру, есть проявление
• воли
243. По Монтескье, естественным доисторическим состоянием человечества был закон
• мира всех со всеми
244. Знаменитый францисканец Бонавентура (Джованни Фиданца, 1221-1274) признавал возможность полного познания бога
• в философском созерцании
245. В этике Канта обосновывается нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку
• человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе
246. С точки зрения теософии Я. Беме, бог — это
• наивысший и активный принцип природы, находящийся и в ней, и над ней
247. В критической философии Канта последовательно различаются такие подходы к миру
• созерцательный — практический — эстетический
248. В этике Монтеня добродетель понимается как
• умеренность, мужество и жизнелюбие
249. Среди постулатов легизма отсутствует следующий:
• человек от природы добр
250. В своей философии истории И. Г. Гердер полагал, что человечество в своем развитии закономерно приходит к
• гуманизму
251. Основатель марбургской школы неокантианства Г. Коген полагал, что предметом познания является
• понятие о вещи
252. Согласно символике Николая Кузанского, мир представляет собой
• бесконечный шар с центром везде и нигде
253. Для образа «сверхчеловека» Ф. Ницше нехарактерно
• возвращение к истинной, первоначальной христианской морали
254. По мысли Бруно, человеческая душа отличается от душ животных своей особой «конфигурацией», связанной с физической структурой телесных органов. Эта идея близка античным представлениям о душе у
• стоиков
255. По Фихте, целью истории человечества является
• установление координации
256. В социологии Г. Спенсер рассматривал общество как своего рода «организм», который стремится к состоянию
• равновесия
257. Наиболее выдающимся представителем немецкого реформационного движения являлся
• Мартин Лютер
258. Пико делла Мирандола в своей речи «О достоинстве человека»(1486) высказал такую мысль о человеке, как о
• особом микрокосме
259. Термин «утопия» означает буквально
• несуществующее место
260. В феноменологии явление и сущность сопоставлены таким образом
• явление обнаруживает сущность, будучи тождественным ей
261. В герменевтике основная задача философии, по Г. Гадамеру, — это
• толкование и осмысление текста
262. По Шеллингу, история может быть определена, как
• постепенная реализация правового закона
263. По С. Кьеркегору, мыслящее сознание неизбежно приходит к парадоксу
• оно ничего так не хочет, как осмыслить то, что невозможно осмыслить
264. Представитель фрайбургской школы неокантианства В. Виндельбанд предложил свое деление наук на науки
• о законах и о событиях
265. В философской системе Телезио все вещи
• материальны, но сама материя пассивна
266. С середины ХШ в. схоласты разделились во мнениях относительно основных положений
• Августина Блаженного
267. Средневековые универсалии своим происхождением прямо и непосредственно обязаны учению
• Порфирия о характере родов и видов
268. «Каббала» в переводе означает
• традиция, предание
269. В феноменологии Э. Гуссерля понятие «интенциональность» — это
• существенное свойство всех актов сознания, направленность сознания на объект, находящийся вне самого сознания
270. Книги Ф. Патрици были запрещены католической Церковью потому, что в них развивалось следующее учение
• вселенная есть бог, а бог — это все (единое), он везде и нигде определенно
271. Одним из этапов развития позитивизма был
• эмпириокритицизм
272. Один из отцов церкви, Григорий Нисский (325-394)
• попытался разработать систему правоверного богословия
273. Спиноза использовал понятие «модус», которое означает
• единичную конечную вещь
274. Арий объявил Иисуса Христа
• подобносущим богу-отцу
275. По мнению Лейбница, наукой о «всех возможных мирах» является
• логика
276. Последователи Гегеля отвергли его мнение о необходимости совпадения воедино государственной власти, религии и принципов философии. Это
• младогегельянцы
277. Для Ж. Ж. Руссо равенство людей — это равенство
• имущественное
278. Миф об андрогине был впервые поведан:
• Платоном
279. Номинализм в своей атаке на строгую рационализацию религиозных догматов, тем самым
• подготовил почву для отделения теологии от философии
280. Бернар Клервосский (1091-1153), главный представитель цистерцианской школы, считал основным средством философии
• мистическое общение с Богом
281. «Гегемоникон» — так называли центральную часть души:
• стоики
282. По Шеллингу, начало сознания состоит в
• действии относительно мира
283. Девиз Ансельма Кентерберийского
• вера ищет разум
284. Томас Гоббс понимал истину как
• свойство наших суждений о вещах
285. По мысли Джордано Бруно, «оно само является …бесконечным, неподвижным, субстратным, …жизнью, душой, тем, что суть истинное и доброе». Это для него
• единое
286. В философии политики Жана Бодена (1530-1596) государство рассматривается как
• власть нескольких семей, при которой монарх является абсолютным источником права и политики
287. Спиноза писал: «Не существует ни одной вещи, из природы которой не вытекало бы некое действие». Таким образом, в природе существует
• жесткий детерминизм
288. Гегель рассматривал историю в своей работе «Философия истории», как
• развитие мирового духа во времени
289. Центральная идея философии С. Кьеркегора
• духовный индивид, единичный человек противостоит социальной среде и совершенствуется вопреки ей и ее законам
290. Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе — это
• цепь тревог, разочарований и мучений