Курсар - Дипломная, курсовая, реферат на заказ
Служба спасения для студентов

Использование клише при написании курсовых работ

Е. Ковалева, 20 апреля 2020
#Курсовая работа
При написании курсовой работы некоторые студенты сталкиваются с проблемой, не позволяющей грамотно передать имеющиеся сведения в письменной форме. Как правило, это вызвано небольшим словарным запасом учащегося либо связано со спецификой предмета. В этой статье подробно рассказывается, как правильно использовать клише, призванные значительно облегчить написание любого научного труда.

 

Определение и назначение

Клише – это речевой шаблон, готовый образец словосочетаний или предложений, которые применяются в качестве легко воспроизводимого стандарта. Речевые клише характерны для делового и научного стиля. Они имеют свою неизменную структуру и применяются как в письменной, так и устной форме. 

Основное предназначение клише заключается в следующем:

  • помогают структурировать текст;
  • позволяют сохранить последовательность повествования;
  • дают возможность быстро и грамотно составить предложение;
  • значительно облегчают процесс коммуникации;
  • экономят усилия, мыслительную энергию и время как пишущего или говорящего, так и читающего или слушающего.

Слова-выручалки способствуют быстрой и максимально понятной передаче необходимой информации, как в устной, так и письменной речи.

Примеры применения

Если необходимо продемонстрировать ключевую проблему при написании курсовой работы, вы вполне можете использовать такие готовые речевые обороты как «современная наука проявляет интерес к проблеме…», «данная проблема является актуальной», «особое место в свете новых задач отводится разработке решений этой проблемы».

Требуется передать основную мысль научного исследования? Воспользуйтесь стандартными фразами типа: «я уверен, что…», «я считаю, что…», «к данным вопросам можно, прежде всего, отнести…». 

Если вы желаете добавить в текст курсовой уместные высказывания предшественников, которые занимались аналогичными исследованиями, вам пригодятся следующие клише: «на мой взгляд, емко сказал об этом…» либо «нельзя не согласиться с мнением…».

Для того чтобы подвести итоги часто применяются следующие речевые клише: «из сказанного выше следует…», «можно сделать следующие выводы…», «результаты проведенного исследования внесли серьезный вклад...», «в результате тщательного изучения были сделаны следующие выводы…», «специальные исследования внесли серьезный вклад…», «обобщая сказанное, можно сделать выводы, что…» и т.д.
Речевые клише для курсовой работы

Разновидности клише

Клише ощутимо облегчают последовательность повествования, дают возможность построить грамотную речь, смысл которой будет понятен любому слушателю, независимо от его уровня знаний и словарного запаса. Данные речевые конструкции могут быть следующих видов:

  • Простые. Как правило, подобные клише состоят из двух слов. К примеру: «представляют интерес», «направление разработки», «многочисленные исследования» и так далее.
  • Осложненные. Эта разновидность содержит более двух слов. К примеру: «анализ литературы позволяет…», «теоретический анализ литературы», «актуальной является проблема…» и т.п.
  • Сложные. Эта группа клише объединяет две простые речевые конструкции. К примеру: «по-прежнему актуальной является…», «перечисленные исследования внесли…», «в результате изучения был получен…», «анализ которого позволяет заключить…», «определяющее влияние на возникновение….» и т.д.

Вводные слова

При написании курсовой работы научные руководители настоятельно рекомендуют использовать научно-деловой стиль. В связи с этим, готовые речевые конструкции будут как нельзя уместны, так как их применение поможет создать рассудительное и обоснованное описание теоретических положений. 

В курсовых проектах совершенно недопустимо написание лирических отступлений, обсуждение риторических вопросов и любых других способов эмоциональных выражений. Текст любого научного труда должен содержать максимально точные и понятные по смыслу предложения. 

Для грамотного составления курсовых работ активно используются вводные слова. Они демонстрируют логическую взаимосвязь между разными отрывками текста (главами, абзацами, разделами и т.д.), а также подчеркивают его структурность.

Для научных трудов будут уместны следующие клише:

  • Для передачи последовательности: «во-первых», «затем», «вначале», «после», «потом».
  • Для противопоставления различных тезисов: «однако», «тем не менее», «между тем», «наряду с этим», «все же».
  • Для обоснования причинно-следственной связи: «следовательно», «поэтому», «ввиду этого», «тем самым», «вследствие этого», «таким образом», «благодаря», «потому что».
  • Для плавного перехода от одной мысли к другой или привлечения особого внимания: «рассмотрим», «остановимся на», «обращаем ваше внимание», «сделаем упор на», «подчеркнем следующее».
  • Для подведения итогов: «итак», «таким образом», «значит», «в результате», «в итоге».
 Группа по значению  Примеры
 Уверенность Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно
 Неуверенность Кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй
 Различные чувства К счастью, к общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению
 Источник информации По сообщению..., по словам ..., по мнению ..., по моему мнению, по-моему
 Порядок мыслей Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, следовательно, значит, итак, напротив, наоборот, например, так
 Замечания о способах оформления мысли Одним словом, иначе говоря, лучше сказать

Сокращения

При использовании в курсовой работе терминов или специальных обозначений более трех раз, необходимо применять сокращения. При первых упоминаниях они пишутся полностью, а в скобках указывается сокращенный вариант, который и будет использоваться по тексту в дальнейшем.

Помимо этого, необходимо создать отдельный список, в котором будут перечислены используемые в тексте работы сокращения и их расшифровки. Список сокращений размещается после раздела «Оглавления» и перед разделом «Введение». Все они располагаются в столбик: слева пишется сокращенный символ, а справа – его полное название.

При составлении курсового проекта следует применять сокращения, установленные ГОСТом. При несоблюдении этих правил, качество работы значительно снижается, что пагубно отражается на оценке. Предлагаем перечень наиболее часто используемых сокращений.

Физические величины:

  • мм – миллиметр;
  • мин – минута;
  • км – километр;
  • см – сантиметр;
  • с – секунда;
  • ч – час.

Согласно правилам, слово любой части речи следует сократить как минимум до двух знаков (букв). Исключением являются следующие слова:

  • город – г.;
  • век – в.;
  • страница – с.;
  • год – г.;
  • грамм – г;
  • дом – д.

Сокращения не применяются для написания математических знаков и действий (к примеру, «разделить», «умножить»).

Глоссарий

Глоссарий – это сборник узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, комментариями и примерами. Он представляет собой толковый словарь, который направлен на разъяснение специальных терминов, помогающих уяснить суть курсовой работы. 

Как правило, глоссарий размещается в конце курсовой работы после или перед разделом «Список литературы». В редких случаях он составляется согласно требованиям конкретного ВУЗа. 

Глоссарий это
Для того чтобы словарь терминов охарактеризовал положительные стороны курсового проекта, его следует составлять в соответствии со следующими правилами:

  • слова должны размещаться строго в алфавитном порядке;
  • для каждого слова необходимо написать отдельную статью, в которой будут представлены исчерпывающие сведения о терминах;
  • при составлении списка, слова должны быть написаны исключительно в именительном падеже;
  • следует предоставить примеры контекста для каждого используемого термина;
  • необходимо использовать такую терминологию, которая отражает суть работы и соответствует профилю предмета;
  • нужно делать ссылку на источник, из которого было позаимствовано конкретное определение.

Количество терминов в глоссарии следует согласовывать с научным руководителем. Присутствие словаря терминов в курсовой работе демонстрирует членам комиссии уровень знаний учащегося и глубину его познаний конкретной дисциплины.

При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.