Искусство Индии, Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Тест с ответами
1. Для общей архитектурной композиции храма северных областей Индии характерно расположение всех его частей вдоль общей главной оси, обычно идущей строго
• с востока на запад
2. Поэтому сначала ведущим синтетическим искусством в Индии является ____________________, насчитывавшее к этому времени древние, многовековые традиции.
• пещерное зодчество
3. Ярким примером ____________________ трактовки жанра служит миниатюра «Группа слуг» из альбома Джехангира (XVII в.).
• реалистической
4. ____________________ — скульптуры обнаженных полубогинь, традиционно окруженных спутниками-карликами.
• Якшини
5. Монументальные ____________________ ворота (1566) — главный вход крепости — считаются одним из наиболее значительных образцов архитектуры крепостных ворот в Индии.
• Делийские
6. Образование первого в эпоху средневековья крупного централизованного феодального государства в Индии сопровождалось утверждением ____________________ как государственной религии.
• ислама
7. В лучших образах ____________________ X-XIII вв. религиозно-символические тенденции подчас трудно отделить от жизненных жанрово-реалистических мотивов.
• скульптуры
8. Распространенным архитектурным сооружением в средневековом Лаосе становится:
• тхат
9. В период с XIII по XV в. основная роль в искусстве северной Индии принадлежит почти исключительно:
• архитектуре
10. Предназначенная для отделения молитвенного зала от внутреннего двора мечети фасадная стена с эффектно прорезанными в ней ____________________ замечательна как самостоятельное произведение архитектуры.
• килевидными арками
11. Самым древним типом монументальной культовой постройки на Цейлоне (как и в Индии) была ступа, называемая на острове
• дагобой
12. В XVI-XVII вв. в Биджапуре и Бидаре — двух феодальных княжествах центральной Индии, длительное время сохранявших независимость от Могольской державы, — получает широкое распространение своеобразный тип монументального ____________________, представленного во многих вариантах.
• центральнокупольного мавзолея
13. Одним из частых сюжетов индийской раннесредневековой скульптуры являются деяния Шивы и его супруги Парвати в их многочисленных воплощениях — «____________________».
• аватарах
14. Появление новых тенденций ясно видно уже в архитектуре ____________________ в Агре (1622-1628) гг.
• мавзолея Итимад уд-Даула
15. Огромные ____________________, заполняющие широкие плоскости стен и доминирующие в общем архитектурно-пространственном решении внутреннего помещения, становятся своего рода пластической основой пещерного храма.
• горельефы
16. ____________________ миниатюра иллюстрирует многочисленные сюжеты из индийской литературы и поэзии, в частности «Махабхарату» и «Рамаяну».
• Раджпутская
17. Величие и размах архитектуры новой эпохи ощущались уже в самых первых сооружениях, относящихся к предакбаровскому периоду. Из них наиболее выдающимся памятником является ____________________ в Сасараме (Бихар, середина XVI в.).
• мавзолей Шер-шаха
18. Большой храм ____________________ — один из выдающихся памятников средневековой индийской архитектуры, представляя собой грандиозный по масштабам архитектурный ансамбль.
• Шивы
19. ____________________ или южная школа — в раннесредневекой наземной каменной архитектуре Индии направление, развивавшееся на территориях, расположенных к югу от р. Кистны.
• Дравидская
20. К XII веку относится создание одного из самых выдающихся произведений монументальной архитектуры Камбоджи — замечательного памятника феодальной эпохи:
• храма Ангкор Вата
21. При всей необычности своего облика этот памятник представляет в действительности смелое преобразование самого древнего типа монументальных сооружений на Цейлоне — традиционной ступы со всеми освященными каноном элементами — ____________________, обходной стеной, крестообразно расположенными четырьмя входами с рельефными изображениями.
• стилобатом
22. Более естественно скульптурное изображение ____________________, супруги Шивы.
• Парвати
23. Выразительным образцом индивидуализированного портретного изображения может, например, служить миниатюра «____________________» (середина XVII в.).
• Придворный с соколом
24. ____________________ или «индо-арийская» школа в раннесредневековой наземной каменной архитектуре Индии направление, отличавшихся своеобразием своих канонов и архитектурных форм, развивавшееся на севере.
• Нагара
25. В архитектуре ____________________ княжества, процветавшего с XV в., возник своеобразный стиль, в большой мере опиравшийся на местные традиции деревянного и храмового зодчества.
• Гуджаратского
26. Образцом скульптуры, тесно связанной с фантастическими сторонами народного фольклора, а также сумрачной экстатичностыо обрядов — мистерий тантрийского культа в Непале, является бронзовая статуя ____________________ («шагающая по воздуху»), находящаяся в музее Гимэ в Париже.
• Дакини
27. ____________________ стал излюбленным образом народной лирической поэзии на хинди.
• Кришна
28. Основными чертами эмоционального содержания и пластического выражения цейлонских скульптурных образов продолжают оставаться ____________________, нашедшие столь отчетливое воплощение в статуях Вата-да-ге.
• равновесие и спокойная гармония
29. Ещё более наглядно черты отличия от традиционных приёмов миниатюры Среднего Востока проявляются в миниатюрах рукописи мемуаров султана
• Бабура
30. Брахманизм, окончательно вытеснивший и поглотивший буддизм, разросся в сложную религиозную систему, объединяющую самые различные и подчас противоположные верования, и принял форму, известную под наименованием
• индуизма
31. Традиции раннесредневекового зодчества первого этапа нашли свое дальнейшее развитие в южной части Деканского полуострова, в государстве ____________________, в XIV-XVI вв.
• Виджайянагар
32. Наиболее значительным образцом архитектуры периода Туглукидов является мавзолей ____________________, построенный в его новой столице неподалеку от Дели в 1325 году.
• Гиясаддина Туглука
33. В XVI и в XVII в. формируется и получает свое полное развитие чрезвычайно многогранное и противоречивое, сочетавшее в себе ряд разнородных черт и элементов направление, обычно называемое в литературе ____________________ искусством.
• могольским
34. В буддийской группе оформление носит довольно сдержанный характер, как показывает, например, облик фасада крупнейшего в Элуре трехэтажного пещерного храма:
• Тин-Тхал
35. Расцвет раджпутской миниатюры относится к ____________________ в школе Кангра.
• XVIII — началу ХIX в
36. Во время владычества династии Туглукидов наиболее широкое строительство велось при ____________________ (1351-1388).
• Фироз-шахе
37. Декоративная резьба уже никогда не нарушает архитектурной плоскости, а геометрический(-ая, -ое) и эпиграфический(-ая, -ое) ____________________ делает фактуру стены сложной, обогащённой и вместе с тем очень строго организованной.
• орнамент
38. В искусстве раннего средневековья господствующее значение получает:
• культовое храмовое строительство
39. Ещё более утонченное и поэтическое выражение эти черты находят в другом своеобразном жанре раджпутской живописи, так называемых «____________________» — изображающих различные музыкальные мелодии и связанные с ними поэтические и эмоциональные состояния.
• рагинях
40. Так же своеобразны и отличны от индийских образцов и ____________________, игравшие важную роль в архитектуре Цейлона, Бирмы, Индонезии, Таиланда и Лаоса.
• ступы
41. Ввиду непреодолимых трудностей, связанных с расположением горы, строителям пришлось отступить от требований ____________________, расположив вход с западной, а не с восточной стороны.
• канона
42. Своеобразное место в индийском средневековом искусстве занимает зодчество ____________________, в период XI-XIII вв. давшее целый ряд интереснейших архитектурных памятников.
• Майсура
43. Возникновение во второй половине XVI в. могущественной державы ____________________ создало благоприятные условия для нового расцвета культуры и искусства феодальной Индии.
• Великих Моголов
44. Сходные черты скульптурного языка обнаруживаются в самой большой по размерам скальной скульптуре Цейлона — монументальной статуе ____________________ из Ауканы.
• проповедующего Будды
45. Самое значительное создание архитектуры этой эпохи — знаменитый ____________________ — грандиозный по своим масштабам храм-памятник, воздвигнутый во второй половине VIII — начале IX в. в долине Кеду (Центральная Ява).
• Боробудур
46. Упоминавшийся выше наскальный рельеф «____________________» является неотъемлемой частью всего ансамбля в Мамаллапураме.
• Нисхождение Ганга на землю
47. Однако высшая точка развития султаната явилась и поворотным пунктом, после которого начинается быстрый его распад, так что уже опустошительное нашествие Тимура в ____________________, почти не встретившее сопротивления, оказалось роковым для него.
• 1398-1399 гг
48. Лишь в отдельных сооружениях — как, например, соборная мечеть в Дели и в особенности ____________________ — были созданы замечательные по чёткости своих пропорций здания, в которых монументальность архитектурного образа дополняется изящным, но строгим по характеру декором.
• мавзолей Тадж-Махал
49. Сооружение в VIII в. в Элуре; среди брахманских пещерных храмов, крупнейшего наземного скального храма ____________________ указывало на новые тенденции в дальнейшем развитии индийской архитектуры.
• Кайласанатха
50. В раджпутской миниатюре тема не знающей препятствий любви Кришны и пастушки ____________________ является одним из излюбленных мотивов, часто варьируемых в многочисленных композициях.
• Радхи
51. ____________________, постройка которого была закончена в 1572 г., является первым образцом нового решения зданий этого типа в могольской архитектуре.
• Мавзолей Хумаюна
52. В стыках между плитами возвышаются традиционные цейлонские столбы с резными:
• капителями
53. Согласно установившимся традициям, каждый храм Шивы своей надстройкой над святилищем — «____________________» должен символизировать священную небесную гору Меру или гору Кайласа.
• шикхарой
54. ____________________ — монолитный скальный храм.
• Ратха
55. Одним из наиболее ярких созданий бронзовой скульптуры южной Индии является образ четырёхрукого ____________________ («Владыки танца»).
• Шивы Натараджи
56. Четыре группы квадратных ____________________, расположенных в каждом углу зала, образуют крестообразную в плане форму зала.
• пилонов
57. В Таиланде в определённые периоды существовала традиция копировать особо почитаемые буддийские святыни древности. Это прежде всего ступа, получившая здесь название ...
• прачеди
58. Для второго периода развития могольской миниатюры характерны ____________________, отражающиеся на её художественном языке.
• противоречивость и сложность
59. ____________________ в известной мере также определяли специфику архитектурных и синтетических форм индийского искусства.
• Природные условия
60. ____________________ многочисленными поясами с неисчерпаемой щедростью покрывает наружные стены храма буквально сверху донизу.
• Тончайшая резьба
61. ____________________ — буддийский храм.
• Чайтья
62. Восьмирукий ____________________ в пещерном храме Элефанты изображен в движении, его корпус наклонен вперед, он как бы наступает на невидимого зрителю врага.
• Шива
63. Дальнейшее развитие яванской архитектуры характеризуется созданием ____________________, отмеченных смелыми исканиями в области объёмно-пространственного построения.
• храмовых комплексов
64. Исторический период, наступающий после упадка последней крупнейшей рабовладельческой державы Индии, империи Гуптов (____________________), является началом феодальной раздробленности.
• IV-VI вв
65. Строительство храма бога солнца Сурья в Конараке происходило в ____________________, но не было завершено.
• 1240-1280 гг
66. Наиболее ранние сохранившиеся произведения средневековой миниатюрной живописи Индии происходят из:
• Гуджарата
67. По краю террасы идет ____________________, составленная(-ый, -ое) из плит, покрытых геометрическим орнаментом.
• балюстрада
68. В архитектуре южной Индии высеченные в скалах храмы составляют важнейший в истории развития индийской раннесредневековой архитектуры комплекс памятников, нередко называемый в литературе:
• «Семь Пагод»
69. Из законченных строений известны лишь южные ворота мечети Ала-и-Дарваза, построенные в:
• 1310 году
70. В центре идет скульптурный ____________________ из изображений слонов и львов, которые как бы несут на себе здание храма.
• фриз
71. Характернейшей чертой вьетнамской архитектуры является её
• гармоническая связь с окружающей природой
72. ____________________ — буддийский монастырь.
• Вихара
73. Знаменитые джайнские храмы на горе Абу выстроены целиком из белого мрамора. Наиболее известен храм ____________________, законченный в XIII в.
• Теджпала
74. На острове Ява возникли первые дошедшие до нас памятники каменного строительства в Индонезии — храмы на плато Диенг, относящиеся к:
• VII — началу VIII веков
75. Лишь в величественном здании ____________________ в Дели рациональное архитектурное начало вновь вступает в свои права.
• дворцовой соборной мечети Джами-Мазжид
76. Группа храмов в Кхаджурахо была построена в период с:
• 950 по 1050 гг
77. Наступление второго этапа в истории средневековой Индии — развитого феодализма — связано с возникновением централизованного государства — ____________________ (XIII-XIV вв.).
• Делийского султаната
78. Самые замечательные художественные памятники Бирмы были созданы в классический период (с ____________________).
• IX-X по XIII вв
79. Особый смысл имеют изображения любовных пар — «митхуна», носящих ____________________ характер.
• символико-мистический
80. Другим видом религиозных построек Таиланда является ____________________, форма которого развивалась из небольшого квадратного в плане святилища, перекрытого массивным ложным куполом.
• прапранг
81. Наиболее крупное государственное образование эпохи феодализма — империя Великих Моголов (____________________) — завершает собой второй этап средневековья в Индии.
• XVI-XVIII вв
82. Чувственная индийская пластика проявляется сильнее не в образах главных божеств индийского пантеона, а при изображении побочных персонажей, второстепенных мифологических героев, небесных танцовщиц — ____________________ и др.
• апсар
83. В Дхармараджаратхе отчётливо видна отличающая лучшие образцы средневекового индийского зодчества подчёркнутая ____________________ трактовка архитектурного образа.
• объёмно-пространственная
84. В религии Непала господствует ____________________ — развитая форма позднего буддизма, в которой очень сильно воздействие индуизма.
• тантризм
85. Знаменитый храм ____________________, завершенный к 1090 г., является лучшим образцом подобного здания и может быть причислен к высшим достижениям архитектуры классического периода бирманского искусства.
• Ананды
86. Другое направление — ____________________, или большой путь спасения, — получило распространение на севере Индии в Китае, Тибете, Корее и Японии.
• махаяна
87. ____________________ — выдающийся пример монументального зодчества времени Акбара.
• Крепостные стены Агры
88. Другая линия индонезийской пластики характеризуется произведениями, в которых причудливость и фантастичность образа дополняются оригинальным композиционным построением и широким применением орнаментально-декоративных украшений, например, статуи слонообразного божества ____________________ в Баре (XIII в.).
• Ганеши
89. Одним из самых замечательных произведений скульптуры этого периода является знаменитое монументальное горельефное изображение ____________________ (VIII в.), находящееся в пещерном храме на острове Элефанта близ Бомбея.
• трехликого Шивы Махешвара
90. Пластика ____________________ полна напряженного и беспокойного движения.
• рельефов
91. Наиболее консервативная тенденция яванской скульптуры представлена известной статуей богини высшей мудрости ____________________ из Лейденского музея (XIII-XIV вв.).
• Праджнапарамиты
92. Известное своеобразие представляет ____________________ — одна из древнейших ступ Пагана, создание которой, по некоторым данным, относится ко II-III вв. н. э.
• Бупая
93. Сложно профилированный восьмигранный базис поддерживает колоколообразный массив, покрытый позолотой и увенчанный драгоценным навершием — ...
• хти
94. ____________________ — или малый путь спасения, — раннее направление в буддизме.
• Хинаяна
95. Своеобразный(-ая) «____________________», посвящённый(-ая) Конфуцию, Ван-Мье, обычно представляет собой целый комплекс различных павильонов, дворов и бассейнов, продуманно расположенных и вписанных в природное окружение.
• храм литературы
96. Классический тип монументального индийского храма ____________________ по всей его поверхности украшается бесчисленными мифологическими образами, воплощенными в скульптурном оформлении, рельефах и резьбе.
• X-XIII вв
97. Таковы почти все существующие поныне грандиозные ступы Мандалая и Рангуна. Среди них знаменит своими размерами и необыкновенным богатством декоративного убранства ____________________ в Рангуне.
• Шведагоун
98. ____________________ — это сравнительно небольшой по размерам обособленно стоящий храм в виде компактного кубического массива, помещенного на ступенчатом основании и увенчанного высоким ступенчатым покрытием пирамидальных очертаний.
• Чанди
99. К началу XVI в. относится создание религиозной общины ____________________, в которой была сделана реальная попытка провести в жизнь новые религиозные и социальные идеи.
• сикхов
100. Возвышающиеся на осях над концентрическими стенами высокие надвратные башни — ____________________ — являются доминирующим элементом всего храмового комплекса.
• гопурам