Искусство Древнего Востока. Тест с ответами
1. В эпоху III династии Ура окончательно сформировалась свойственная деспотиям ____________________ концепция божественной сущности царской власти, передаваемой богами от одного царя к другому.
• Древнего Востока
2. Редким образцом культовой скульптуры старовавилонского периода является раскопанная во дворце Мари пристенная каменная стятуя богини ____________________ с сосудом в руках.
• Иштар
3. Многочисленные и разнообразные колоннады стали характерной чертой храмов, построенных фараонами ____________________ царства.
• Среднего
4. Двуречье, политически разъединенное после падения Аккада и разоренное завоеваниями и поборами племен гутиев, к концу XX века до н.э. объединилось под эгидой ____________________ династии Ура в могучее государство.
• III
5. Частые грабительские войны, которые вели фараоны Древнего царства, производившиеся ими гигантские строительные работы, подорвали экономическую мощь Египта и првели к:
• ослаблению царской власти
6. Южномесопотамская архиологическая культура Обейд создавалась в:
• конце 5 — начале 4 тысячелетия до н.э
7. Царская усыпальница Аменемхета III занимала площадь в ____________________ квадратных метров и состояла из многочисленных залов и молебен, украшенных скульптурами и рельефами.
• 72000
8. С середины периода XVIII династии в развитии фиванского искусства наметился новый этап, который начался в годы правления ____________________, достиг высшего расцвета при Аменхотепе III.
• Тутмоса IV
9. Пирамида Джосера была центром сложного ансамбля из молелен и дворов и достигала в высоту свыше
• 60 метров
10. В скульптурных изображениях признаками божественной мудрости и магического прозрения были:
• непомерно большие уши и нос
11. Более всего ассирийское искусство прославилось ____________________, выполненными чеканкой на бронзовых листах или искусно высеченных на известняковых плитах, раскрашенными или тонированными с подцветкой важнейших деталей.
• рельефами
12. Правителем страны Ки-Ури в ____________________ стал человек незнатного происхождения, принявший имя Шаррум-кен, более известный как Саргон Древний.
• 2316 г. до н.э
13. Прекрасная коллекция храмовой скульптуры шумерского типа происходит из древнего города ____________________, расположенного на западном берегу Евфрата, вне пределов Двуречья.
• Мари
14. Саргон Аккадский силой оружия объединил Шумер Аккад и создал первую в истории ____________________ Азии могучую державу, владения которой простирались от Персидского залива до Сирии.
• Передней
15. В искусстве Передней Азии главенствующее положение занимала(-о) ____________________, тесно связанная с другими видами искусства.
• монументальная архитектура
16. Гробница должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, статуя умершего и куда бы его родные могли приносить все необходимое для его питания; эти требования и определили ____________________ гробниц Древнего царства.
• структуру
17. В религиозной жизни древних общин Двуречья важнейшую роль играли магические обряды ____________________, в ритуалах большое место отводилось керамике.
• жертвоприношения
18. Пирамида Хуфу, построенная, вероятно, зодчим Хемиуном, имеет высоту ____________________, а длина ее основания равна 233 метра, является самым большим каменным сооружением мира.
• 146,6 метра
19. Наиболее значительным архитектурным памятником Древнего Крита является:
• Кносский дворец
20. Одним из ранних примеров достижений художественной культуры Древнего Востока было искусство
• Передней Азии
21. Гробницы знати, так называемые ____________________, состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки.
• "мастаба"
22. Рссцвет Месопотамии связывают с правлением Навуходоносора II, жившего в ____________________, который в библейские времена прославился разграблением Иерусалима.
• 605-562 годах до н.э
23. Главный храм бога ____________________ в Фивах был официальным верховным святилищем Нового царства.
• Амона
24. Введение вертикального членения плоскостей стен ____________________, применение звучных цветовых акцентов способствовали уничтожению монотонности кирпичной кладки и обогащению архитектурного образа.
• нишами и выступами
25. Искусство ____________________ царства завершает многотысячелетнюю историю художественного развития древней Месопотамии.
• Нововавилонского
26. В первой половине третьего тысячелетия до н.э. шумеры изобрели:
• клинопись
27. Время правления XIX династии было для Египта годами нового политического и экономического подъема, походы ____________________ вернули часть азиатских владений, был заключен союз с хеттами, упрочено господство в Нубии.
• Сети I и Рамсеса II
28. Особым видом воплощения идеи сверхчеловеческой сущности фараона был образ ____________________. который стоял вне стен храма и должен был производить впечатление сверхъестественной и неодолимой силы.
• сфинкса
29. Мифологическая история шумеров первым городом называла ____________________ в древнем устье Евфрата.
• Эреду
30. ____________________ Эреду вверх по течению Евфрата и на его притоках шумеры создали широкую сеть городов — Нип-пур, Ур, Урук, Лагаш, Киш.
• Севернее
31. Династия Хаммурапи правила до ...
• 1595 года до н.э
32. "Храм на платформе" в течение третьего тысячелетия до н.э. развился в:
• зиккурат
33. Рельеф величественных ____________________ — единственный пример монументальной скульптуры в эгейском искусстве.
• "Львиных ворот"
34. Местоположение Крита в центре восточной части Средиземного моря создавало исключительно благоприятные условия для развития
• торговли и мореходства
35. Важным этапом на творческом пути скульпторов Древнего царства было:
• изготовление масок с лиц умерших людей
36. В ____________________ был раскопан дворец царя Зимрилима — союзника, а затем — жертвы Хаммурапи.
• Мари
37. Об Эгейском мире сохранилась память в легендах и мифах ____________________, а сказания о Древней Трое — в эпосе Гомера.
• Древней Греции
38. Особое место среди царских заупокойных храмов занимает храм царицы ____________________, который явно превосходил храм Ментухотепов размерами и богатством декорировки.
• Хатшепсут
39. Важнейшим элементом солнечного храма был колоссальный ____________________, верхушка которого обивалась медью и ярко блестела на солнце.
• каменный обелиск
40. Снаружи стены храма и платформы укрепляли ____________________, которые создавали ритмический ряд вертикальных прямоугольных выступов и ниш, отчего все сооружение казалось подчеркнуто строгим и величественным.
• контрфорсами
41. Греческие мифы о загадочном ____________________ и его хозяине, человеке-быке Минотавре, были связаны с Кносским дворцом.
• лабиринте
42. Дворцы военных вождей впервые были возведены на Крите около:
• 2000 года до н.э
43. Своеобразным символом нововалинонского искусства и свидетельством победы парадно-декоративного стиля стали изображенные в профиль, торжественно шествующие мифические ____________________, дикие быки, царственно убранные кони, гривастые львы.
• четвероногие драконы
44. Каждый царь стремился расширить и украсить ____________________, ставший как бы огромным каменным архивом истории Египта, так как на его стенах высекались сведения о важнейших исторических событиях, изображения битв, имена царей.
• Карнак
45. Искусство ____________________ было создано народом, который был творцом одной из древнейших культур человечества и в течении нескольких тысячелетий играл важнейшую роль в истории Средиземноморья, восточной Африки и Передней Азии.
• Древнего Египта
46. Именно в Двуречье возникла ____________________, сложились основные образы и типы зодчества, сформировались рельеф, круглая пластика, глиптика, художественное ремесло.
• письменность
47. После вторичного завоевания персами, а затем греко-македонцами в ____________________ Египет, сохранив политическую самостоятельность под управлением эллинистической династии Птолемеев, нашел силы для нового подъема искусства.
• 332 году до н.э
48. В целях своего прославления фараоны-фиванцы начали широкое храмовое строительство, они стремились поставить не только в храмах, но и вне его возможно большее количество:
• своих изображений
49. В XVI веке до н.э. фараон ____________________, бывший первым царем XVIII династии, завершил борьбу за изгнание гексосов и начал завоевание Сирии.
• Яхмес I
50. Около ____________________ микенская культура была сметена новой волной греческих племен — двинувшихся с севера дорийцев, теснимых фракийцами и иллирийцами.
• 1200 года до н.э
51. Правители областей, номархи, начали борьбу против фараона, и около ____________________ Египет распался на отдельные области.
• 2400 года до н.э
52. Длительное завоевание Египта кочевниками ____________________ в XVIII веке до н.э. явилось периодом экономического и культурного упадка Древнего царства.
• гиксосами
53. Египетские мастера, соблюдая установившиеся каноны, применяли сетку для точного перенесения рисунка на стену; стоящая человеческая фигура делилась на ____________________ клеток.
• шесть
54. Храм Рамсеса II украшала колоссальная монолитная скульптура царя, весившая ____________________ тонн и имевшая около 20 метров в высоту.
• 1000
55. В период XVIII династии процветали художественные ремесла; развиваются многоцветные инкрустации из разных материалов, применение вертикального ткацкого станка позволяет изготовлять нарядные ткани с цветочными узорами:
• гобеленовой техники
56. На протяжении ____________________ тысячелетий, с конца 4 тыс. до н.э., создавались, возвышались, гибли под натиском врагов и снова набирали силу такие рабовладельческие государства, как: Шумер, Аккад, Вавилон, Уратру и другие.
• трех
57. В ____________________ в Северной Месопотамии возникло Ассирийское государство, котрое благодаря грабительским военным походам к IX веку до н.э. превратилось в самую могущественную державу Ближнего Востока.
• XIV веке до н.э
58. Входы во дворец "стерегли" огромные каменные статуи ____________________ — шеду.
• крылатых человекобыков
59. Перед храмом ставились ____________________, верхушки которых покрывались ярко горевшей на солнце медью.
• два обелиска
60. Шедевром критской мелкой пластики можно назвать статуэтку ____________________ со змеями Бостонского музея, сделанную из слоновой кости и золота.
• богини
61. Наиболее ранней фреской в Кносском дворце считается:
• "Собиратель Шафрана"
62. Лучшими образцами из дошедших до нас скульптур Ахетанона являются портретные головы Эхнатона и его жены:
• Нефертити
63. Достижения аккадских художников после падения династии Аккада в ____________________ были восприняты официальным искусством города Лагаша.
• XXII в. до н.э
64. Столицей царства Саргон Древний сделал неприметный город ____________________, по которому стали называть и страну и народ.
• Аккаде
65. Замечательные образцы позднего амарнского искусства были найдены в ____________________ при раскопках гробницы фараона Тутанхамона, которая была не тронута временем и ворами и сохранила множество уникальных памятников, сделанных из ценнейших материалов.
• 1922 году
66. В Старом Вавилоне вступил на престол Хаммурапи (____________________), подчинивший своей власти Нижнюю и Верхнюю Месопотамию, Мари, Элам.
• 1792-1750 гг. до н.э
67. Центром Эгейской культуры был остров
• Крит
68. Древнейшими жилищами человека в долине Нила были ____________________; из натянутых на шестах шкур и плетенок устанавливались навесы и шатры.
• ямы и пещеры
69. Преимущественное употребление в Передней Азии ____________________ в качестве строительного материала, способствовало плохому сохранению памятников архитектуры.
• сырцового кирпича
70. Египетский народ первым в мире создал ____________________, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, прекрасные изделия художественного ремесла.
• монументальную каменную архитектуру
71. Завоеванная Вавилоном и Мидией Ассирия пала в:
• 612 году до н.э
72. На знаменитой стеле ____________________, посвященной победе Саргона Аккадского над горным племенем луллубеев, идея прославления подвигов обожествленного царя воплощена в смелой динамичной композиции, вписанной в очертания островерхой стелы, уподобленной горе.
• Нарам-Сина
73. Дом знатного человека занимал площадь размером около 41,4 х 59,4 метра и имел около ____________________ помещений.
• семидесяти
74. В храмах при пирамидах Гизе впервые в Египте встречаются:
• свободно стоящие столбы
75. Вызванная ____________________ раскраска зиккурата создавала мощный декоративный эффект и имела символическое религиозное значение.
• практическими задачами
76. Ассирийский город Дур-Шаррукин был заложен Саргоном II и заброшен после его смерти в:
• 705 году до н.э
77. Древние ____________________, исторические судьбы которых тесно переплелись друг с другом, заложили первый мощный фундамент культуры Двуречья.
• Шумер и Аккад
78. Богатства, хлынувшие в Египет в результате победоносных войн в Сирии и Нубии, способствовали широкому развертыванию строительства во всех городах и в первую очередь в ____________________, ставшей столицей одного из сильнейших мировых держав древности.
• Фивах
79. Уникальные ____________________ определили особенности архитектуры Двуречья.
• природные условия
80. Во время правления XIX династии главным объектом строительства в Фивах был храм Амона в Карнаке, являющийся величайшим колонным залом мира, ширина которого равна ____________________ и длина — 52 м.
• 103 м
81. Самый ранний из известных и хорошо сохранившийся зиккурат называется:
• Ур-Намму
82. Разделение Египта на две части — северную, под управлением номархов Таниса, и южную со столицей в Фивах произошло около:
• 1050 года
83. Наряду с рельефом и круглой пластикой, распространение получает ____________________ — цилиндрические печати-амулеты, покрытые тончайшей резьбой с изображением людей, животных, фантастических сцен.
• глиптика
84. Твердый ____________________ был излюбленным материалом придворных скульпторов царя Гудеа.
• зеленоватый диорит
85. Крупное строительство прекратилось после смерти второго фараона ХХ династии — ____________________, при котором был построен храм Хонсу в Карнаке.
• Рамсеса III
86. В ____________________ для защиты страны III династии Ура от степных племен с запада и севера была построена 200-километровая стена, но она неспасла Двуречье от вторжения амморитов.
• 2033 году до н.э
87. Зодчие Среднего царства значительно шире применяли ____________________, чем их предшественники.
• колонну
88. Первым памятником, показывающим сложившиеся новые формы искусства, является шиферная плита фараона Нармера высотой ____________________, сделанная в память победы южного Египта над северным и объединения долины Нила в единое государство.
• 64 см
89. В развитии культуры народов, живший у Средиземного моря, большую роль сыграла ____________________ культура.
• Эгейская
90. В строго регламентированной городской планировке главное место отводилось ____________________ и вознесенному на высокую платформу и дополнительно укрепленному царскому дворцу и цитадели.
• широкой Дороге процессий
91. В области художественного ремесла, особенных успехов достигли ювелиры, разработавшие новую технику — ...
• зернь
92. Керамика эпохи неолита отличалась высоким качеством, а с изобретением гончарного круга (около ____________________) приобрела черты профессионального мастерства.
• середины четвертого тысячелетия до н.э
93. Воздействие художественной традиции шумеров испытали соседние ____________________ племена, населявшие с 27 века до н.э. Северное Двуречье.
• восточносемитские
94. Главный храм шумеры возводили на ____________________, которая защищала здание со скрытой в целле статуей божества от паводка и грунтовых вод.
• высокой платформе
95. В шумерском искусстве главным объектом изображения был:
• человек
96. Образование единого Египетского государства было достигнуто победой Юга над Севером около:
• 3200 года до н.э
97. Мысль зодчих и совершенствование технических приемов шли по линии ____________________, однако горизонтальное увеличение размеров здания не могло уже производить требуемое впечатление подавляющей монументальности.
• наращивания надземной массы здания
98. С ____________________ начался период могущества Крита, сильной морской державы, получившей господство в восточной части Средиземного моря.
• начала XVII века до н.э
99. Восстановив признаки южношумерской храмовой пластики, придворные скульпторы царя Гудеа впервые в искусстве Двуречья создали тип ____________________, бесстрастно холодной культовой царской статуи.
• репрезентативной
100. Один из талантливейших зодчих Египта ____________________ украсил святилище царицы Хатшепсут золотыми и серебряными плитами полов, в святилище находилось более двухсот статуй.
• Сенмут
101. В ____________________ в результате раскопок Г. Шлимана и В. Дёрпфельда на Пелопоннеском полуострове была открыта микенская культура.
• 70-80 годах ХIХ века
102. В конце XVI начале XV века до н.э. возникает египетская графика: рисунки на папирусах с текстами ____________________, которые сыграли в дальнейшем существенную роль в развитии живописи.
• "Книги мертвых"
103. Сложившуюся изобразительную программу шумеров демонстрирует ____________________ начала третьего тысячелетия до н.э. из храма Инапны в Уруке.
• каменный кубок