Древнерусское искусство. Тест с ответами
1. Городское строительство Ярослава Мудрого стремилось уподобить Киев
• Константинополю
2. Первым храмом, определившим дальнейшее развитие ярославского зодчества, является церковь
• Ильи Пророка
3. На иконе «Битва новгородцев с суздальцами» изображение расположено:
• в трех зонах
4. Корсунские врата Софийского собора являются памятником
• византийского искусства XI века
5. В настоящее время крупнейшим памятником русской домонгольской монументальной живописи являются росписи:
• церкви Георгия в Старой Ладоге
6. Кладка стен Софийского собора в Новгороде выполнена из:
• не имеющих квадровой формы камней, чередующихся с кирпичом (плинфой)
7. В росписях диаконника собора Рождества Богородицы в Суздале изображены:
• преподобные
8. К пятиглавым московским храмам второй половины XVII века не относится церковь:
• Воскресения на Дебре
9. Один из самых распространенных в христианском искусстве иконографических типов Богоматери с Младенцем на руках, в котором Христос смотрит перед собой, правой рукой благословляет, а в левой — держит свиток, называется:
• Одигитрия
10. Софийский собор в Киеве представляет собой ...
• пятинефный крестово-купольный храм
11. Автором иконографической программы росписи киевской Софии являлся:
• митрополит Илларион
12. Архитектура Дмитриевского собора во Владимире имеет черты сходства с:
• церковью Покрова на Нерли
13. В исполнении рельефов Успенского собора во Владимире вместе с русскими мастерами принимали участие скульпторы из:
• Западной Европы
14. К строгановской школе не принадлежал:
• Иван Осипов
15. Князь Юрий Звенигородский не был строителем
• собора Спас-Андроникова монастыря
16. Церковь Святого Василия Великого в Овруче была построена в:
• конце XII века
17. В архитектуре Васильевской церкви в Овруче ощущается влияние:
• смоленского и волынского зодчества
18. Перестройка Успенского собора во Владимире в 1185-1189 гг. выразилась в:
• обстройке храма с трех сторон галереями
19. Самым ярким примером новгородского направления в иконописи XII века является икона
• «Богоматерь Знамение»
20. В технике лицевого шитья XVI в. широкое распространение получает:
• шитье «в прикреп»
21. К типу одноглавого посадского храма не относится:
• церковь в селе Дьякове
22. Изображение Анта-скомороха находится в росписи
• церкви Успения Богородицы в Мелетове
23. Основным строительным материалом при сооружении стен собора Крестного монастыря на Кий-острове являлся:
• природный валун
24. Многошатровой является церковь
• Рождества Богородицы в Путинках
25. Новгородские большой и малый сионы представляют собой ...
• дарохранительницы
26. В 1655 г. начальником Оружейного приказа, Серебряной и Золотой палат был назначен:
• Богдан Хитрово
27. В церкви Покрова на Нерли впечатление стройности храма усиливается при помощи:
• членения стен профилированными пилястрами с выступающими колонками
28. Гравюры Библии Пиксатора не использовались в качестве подлинников при росписи
• Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском
29. С феофановским направлением в Новгороде не связана:
• роспись церкви Рождества на кладбище
30. Из перечисленных памятников архитектурные идеи, переосмысляющие византийскую крестово-купольную систему, воплощены в:
• церкви Параскевы Пятницы на Торгу в Чернигове
31. Росписи первой половины XII в Георгиевском соборе Юрьева монастыря сохранились:
• в придельной церкви, устроенной в барабане лестничной башни
32. Фрагменты орнаментов в росписях собора Рождества Богородицы в Суздале находят аналогии в орнаментах
• Суздальских врат
33. Значительные фрагменты смоленских росписей XII века были обнаружены при раскопках храма
• на Протоке
34. «Панагия» в переводе с греческого означает:
• всесвятая
35. Икона «Богоматерь Великая Панагия» написана в:
• конце двадцатых — начале тридцатых годов XIII века
36. Малая икона «Богоматерь Толгская» (Толгская II) представляет собой ...
• сокращенный вариант иконографии Толгской I
37. В «нарышкинском» стиле построена:
• церковь в Филях
38. Так называемая Десятинная церковь в Киеве была освящена в честь
• Успения Богородицы
39. Фрески церкви Николы на Липне относятся к:
• концу XIII века
40. Пятнадцать глав венчают ярославский храм
• Иоанна Предтечи в Толчкове
41. Отсутствием алтарной апсиды шатровый храм Петра Митрополита в Переславле-Залесском повторяет в плане
• церковь Вознесения в Коломенском
42. Икона «Сошествие во Ад», в которой в расположенном в верхнем поле поясном Деисусе вместо Христа изображен Никола, была написана
• в Пскове
43. Наиболее совершенными в художественном отношении мозаиками киевской Софии являются изображения
• святительского чина
44. Восемь крупных деревянных раскрашенных скульптурных львов украшали два места для храмоздателей соборной церкви в:
• Романове-Борисоглебске
45. На миниатюре галицко-волынской рукописи «Беседы Григория Двоеслова» изображен:
• Христос со святыми Григорием и Евстафием
46. В протоевангельском цикле в росписях изображаются сцены:
• из жизни Богоматери, включая события ее рождения и детства
47. В третье, внешнее, кольцо московских монастырей не входил:
• Высоко-Петровский монастырь
48. Два пятиглавых храма, украшенные изразцами, с выступающими открытыми крыльцами и отдельно стоящей между ними шатровой колокольней, составляют ансамбль
• Коровниковской слободы
49. Росписи Спасского собора Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке ориентированы на:
• искусство византийской провинции
50. Об особенностях галицко-волынской живописи рубежа XIII-XIV веков можно судить на основании
• миниатюр рукописей
51. В создании иконостаса Ризоположенской церкви в Кремле в 1627 г. принимал участие иконописец патриарха Филарета:
• Назарий Истомин
52. В миниатюре «Троицкого кондакаря» начала XIII века изображается:
• Явление Богородицы Иоанну Дамаскину
53. Из памятников шитья рубежа XVI-XVII вв. изображения святых Федора Стратилата и мученицы Ирины, соименных царской чете, имеются на такой вещи, как:
• походный иконостас (1592 г.)
54. При княжении Андрея Боголюбского Владимир приобретает значение:
• общерусского политического и духовного центра
55. В середине XVI века в иконописи появляются новые иконографические сюжеты, сложные аллегории и символы. Сомнения в каноничности всех этих нововведений высказывал:
• дьяк Висковатый
56. Новое направление в домонгольской архитектуре Руси, развившееся в Чернигове, Смоленске, Полоцке и Новгороде, отличающееся башнеобразной композицией храма, определил:
• Борисоглебский собор в Вышгороде
57. При отсутствии обычного иконостаса, Деисус, праздники, пророческий и праотеческий чины написаны на каменной алтарной преграде церкви
• Воскресения в Ростовском кремле
58. Площадь Бабина торжка в Киеве во времена Святого Владимира была украшена:
• античной бронзовой квадригой и мраморными статуями, привезенными из Херсонеса
59. Система завершения церкви Михаила Архангела в Смоленске находит аналогии в:
• церкви Параскевы Пятницы в Чернигове
60. Лики евангелистов из псковского рукописного Евангелия 1409 г., написанного дьяконом Лукой в монастыре на Завеличье, обнаруживают близкое сходство с типами ликов на иконе
• Любятовской Богоматери
61. Металлические дробницы с изображением евангелистов украшают хранящиеся в Оружейной палате епитрахиль и саккос
• митрополита Петра
62. В цветовом строе одежд ангелов на иконе Троицы троекратно повторен:
• цвет ляпис-лазури
63. К числу шедевров русской мелкой пластики XIII века относятся:
• две резные иконки с изображением Уверения апостола Фомы
64. Последним памятником киевского архитектурного стиля X-XI веков является:
• Софийский собор в Полоцке
65. Продолжите фразу: «Художественная жизнь Москвы в середине XIV в.
• была очень оживленной»
66. В ферапонтовском соборе Рождества Богородицы отсутствует композиция с изображением:
• Успения
67. В иконе «Богоматерь Максимовская» изображен митрополит Максим, принимающий от Богородицы:
• омофор
68. В XVI в. план соборной площади Московского Кремля был в уменьшенном виде воспроизведен при новом строительстве в:
• суздальском Спас-Евфимиевом монастыре
69. Источником иконографии образа Софии Премудрости Божьей является текст
• Притчей Соломоновых
70. Предполагается, что учителем Андрея Рублева был:
• старец Прохор с Городца
71. Усольская финифть получила развитие в:
• Сольвычегодске
72. В церкви Спаса на Берестове на западной стене притвора помещено изображение:
• Явления Христа ученикам на Тивериадском озере
73. Самым значительным архитектурным памятником Галича, обнаруженным во время раскопок, является:
• Успенский собор
74. В 1508 г. работы по росписи придворного Благовещенского собора велись под руководством:
• Феодосия
75. В группе ярославских икон XIII века в большей мере, чем в искусстве XII в., проявляются:
• русские стилистические черты
76. Резное изображение Николы (1320 г.) из Николаевского собора в Можайске представляет собой ...
• плоскую статую
77. Летопись сообщает, что в Москве Феофан Грек работал вместе с:
• Андреем Рублевым и Прохором с Городца
78. В конце XVII в. русские мастера осваивают технику:
• горельефной резьбы
79. Большая икона «Богоматери Толгской» принадлежит к иконографическому типу
• тронного Умиления
80. Шатровой не является церковь
• Николы Надеина в Ярославле
81. Характерной чертой Николо-Дворищенского собора, отличающей его от других новгородских памятников XI-XII вв., является:
• пятиглавие
82. Крупнейшим каменным светским зданием первой половины XVII в. является(-ются):
• Теремной дворец Московского Кремля
83. На стенах и столбах башен, ведущих на хоры киевского Софийского собора, помещаются:
• сцены, изображающие константинопольский ипподром
84. В XV в. рублевское направление в русской иконописи было:
• ведущим, но не единственным
85. Орнамент на окладе рукописного «Симоновского Евангелия» (1499 г.) выполнен в технике
• скани
86. Только заставками и инициалами, при отсутствии лицевых изображений, украшена рукопись:
• «Евангелия Кошки»
87. Узоры из крученых золотых и серебряных проволочек выполняются в технике
• скани
88. С первой половины XI века центральным храмом Руси является:
• Софийский собор в Киеве
89. Крупнейшим центром русского ювелирного искусства, где в XVI в. насчитывалось более 200 мастеров-серебрянщиков, был город
• Новгород
90. Среди перечисленных галицких построек к крестово-купольному типу храма принадлежит:
• церковь Пантелеимона
91. Икона «Спас Нерукотворный» рубежа XIII-XIV веков из Третьяковской галереи является произведением __________________ иконописи.
• ростовской
92. По диагонали в отношении стен поставлены башни:
• Пафнутьева-Боровского монастыря
93. Первоначально храм в селе Юркине имел
• трехлопастное завершение фасадов
94. Так называемая «анонимная типография» работала в Москве
• до 1564 года
95. Драгоценный шитый покров с изображением Сергия Радонежского с житием, вложенный в Троице-Сергиев монастырь в 1671 г., был последним крупным произведением мастериц
• Строгановских мастерских
96. Портрет вкладчика, князя Ивана Ивановича Шуйского, выполнен мастером на:
• паникадиле
97. Фреска на сюжет повести о крещении отрока ангелом вместо недостойного иерея имеется в алтаре
• собора Княгинина монастыря
98. Иконы на тему «Битва новгородцев с суздальцами» нет в собрании
• Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева
99. Изображения греческих философов: Платона, Аристотеля, Плутарха, Птолемея, Анахарсиса имеются среди фресок
• собора Новоспасского монастыря
100. Конхой называется:
• перекрытие алтарной апсиды в форме полукупола
101. Десятинная церковь в Киеве
• была разрушена татаро-монголами в 1240 году
102. Согласно тексту Сказания о Свенской иконе Богоматери, икона была:
• принесена в Свенский монастырь из Киево-Печерского монастыря
103. Полы Спасо-Преображенского собора в Чернигове были выполнены из:
• резных шиферных плит, инкрустированных смальтой
104. Фрески церкви Спаса на Нередице представляют собой ...
• новгородский вариант монастырской традиции византийской живописи
105. К постройкам митрополита Иона Сысоевича относятся:
• въездные ворота Борисоглебского монастыря
106. Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове была построена:
• на рубеже XII-XIII веков
107. Палаты дьяка Аверкия Кириллова находятся в:
• Москве
108. Спасо-Преображенский собор в Чернигове был построен в:
• 30-е годы XI века
109. Одной из предшественниц архитектурных форм храма Иоанна Предтечи в селе Дьякове считается:
• церковь Ризоположения в Московском Кремле
110. В киевском софийском соборе мозаики расположены:
• в алтарной части и в подкупольном пространстве
111. К русским росписям, более ранним, чем мозаики и фрески Софии киевской, относятся:
• изображение святой Феклы из Спасо-Преображенского собора в Чернигове
112. Основанием для датировки иконы «Святой Димитрий Солунский», происходящей из Дмитрова, концом XII-XIII века является:
• княжеский знак Всеволода III
113. В иконописи XVII века неоднократно изображалось следующее событие: в 1625 г. в Москве царю Михаилу Федоровичу была подарена персидскими послами:
• риза Господня
114. Во второй половине XV в. в Троице-Сергиевом монастыре работал резчик по имени
• мастер Амвросий
115. Центральное место грандиозная композиция на тему «Премудрость созда себе дом» занимает на западном склоне свода церкви
• Иоанна Предтечи в Толчкове
116. Новая система перекрытия кровли храма, широко распространившаяся во второй половине XIV века, впервые применяется в Новгороде при строительстве
• церкви Николы на Липне
117. Рукопись «Изборник Святослава» была создана по заказу
• князя Изяслава Ярославича
118. Шитый сударь с изображением «Чуда Архангела Михаила в Хонех» (Сергиев-Посадский художественный музей) датируется:
• серединой XV в
119. Отличительной чертой иконографии в новгородской иконописи XV в. является:
• сюжетный и композиционный лаконизм
120. Зарайский Кремль представляет собой в плане
• правильный квадрат
121. Из перечисленных черниговских храмов фресковые росписи сохранились в:
• церкви Архангела Михаила на Остре
122. Особенностью построек Юрия Долгорукого является выполнение кладки стен из:
• блоков белого камня
123. Архитектурная композиция Софийского собора в Киеве с галереями и двумя башнями сложилась в результате
• последовательного осуществления изначального замысла
124. К подмосковным боярским усадьбам, в которых были выстроены храмы одного и того же типа, не относится:
• Петровское
125. Андроник Невежа был:
• гравером
126. Сохранившиеся композиции кисти Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире находятся в (на):
• западной части храма
127. В Дмитриевском соборе во Владимире русские художники выполнили росписи:
• северного склона большого свода и малого свода
128. Обильное декорирование фасадов было впервые применено в новгородском зодчестве при строительстве
• церкви Федора Стратилата
129. «На чеканное дело» — так за высокое качество исполнения назывались произведения, выполненные во второй половине XVII в. в технике
• шитья
130. В галицкой архитектуре в большей мере, чем в киевской и черниговской проявились(-ось):
• влияние романского искусства
131. Стилистические различия в живописи лицевой и оборотной сторон в иконе «Спас Нерукотворный с Поклонением Кресту», а также средника и фигур на полях иконы «Николай Чудотворец с избранными святыми» из Новодевичьего монастыря вызвано
• характерным для новгородской иконописи соединением разных манер в одной иконе
132. Особенностью архитектуры Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове является:
• понижение углов и апсид по отношению к высоте сводов центрального нефа
133. При написании житийных икон митрополита Петра и митрополита Алексей в мастерской Дионисия большим колористическим новшеством явилось широкое применение
• белого цвета
134. Крытое помещение у главного входа в храм, в раннехристианское время предназначенное для кающихся и готовящихся принять крещение, называется:
• нартексом
135. В рукописях XII века «Евангелие учительное Константина Болгарского» и «Слово Ипполита, папы Римского, об Антихристе» особенности владимиро-суздальского искусства выражены в:
• усилении орнаментальных элементов
136. Стилистические особенности «строгановской школы» прослеживаются в росписи
• собора Княгинина монастыря
137. Главным средством выразительности во фресках церкви Георгия в Старой Ладоге является:
• линия
138. Композиция с изображением сорока мучеников севастийских сохранилась в системе росписей новгородской церкви
• Федора Стратилата
139. В иконописи времени Дионисия по сложности иконографического извода и количеству фигур не имеет аналогов икона:
• Апокалипсиса из Успенского собора
140. Саккос патриарха Никона 1655 г., где лицевые изображения имеют чисто декоративный характер, был выполнен вышивальщицами в:
• Царицыной мастеровой палате
141. В первой половине XVI были построены крепостные в:
• Коломне
142. Сцены из Шестоднева имеются в росписи
• Успенского собора Свияжского монастыря
143. Фрески Софийского собора в Киеве выполнялись:
• греческими художниками при участии киевских мастеров
144. В целом искусство Киевской Руси отличалось:
• монументальностью
145. Отличительной особенностью собора, построенного во второй половине XVI в. в Сольвычегодске, является:
• двустолпие
146. Помещение на фасадах церкви Покрова на Нерли однотипных замкнутых композиций было:
• призвано подчеркнуть центричность архитектуры
147. Имя зодчего, построившего стены и башни Китай-города
• Петрок Малый
148. Редкой особенностью храма Бориса и Глеба в Гродно являются:
• круглые кирпичные колонны, несущие своды
149. Белорусские резчики участвовали в создании внутреннего убранства собора
• Иверского Валдайского монастыря
150. На стиль памятников художественной культуры Пскова наибольшее влияние оказывали вкусы
• посадских людей
151. Летописи сообщают, что за время с 60-х гг. XIV в. по 20-е гг. XV в. московскими зодчими было построено:
• 15 каменных зданий
152. Кафедральный собор Новгорода посвящен:
• Софии Премудрости Божией
153. Самым большим по размерам помещением зального типа с бесстолпным перекрытием в XVII в. являлась:
• трапезная Троице-Сергиева монастыря
154. К новому, сложившемуся в новгородской архитектуре во второй половине XII века, типу крестово-купольного храма принадлежат следующие из перечисленных храмов:
• Благовещения в Аркажах
• Георгия в Старой Ладоге
• Петра и Павла на Синичьей горе
• Спаса на Нередице
155. Определяющую роль в развитии древнерусского искусства в X-XII веках играло искусство
• Византии
156. В «большом наряде» царя Михаила Федоровича, сделанном мастерами Оружейной палаты, не было такого предмета, как:
• братина
157. Наиболее характерным примером связи деревенского прикладного искусства северо-восточной Руси с городским являются:
• серебряные перстни XIII века с контурным черневым рисунком
158. Архитектурное решение Успенского собора во Владимире времен Андрея Боголюбского отличалось:
• стройностью пропорций и свободой внутреннего пространства
159. Образцом для Успенского собора Аристотеля Фиорованти послужил
• Успенский собор во Владимире
160. Икона «Святой Димитрий Солунский», происходящая из Дмитрова написана на __________________ фоне.
• серебряном
161. Завершение Спасо-Преображенского собора в Чернигове было:
• пятикупольным
162. Церковь Михаила Архангела (Свирская) в Смоленске являлась:
• придворным храмом княжеской резиденции
163. На обороте иконы «Богоматерь Федоровская» помещается изображение
• святой Параскевы
164. Редкой для искусства византийского мира чертой в житийной иконе «Илья пророк в пустыне» является:
• сочетание житийной иконы с изображением деисуса
165. Основы архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля были заложены строительством
• князя Ивана Калиты
166. В основе иконографического типа изображения Богоматери с младенцем в лоне, к которому относится новгородская икона «Знамение», лежит текст:
• пророчества Исайи
167. Последним памятником княжеского строительства в Новгороде является:
• церковь Спаса на Нередице
168. Для первого храма над погребением Сергия Радонежского, построенного в 1411 году, Андрей Рублев создал:
• икону Троицы
169. Наибольшее число рукописей в начале XVII чека было создано по заказу
• Дмитрия Ивановича Годунова
170. Шитая пелена, украшающая рублевскую Троицу (ГИМ), происходит из мастерской
• Софьи Палеолог
171. Фасады галицких храмов украшались:
• белокаменной резьбой
172. Изображение Троицы на Тверских вратах, хранящихся в Александровской слободе, выполнено в технике
• резьбы по меди
173. Художественные вкусы Всеволода III Большое Гнездо сформировались под влиянием
• константинопольской культуры
174. В сложной символической форме государственные деяния Ивана Грозного призвана была прославить икона:
• «Церковь воинствующая»
175. К понятию «полилития» в архитектуре и живописи относятся:
• орнаментальные панели в нижних частях росписи стен и столбов в интерьере храма, имитирующие мраморную отделку
• цветные мраморные панели, декорирующие нижние части стен в интерьере храма
176. Рукопись Толковой Палеи 1477 г. (Патр. 210) была создана дьяконом Нестором в:
• Пскове
177. Самой почитаемой чудотворной иконой Великого Новгорода является:
• «Богоматерь Знамение» из Софийского собора
178. Полностью новгородский Софийский собор был расписан в:
• 1108 году
179. Змеевик из яшмы с изображением «Семи отроков эфесских» из Государственного Исторического музея связан с именем князя
• Георгия Всеволодовича
180. Изображение царевича Дмитрия в рост на крышке серебряной раки (1630 г.) в Архангельском соборе выполнено в технике
• чеканки
181. На резьбу по металлу в конце XVII в. большое влияние оказывает:
• книжная гравюра
182. Борисоглебский монастырь на Смядыни был основан потому, что это было местом ...
• убийства святого князя Глеба
183. В 1642-1643 гг. в Московском Кремле производились работы по росписи:
• Успенского собора
184. Впервые в русской фреске множество самых разных животных было изображено в росписях галереи церкви
• Ильи Пророка в Ярославле
185. Наибольшие по размеру оконные проемы в конце XVII века имели стены собора
• Иверского Валдайского монастыря
186. Росписи новгородского Софийского собора 1108 года отличаются:
• монументальностью
187. Изображение «Вознесения» в куполе церкви Спаса на Нередице было связано с:
• богословскими исканиями византийского мира второй половины XII века
188. Близкие стилистические аналогии росписям церкви Благовещения в Аркажах обнаруживаются во фресках
• церкви Георгия в Старой Ладоге
189. С появлением первопечатных книг орнамент заставок рукописей:
• обогащается и усложняется
190. Отдельно стоящую многопролетную звонницу имеет храм в селе
• Вязёмы
191. С именем знаменитого иконописца своего времени связывают целый период в истории древнерусской живописи, а именно:
• ушаковский
192. Софийский собор в Новгороде отличается от Софии Киевской
• упрощением архитектурной композиции
193. Новгородские кратиры XI-XII вв. выполнены в технике
• обронной чеканки
194. В своих виршах Симеон Полоцкий воспел, сравнивая ее с красотой храма Соломона, красоту:
• коломенского дворца царя Алексея Михайловича
195. Икону Сошествие Святого Духа из церкви Троицы в Никитниках, в которой художник отступил от традиционного иконографического типа, введя изображение Богоматери, написал:
• Иосиф Владимиров
196. К классическим образцам новгородского зодчества относятся памятники:
• 1360-1380-х гг
197. О формах первого московского Успенского собора можно судить по его изображениям на:
• житийных клеймах иконы митрополита Петра из Успенского собора
198. Композиция «Не рыдай мене мати» не входила в систему росписи церкви
• Рождества на кладбище
199. Первым памятником владимирской монументальной живописи времен Всеволода III являются фрески
• Успенского собора после его перестройки
200. В строительстве Теремного дворца Московского Кремля не принимал участия:
• Иван Старцев
201. Ктиторским называется изображение
• благотворителя или строителя храма
202. Скульптурное украшение фасадов храмов получило развитие в искусстве
• Владимиро-Суздальского княжества
203. Житие Андрея Рублева составлено:
• Пахомием Логофетом
204. Книжная миниатюра первой половины XVII в. отличается:
• архаизмом
205. Иконы-таблетки из Софийского собора (Новгородский художественный музей) были предназначены для:
• вынесения на аналой
206. В ансамбль Ростовского кремля не входит церковь:
• Спаса за золотой решеткой
207. В церкви Параскевы Пятницы в Чернигове боковые нефы перекрыты:
• полуциркульными сводами и сводами в четверть окружности в угловых частях
208. Летопись сообщает, что художники Гойтан, Семен и Иван, которые в 1345 г. расписывали Успенский собор в Московском кремле, были:
• русскими мастерами
209. Наиболее ранний сохранившийся до наших дней каменный шатровый храм — это:
• церковь Вознесения в Коломенском
210. Чудотворно прославленной иконой ярославского происхождения является:
• «Богоматерь Толгская» II
211. Новым этапом в развитии алтарной преграды и первым классическим русским иконостасом является иконостас
• Благовещенского собора Московского Кремля
212. Храмы в Балахне, Устюжне и Нижнем Новгороде построены одним и тем же заказчиком. Это
• Строгановы
213. Единую стилистическую группу, характеризующую древнейший этап русской архитектуры, составляют:
• Десятинная церковь в Киеве
• Софийский собор в Киеве
• Спасо-Преображенский собор в Чернигове
214. Фрески Николо-Дворищенского собора в Новгороде принадлежат к __________________ художественной традиции.
• киевской
215. В начале XIII века икону русских святых Бориса и Глеба новгородский архиепископ Антоний видел в:
• Софии Константинопольской
216. Понятие Софии — Премудрости Божией — отождествлялось в православной традиции с:
• Иисусом Христом
217. Сооружение каменных зданий Ростовского кремля происходило в:
• 1670-1680-х гг
218. В 1652 г. в новой росписи Архангельского собора в Московском Кремле не принимал участия:
• Прокопий Чирин
219. Из памятников псковской архитектуры XIV-XV вв. пониженные угловые деления храма имеет:
• церковь Успения Богородицы в Мелетове
220. Галицкое строительство осуществлялось в основном из:
• белого камня
221. «Деисус» конца XII века из Мартириевской паперти Софийского собора по стилю принадлежит __________________ искусству.
• новгородскому
222. Икона «Богоматерь Боголюбская» была:
• написана по заказу Андрея Боголюбского в память о явлении ему Богоматери
223. Самым ранним образцом иконографии данного типа на русской почве является новгородская икона XV в.
• «Отечество»
224. Собор Рождества Богородицы в Суздале впервые стал городским собором
• изолированным от зданий княжеского или епископского дворца
225. От первоначальной живописи иконы «Богоматерь Владимирская» сохранились:
• лики Богородицы и Христа
226. В композиции иконы Троицы Андрея Рублева отброшены все второстепенные детали. В частности отсутствует изображение:
• фигур Авраама и Сарры
227. В серебряном потире Юрия Долгорукого декоративный эффект достигается использованием:
• золочения фигур и орнамента на серебряном фоне
228. Икона «Спаса» первой половины — середины XIII века из Ярославского Художественного музея происходит из:
• Успенского собора в Ярославле
229. Ростовский кремль изначально представлял собой ...
• резиденцию митрополита
230. Не является центрической композиция храма
• Ильи Пророка в Ярославле
231. Фрески Спасо-Преображенского Мирожского монастыря были выполнены художниками
• греческими
232. Первой книгой, напечатанной Иваном Федоровым, был:
• Апостол
233. Биографические сведения о первом известном русском иконописце Алимпии содержатся в:
• «Киево-Печерском Патерике»
234. Особенностью иконографии Богоматери Оранты является изображение с руками, ...
• поднятыми вверх в молении
235. Росписи восточной и южной стен крещальни Софийского собора относятся к (ко):
• второй половине XI века
236. Архитектурные особенности церкви Параскевы Пятницы в Чернигове свидетельствуют о:
• сложении общерусских национальных форм
237. Фигурные изображения и орнаметы Суздальских врат выполнены __________________ фону.
• золотыми линиями по черному
238. Асимметричная «хоромная» композиция является основой плана церкви
• Троицы в Никитниках
239. Близость общему идейному замыслу скульптурной декорации Дмитриевского собора во Владимире обнаруживается в таких литературных памятниках, как:
• «Поучение Владимира Мономаха»
240. Особая разреженность композиций, наложение жидкой краски в виде прозрачного, как бы вибрирующего слоя, прерывающаяся, волнообразная линия, «дрожащий» мазок характерны для:
• тверской иконописи
241. Кроме московского Успенского собора, важным образцом для строительства патриарха Никона служил
• Соловецкий монастырь
242. В браслетах-наручнях из Владимирского клада 1896 года ощущается влияние на прикладное искусство
• архитектурных образцов северо-восточной Руси
243. Отличительной чертой росписей Благовещенского собора является наличие
• сцен из Апокалипсиса
244. Владимирская икона Богоматери впервые была перенесена в Москву в:
• 1395 г
245. Одноглавым с перекрытием в виде пирамиды ярусов кокошников является собор
• Княгинина монастыря во Владимире
246. В XVI в. появление камор-печур в башнях и у основания крепостных стен русских городов было вызвано:
• оборонительными целями
247. Черты ярко выраженного южнославянского (сербско-македонского) влияния в новгородской монументальной живописи обнаруживаются в росписи
• церкви Спаса Преображения на Ковалеве
248. В 1405 году Андрей Рублев принимал участие в росписи:
• Благовещенского собора в Московском Кремле
249. Изображения личин «Смерть» и «Живот» украшают:
• оборотную часть триптиха-складня 1414 г
250. Из летописных источников известно имя архитектора, мастера Петра, построившего:
• Георгиевский собор Юрьева монастыря
251. Белокаменный собор Спаса-Преображения с фресковой живописью в интерьере был построен в 1285-1290 гг. в:
• Твери
252. В Успенском соборе к росписям, созданным артелью Дионисия, не имеют отношения фрески:
• на столбах и сводах собора
253. В интерьере Софии Киевской столбы были в плане:
• крестообразные
254. Новгородская церковь Успения на Волотовом поле (1352 г.) по общей композиции повторяет:
• церковь Рождества Богородицы на Перыни
255. Вознесение Александра Македонского является сюжетом
• широко распространенным в европейской средневековой культуре
256. Привозные западноевропейские витражи были установлены в окнах храма
• Иоанна Златоуста в Холме
257. Собор Василия Блаженного имеет вокруг центрального Покровского храма __________________ приделов.
• восемь
258. Архитектурное решение, получившее развитие в московском зодчестве XIV-XV веков, в памятниках Смоленска воплощено в церкви
• Михаила Архангела
259. Самой близкой аналогией собору Рождества Богородицы Антониева монастыря в новгородской архитектуре является:
• Николо-Дворищенский собор
260. В крещальне Успенского собора Елецкого монастыря в Чернигове из ветхозаветных композиций сохранилось:
• «Три отрока в пещи огненной»
261. Из храмов, построенных в Пскове в XIV в., сохранился:
• собор Снетогорского монастыря
262. От росписей новгородского Софийского собора середины XI века сохранилось изображение
• святых Константина и Елены
263. Князья Борис и Глеб были причислены Русской Церковью к лику святых
• во второй половине XI века
264. Сюжеты рельефов церкви Покрова на Нерли восходят к:
• Псалтири
265. Из произведений резчиков по дереву, работавших в XVII веке, сохранились надпрестольные сени церкви:
• Николы-Надеина
266. Последним памятником в древнерусском искусстве, в котором использована мозаическая живопись, является:
• собор Михаила Архангела Михайло-Златоверхого монастыря в Киеве
267. Фрески церкви Успения Богородицы в Мелетове датируются:
• 1465 г
268. Мастер Иоанн построил
• Спасо-Преображенский собор Евфросиниевского монастыря в Полоцке
269. Многопридельным храмом является:
• собор Авраамиева монастыря Ростова Великого
270. К каменным укреплениям времени вхождения новгородско-псковских земель в состав Московского государства относятся крепости:
• Ивангорода
271. Характерные для Черниговского княжеского строительства просторная композиция и роскошное убранство храмов проявилось в архитектуре
• Благовещенского собора
272. Ростовский епископ Вассиан Рыло был заказчиком росписи
• Успенского собора Московского Кремля
273. Самым ранним из сохранившихся храмов Смоленска является:
• церковь Петра и Павла
274. Фрески Дмитриевского собора во Владимире принадлежат кругу
• константинопольского искусства второй половины XII века
275. Влияние росписей Мирожского собора на развитие псковской монументальной живописи XIV-XV вв. проявилось в:
• разнообразии сюжетов и своеобразном иконографическом мышлении
276. Росписи церквей Георгия в Старой Ладоге, Благовещения в Аркажах, Спаса на Нередице свидетельствуют о сложении в монументальной живописи Новгорода к концу XII века
• единого новгородского стиля
277. Характерной особенностью построек мастера Иоанна в Полоцке является:
• ступенчатая башнеобразная композиция храма
278. Софии Премудрости Божией был посвящен построенный Иваном Грозным новый собор в:
• Вологде
279. Технологической особенностью древнерусских фресок являлось выполнение росписи по сырой штукатурке минеральными красками с доработкой красками на клеевом связующем по:
• просохшему грунту
280. В новгородском изобразительном искусстве XV в. отмечается усиление:
• иконописной стилистики
281. Праздник Покрова Богородицы был установлен:
• русской Церковью при Андрее Боголюбском
282. Большинство произведений киевского прикладного искусства XI-XIII веков обнаружено в:
• кладах
283. Среди элементов византийской алтарной преграды космитисом называется:
• архитрав, лежащий на колоннах алтарной преграды
284. В рельефах Дмитриевского собора во Владимире использован характерный прием:
• изображения в верхних рядах даны в более высоком рельефе, чем в нижних
285. В немецком средневековом трактате Теофила, в списке стран, мастера которых прославлены достижениями в ювелирном искусстве, Киевская Русь занимает:
• второе место после Византии
286. На южных вратах Суздальского собора помещены сцены, иллюстрирующие
• Деяния Троицы
287. Во фрагментах храма на Протоке сохранились росписи
• нижних частей стен
288. Духовскую церковь Троице-Сергиева монастыря построили
• псковские мастера
289. Архитектура собора Иоанновского монастыря во Пскове имеет сходство с:
• Георгиевским собором Юрьева монастыря в Новгороде
290. С циркулем в руках Христос Пантократор изображен в куполе:
• церкви села Вяземы
291. В московской иконописи XVI в. нарастает:
• декоративность
292. Две декоративные арки из замка Вжищ выполнены в технике
• медного литья
293. Икона «Богоматерь Владимирская» написана
• в Константинополе в первой трети XII века
294. Общее число приделов Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря составляет:
• 29
295. Для датировки произведений прикладного искусства Киевской Руси используется сравнение с:
• орнаментом русских рукописей этого периода
296. Икону преподобного Кирилла Белозерского из Кирилло-Белозерского монастыря приписывают кисти
• Дионисия Глушицкого
297. Орнамент, украшающий тулью золотого царского венца середины XVI в., известного под названием «Казанская шапка», выполнен в технике
• черни
298. Редкой особенностью иконографии иконы «Устюжское Благовещение» является изображение
• младенца Христа в лоне Богоматери
299. Мастера, выполнявшие скульптурную декорацию Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, получили творческие импульсы из русского(-ой):
• ювелирного искусства
300. Фрески Спасского собора Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке имеют черты сходства с росписями
• церкви Спаса на Нередице в Новгороде
301. В иконе «Спас Златые Власы» из Успенского собора Московского Кремля в характере орнаментации наблюдаются общие черты с:
• западноевропейским искусством рубежа XII-XIII веков
302. Внешний декор зданий, построенных в «нарышкинском» стиле, выполнен в основном из:
• белокаменной резьбы
303. Развернутая поясная деисусная композиция (по сторонам от Христа изображены Богоматерь, Предтеча и архангелы) присутствует в иконе
• «Богоматерь Боголюбская»
304. Черниговские резные каменные рельфы были обнаружены в:
• Борисоглебском соборе
305. Следующим после завершения Успенского собора в Московском Кремле было строительство
• собора Богоявленского монастыря
306. Согласно записи на полях псковского «Паримейника» XIV в., роспись храма Рождества Богородицы Снетогорского монастыря была создана в:
• 1313 г
307. Хоры в византийском и древнерусском храме предназначались для:
• пребывания во время богослужения императорской или княжеской семьи
308. Гурий Никитин и Сила Савин, расписывавшие храм Ильи Пророка в Ярославле, происходили из:
• Костромы
309. Город Владимир на Клязьме был основан
• Владимиром Мономахом
310. Наибольшее распространение в архитектуре Древней Руси получил тип храма
• крестово-купольный
311. Самые ранние из сохранившихся памятников художественной культуры Москвы относятся к:
• первой половине XIV в
312. Искусство Черниговского княжества с середины XII до середины XIII века
• тесно связано с Киевом
313. От Прокопия Чирина остались только иконы
• Богоматери или святых
314. Житие пророка Елисея служит одним из сюжетов росписи
• церкви Ильи Пророка в Ярославле
315. Грановитая палата была возведена в 1487-1491 гг.
• итальянцами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари
316. Миниатюра «Хутынского Служебника» XIII века помещены на __________________ фоне.
• золотом
317. Оклад рукописного напрестольного Евангелия для дворцовой церкви Спаса Нерукотворного (1678 г.) выполнен в технике
• многоцветной эмали
318. Из городских ворот Владимира, построенных Андреем Боголюбским, сохранились:
• золотые
319. Памятником годуновского направления в монументальной живописи является стенопись:
• Смоленского собора Новодевичьего монастыря
320. Из перечисленных ниже русских мастеров книжной гравюрой не занимался:
• Гаврила Овдокимов
321. Образцом для первого собора Рождества Богородицы в Суздале конца XI — начала XII века послужил
• Успенский собор Киево-Печерского монастыря
322. 50 мастеров — резчиков по дереву кремлевской Оружейной палаты, во главе с Осипом Андреевым, Климом Михайловым и Степаном Зиновьевым, были создателями иконостаса
• Смоленского собора Новодевичьего монастыря
323. Десятинная церковь в Киеве представляла собой в плане пятинефный храм
• после пристройки галерей около 1039 года
324. На шиферных рельефах из монастыря св. Ирины в Киеве изображены:
• Геракл, борющийся со львом и Кибелла на колеснице
325. В Твери в середине XV века обширную строительную деятельность вел:
• князь Борис Александрович
326. Из восьми «стандартных» видов лекального кирпича выложено такое сооружение, как:
• ворота Горицкого монастыря в Переславле-Залесском
327. Особенностью системы росписи церкви Кирилла Александрийского Кирилловского монастыря, княжеской усыпальницы, является преобладание среди единоличных изображений
• святых воинов
328. В XVII веке в Москве работал иконописец:
• Никита Павловец
329. Начальный этап русского искусства, называющийся домонгольским, охватывает период с:
• конца X до середины XIII века
330. «Поп Сава» — имя мастера, создавшего
• литую прорезную лампаду
331. Первой из сохранившихся на Руси работой Феофана Грека достоверно является:
• роспись церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде
332. Греческое слово «пантократор» переводится как:
• Вседержитель
333. Первым храмом типологии монастырского собора, сложившейся в середине XI века в киевской архитектуре, является:
• Успенский собор Киево-Печерского монастыря
334. Росписи 1161 года Успенского собора во Владимире свидетельствуют о том, что ...
• собор времен Андрея Боголюбского имел наружные росписи
335. Аверкий Мокеев был зодчим, построившим в частности
• трапезную палату Валдайского монастыря
336. Из перечисленных храмов трехлопастное завершение фасадов является отличительной чертой церкви:
• Николы на Липне
• Параскевы Пятницы
• Рождества Богородицы на Перыни
337. Русифицированные греческие надписи, обозначающие евангелистов, имеются в рукописи
• «Евангелия Хитрово»
338. Московские великокняжеские круги в середине XIV в. в своих художественных вкусах ориентировались на:
• византийскую культуру
339. Икона Богоматери Одигитрии (1482 г.) была написана Дионисием для:
• Вознесенского монастыря в Москве
340. Намеренное подражание постройкам XII в. становится распространенным явлением в новгородском зодчестве
• середины XV в
341. Скульптурная декорация Успенского собора во Владимире
• занимает только верхние части стен
342. Ближайшие аналогии иконе «Эммануильский чин» из Третьяковской галереи обнаруживаются в:
• росписях Дмитриевского собора во Владимире
343. Скульптурная декорация церкви Покрова на Нерли отличается:
• жизнеутверждающим, радостным пониманием мира
344. Единственным сохранившимся бесстолпным храмом периода Киевской Руси является:
• церковь Илии пророка Елецкого монастыря в Чернигове
345. Шестистолпный белокаменный Успенский собор в 1379-1382 гг. был построен в:
• Коломне
346. На створках Магдебургских врат Софийского собора помещены:
• сцены из ветхозаветной и новозаветной истории
347. Из сохранившихся памятников псковской архитектуры отдельно стоящую монументальную звонницу имеет:
• церковь Успения с Пароменья
348. Икону «Насаждение древа государства Российского» написал:
• Симон Ушаков
349. Имя зодчего, построившего в XVII церковь в Останкине
• Павел Потехин
350. В архитектуре собора черниговского Елецкого монастыря развивается типология, сложившаяся в:
• Успенском соборе Киево-Печерского монастыря
351. Василий Дмитриевич Ермолин был:
• подрядчиком, возглавлявшим артель мастеров-строителей
352. Мозаики Михайло-Златоверхого монастыря занимают выдающееся место в истории средневековой монументальной живописи благодаря
• исключительному богатству колорита
353. Древнейшей из сохранившихся русских икон является икона
• «Апостолы Петр и Павел» из Софийского собора в Новгороде
354. На челе шлема князя Ярослава Всеволодовича из Оружейной палаты изображен:
• архангел Михаил
355. Особое значение в системе росписи собора Рождества Богородицы Антониева монастыря имеют изображения
• преподобных
356. Группа новгородских краснофонных икон второй половины XIII века имеют общие черты с:
• искусством восточно-христианского мира
357. Монументальная скульптура Владимиро-Суздальской Руси представляет собой ...
• белокаменные рельефы
358. Плинфа представляет собой ...
• плоский неформованный кирпич
359. Среди памятников владимиро-суздальского круга иконой московского происхождения является:
• «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину» из Успенского собора Московского Кремля
360. Декоративное убранство Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря выполнено из:
• полихромных изразцов
361. Новый Успенский собор в Московском кремле был заложен в:
• 1472 г
362. Художественные мастерские Строгановых находились:
• в Сольвычегодске
363. Архангельский собор в Московском Кремле построил
• Алевиз Новый
364. Собор Крестного монастыря завершался:
• тремя главами
365. Среди 20 царских изографов, расписывавших в 1640 г. фрески церкви Николы Надеина в Ярославле, не было:
• новгородцев
366. Иконы «васильевского чина» происходят из:
• Успенского собора во Владимире
367. Композиция «Предста Царица одесную Тебе» имелась в росписи церкви
• Спаса Преображения на Ковалеве
368. К подписным произведениям Прокопия Чирина относится икона:
• Никиты Воина
369. Самым значительным памятником прикладного искусства северо-восточной Руси является(-ются):
• Суздальские врата
370. Классический стиль новгородской иконописи складывается:
• на рубеже XIV-XV вв
371. Миниатюры Евангелия из Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле относятся к:
• 20-м годам XIII века
372. Исследователем архитектуры церкви Параскевы Пятницы в Чернигове был:
• П.Д. Барановский
373. Строительство Ново-Иерусалимского монастыря началось при царе
• Алексее Михайловиче
374. На Суздальских вратах фигурные изображения и орнаменты выполнены в технике
• огневого золочения
375. Росписи церкви Кирилла Александрийского Кирилловского монастыря обнаруживают близкую стилистическую связь с живописью
• южнославянской второй половины XII века
376. Наиболее последовательнее принцип ступенчато повышенных сводов и подпружных арок осуществлен в:
• соборе Спас-Андроникова монастыря
377. Древнейшей русской иллюстрированной рукописью является:
• Остромирово Евангелие
378. Из памятников тверского зодчества XIV-XV вв. сохранился до наших дней:
• храм Рождества Богородицы в селе Городня
379. Согласно историческим источникам, мозаики и фрески Успенской церкви Киево-Печерского монастыря были выполнены __________________ мастерами.
• константинопольскими
380. Орнаментальная мозаичная декорация применена в новгородском Софийском соборе в нижних частях стен:
• в алтаре
381. В летописи, сообщающей о совместной работе Андрея Рублева с Феофаном Греком и Прохором с Городца, его имя поставлено:
• на последнее место
382. Отличительной чертой цветовой гаммы новгородской иконописи является частое использование:
• киновари
383. Вместо олицетворения Космоса в центре композиции «Сошествие Св. Духа» пять фигур, представляющих различные племена и языки, даны в росписи
• церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря
384. Из перечисленных памятников ближайшие аналогии мозаикам киевского Софийского собора обнаруживаются в мозаиках:
• монастыря Дафнии
• монастыря Хосиас-Лукас в Фокиде
• собора Неа-Мони на Хиосе
385. Крыльцом с полой каменной бочкой украшен западный фасад церкви в:
• Тайнинском
386. Патриарх Никон не был основателем
• Сийского монастыря
387. Четвертое деление на южном и северном фасадах имеет пятиглавый собор
• Тихвинского монастыря
388. Идея «самодержавства» князя впервые прозвучала в литературе
• Твери
389. Сложные аллегорические сюжеты получают распространение в новгородской иконописи в (во):
• XVI в
390. Доказательством русского происхождения Суздальских врат является:
• наличие развернутых славянских надписей
391. Наибольшего расцвета тератологический стиль в орнаментике рукописей достигает в искусстве
• Новгорода
392. В Спасо-Преображенском соборе Чернигова боковые крылья хор отделялись от подкупольного пространства:
• тройными аркадами
393. Зеленые и оранжево-красные краски минерального происхождения характерны для цветовой палитры
• псковской иконописи
394. Икона Богоматери Свенской свидетельствует о:
• появлении русских черт в византийских формах живописи
395. Градостроительство XVI в. завершилось постройкой
• Смоленской крепости
396. В архитектуре церкви Параскевы Пятницы на Торгу проявилось влияние __________________ зодчества.
• смоленского
397. Иконы типа «Деисуса» первой трети XIII в. из Третьяковской галереи в храме помещались:
• в составе алтарной преграды над царскими вратами
398. Истоки московской художественной культуры XIV-XV вв. заключены в искусстве
• Владимиро-Суздальской Руси
399. На западных вратах Суздальского собора помещено одно из самых ранних в русском искусстве изображений
• Покрова Богородицы
400. В XIV-XV вв. в Москве не велось каменное строительство в:
• Новодевичьем монастыре
401. Изображения эллинских мудрецов имеются в росписи
• галереи Благовещенского собора Московского Кремля
402. В церкви Бориса и Глеба в Кидекше в нише над гробницей княгини Марии помещено изображение:
• святых — мученицы Марии и императрицы Елены
403. Росписи храма на Протоке обнаруживают стилистическую близость к __________________ монументальной живописи.
• киевской
404. Икона «Святые Борис и Глеб» 20-х годов XIV века из Русского Музея отличается:
• остротой портретной характеристики в ликах
405. В 1668-1684 гг. при участии московского зодчего Дмитрия Старцева был сооружен каменный «город» в:
• Архангельске
406. Деревянная скульптура была широко распространена в художественной культуре
• Перми
407. Яков Бухвостов не был строителем храма в:
• Дубровицах
408. Характерной чертой новгородского храмового зодчества XIV-XV вв., придающей зданиям особую скульптурную пластичность, является кладка из:
• блоков известняковой плиты различных размеров
409. Андрей Рублев не работал в:
• Успенском соборе в Коломне
410. В рельефах Дмитриевского собора во Владимире русские мастера коренным образом изменили технику обработки камня привнесением приемов:
• деревянной резьбы
411. Особенностью иконографии двусторонних икон-таблеток из Софийского, по сравнению с произведениями предшествующего периода новгородской иконописи, является:
• усложненность композиции