Курсар - Дипломная, курсовая, реферат на заказ
Служба спасения для студентов (18+)

Что такое семинар, как к нему подготовиться и получить хорошую оценку

Е. Ковалева, 09 декабря 2019
#Абитуриенту #Студенческая жизнь
Семинар, как оригинальный способ обучения, предполагающий дискуссию между преподавателем и учеником, использовали еще древние греки. Сегодня семинары становятся все более популярными не только в учебных заведениях, но и на предприятиях. Давайте подробно разберемся, что собой представляет семинар и как к нему нужно готовиться.

 

Чем семинар отличается от лекции

Самое главное отличие – семинар обеспечивает более тесный контакт учащегося с преподавателем, ведь на обычной лекции последний не знает, слушаете ли вы, пишите конспект, либо просто спите с открытыми глазами. На семинаре поспать не получится, здесь каждый должен показать то, чему научился во время лекций.

Также активная беседа помогает выявить пробелы в знаниях студента, его заблуждения, либо выявить оригинальное, новаторское мнение учащегося. Дискуссия, проводимая большой аудиторией, мотивирует на дальнейшие исследования, помогает развиваться в качестве специалиста.

Однако недостатки у семинаров тоже имеются. Среди них – возможность нечестного подхода от студентов, когда они договариваются между собой и выбирают к обсуждению только легкие, менее спорные вопросы по теме. Это сильно уменьшает положительный эффект от проведения семинара, сводя его практически к нулю. Помните, что семинары проводятся для вас, и от вас зависит, воспользуетесь ли вы возможностью научиться выбирать, анализировать, спорить и доказывать свою правоту.

Виды семинаров

Тема назначенного семинара заранее известна всем, кто будет в нем участвовать, поэтому готовиться к нему нужно постепенно, обстоятельно изучая на обычных лекциях вопрос, поставленный на обсуждение. В ходе семинара каждый студент сможет включиться в беседу по теме, ставить вопросы и пытаться ответить на них. Цель любого семинара заключается в обучении путем дискуссии, так что преподаватель прежде всего попытается вовлечь вас в активное обсуждение. Любые знания, которые вы получили на других лекциях или почерпнули в книгах, могут быть задействованы во время дискуссии, как с преподавателем, так и с другими студентами.

Однако семинары бывают не только учебными. Ниже мы подробнее ознакомимся с разновидностями этой формы обучения.

  • Учебные семинары. Как уже было сказано выше, их проводят в ВУЗах, училищах, техникумах и даже школах, чтобы закрепить пройденный материал и развить в учащихся способности к научным дискуссиям.
  • Семинары в бизнесе. Дискуссионные встречи на производстве, либо на других предприятиях проводят с целью обсуждения услуг и продукции компании, а также для повышения квалификации сотрудников.
  • Семинары в науке. Их проводят для обмена опытом между учеными, работающими в разных направлениях. При помощи активной дискуссии научные работники решают важнейшие задачи.
  • Интернет-семинары. Такого рода онлайн-собрания могут носить как обучающий характер, так и консультативную направленность. Эти встречи отличаются от других только тем, что для их проведения аудитория не собирается в определенном месте, все участники могут вести дискуссию, находясь в любом удобном для себя месте.

Проведение любого вида семинара преследует собственные цели, однако все подобные собрания объединяет одно – желание совместно поработать над проблемой и научиться чему-то новому.

Учебные семинары

Способы проведения семинаров отличаются в зависимости от учебного заведения и преподавателя, однако подавляющее их большинство проходит по единой схеме:

  • Вначале преподаватель произносит вступительное слово, в котором кратко говорит о выбранной для дискуссии теме и приглашает участников мероприятия высказаться.
  • Следом начинаются доклады учащихся, касающиеся животрепещущих вопросов по теме. Доклады должны быть не слишком обширными и перегруженными ненужной информацией.
  • Затем аудитория начинает активное обсуждение, критикуя и дополняя только что прозвучавшие выступления.
  • После наступает очередь преподавателя, который дает собственную оценку докладам и предлагает свои методы исправления недостатков в них.
  • Заключительное слово может произнести как преподаватель, так и студент. Подводя итоги дискуссии, выступающий обобщает только что собранную информацию, а также выделяет в ней самые важные позиции.
Семинар студентовЧтобы подготовиться к семинару, необходимо заранее составить план своего выступления, основываясь на заданной теме. Ниже мы остановимся поподробнее на подготовке к дискуссии на семинаре. 

Подготовка к семинару

Не стоит откладывать подготовку к встрече до последнего, так как не освежив знания по теме, вы рискуете запутаться в ней. Как итог, ваш доклад получится сбивчивым, малопонятным и малопродуктивным. Это непременно скажется на оценке.

Рекомендованный порядок подготовки к семинару таков:

  • Рассмотрение вопросов, чтение рекомендованных книг.
  • Выбор темы доклада, ее согласование с преподавателем.
  • Ознакомление со всеми существующими мнениями по выбранной вами теме и ее проблематике.
  • Написание доклада при использовании авторитетных источников и собственного мнения по теме.

Доклад на семинаре не зачитывают, его нужно будет произнести своими словами.

Не рекомендуется вызубривать его наизусть, лучше вникнуть в суть темы и не бояться говорить. Строго критиковать вас будут не за неловкость речи, а за «плавание» в теме.

После написания доклада, обязательно просмотрите другие вопросы, которые будут обсуждаться на семинаре. Чтобы получить высший балл, вы обязательно должны быть готовы активно участвовать в дискуссии. Для этого необходимо тщательно продумать и взвесить собственное мнение по каждому из вопросов, которые будут подниматься на семинаре.

Не пренебрегайте также помощью преподавателя, особенно если испытываете какие-то трудности при подготовке. Он поможет вам глубже ознакомиться с предметом будущего обсуждения, а также проконсультирует по части любых возникших у вас вопросов.

Оценки

Анализируя проделанную студентом работу по подготовке к семинару, преподаватель оценивает не только прозвучавший доклад, но и активность учащегося. В целом, итоговая оценка за семинар зависит от четырех составляющих:

  • Доклад студента. Выступление учащегося должно полностью раскрывать тему, демонстрировать должную аргументацию и примеры. От качества доклада зависит примерно половина оценки за семинар.
  • Дополнение к докладам аудитории. Учащийся, который уместно и правильно дополнил новой информацией выступления других студентов более чем два раза, получит дополнительные баллы к оценке.
  • Уровень подготовки. Преподаватель оценивает логику доводов студента, глубину его знаний по теме и готовность к обсуждению научных вопросов.
  • Активность. Не стоит молча сидеть на месте после окончания собственного выступления. Помимо возможного дополнения докладов коллег, нужно задавать вопросы преподавателю и аудитории, озвучивать иные относящиеся к теме мысли. Часто проявленная студентом активность склоняет чашу весов в сторону более высокого балла при подведении итогов и выставлении оценок за семинар.

Семинары – очень важные события с точки зрения учебного процесса, они не просто дают возможность показать свои лучшие качества, но и развить знания, углубить понимание проблем выбранной специализации. Это очень пригодится не только при написании курсовых и дипломной работы, но и во время первых профессиональных шагов на выбранном поприще.

При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.