Курсар - Дипломная, курсовая, реферат на заказ
Служба спасения для студентов (18+)

Анализ источников информации

Е. Ковалева, 17 апреля 2020
#Наука #Студенческая жизнь
Умение анализировать является одним из основополагающих качеств образованного человека. Эта способность включает в себя поиск подходящих источников информации в сочетании с предварительным изучением их содержания. В данной статье детально рассматриваются общие этапы анализа любого источника информации, будь то книга, статья или любой другой информационный ресурс.

 

Первичная оценка

Изучение библиографической записи позволяет получить важные сведения о полезности ресурса, независимо от того в каком он виде, печатном или электронном. Как правило, они публикуются в каталогах или библиотечных индексах.

Библиографическая запись содержит следующие сведения:

  • данные автора;
  • название источника;
  • сведения о публикации;
  • краткое описание статьи или книги из какого-либо опубликованного источника.

В процессе анализа и оценки материала перечисленные выше данные используются в качестве руководства. Если же в библиографической записи отсутствуют какие-либо данные, это не означает, что источник не заслуживает доверия. Однако в таком случае исследователь обязан отнестись к такому источнику с предельной осторожностью и повышенным вниманием.

Именно во время первичной оценки вам нужно решить, достоин ли конкретный источник доверия, следует ли добавлять его в исследование. Далее анализ материала проводится по другим параметрам, таким как цитируемость.

Цитируемость

Цитируемость – это библиографические ссылки в статьях и книгах на использование их авторами фактов и идей из трудов своих предшественников. Кроме того, цитируемость дает возможность понять, насколько часто ссылаются на конкретный ресурс. Путем составления специальных вопросов можно произвести оценку нескольких составляющих этого этапа.

Авторитетность автора

  • Ссылаются ли на данного автора другие источники информации?
  • Является ли он экспертом в рассматриваемой области исследований?
  • Есть ли у автора ученая степень, полномочия или опыт в исследуемой области знаний?
  • Какая принадлежность характерна данному автору, организационная или институциональная?
  • Хорошая ли у него репутация?

Дата публикации

  • Когда источник информации опубликовали?
  • Является ли источник устаревшим?
  • Пересматривался ли он в последнее время?
  • Имеет ли материал новую версию?
  • Существует ли у него новое предисловие?

Издатель

  • Имеет ли отношение издатель к специализированной прессе? Как правило, данные сведения демонстрируют уровень источника.
  • Является ли издатель известным или авторитетным человеком? Эта информация не будет гарантировать качество, но может стать определяющим индикатором.
  • Чем известен издатель: непосредственно изданием книг, журналов или других научных ресурсов?

Издание

  • Издание относится к специализированным или популярным источникам информации? Как правило, в специализированном издании публикуются научные работы преподавателей, ученых или исследователей. Они спонсируются профессиональной ассоциацией или научным сообществом. Популярные же издания направлены на удовлетворение любопытства массовой аудитории. 
  • Каким образом предполагается использовать изложенную информацию? К примеру, в виде научного источника, справочной информации или какой-либо другой?

Содержимое

После тщательного анализа цитируемости переходим к изучению основной части источника. Прежде чем приступить к чтению книги, статьи или другого материала, необходимо провести быструю оценку содержимого.

  • Первым делом нужно изучить оглавление и понять, соответствует ли оно вашим запросам.
  • Далее следует прочитать предисловие и определить, согласовывается ли оно с изучаемой тематикой.
Анализ источников литературы
Также следует учесть следующее:
  • Если источник не имеет библиотечного индекса, значит его содержимое можно подвергнуть сомнению, поскольку отсутствует данный показатель достоверности.
  • Если нет списка литературы или библиографических ссылок, это указывает на отсутствие авторитетности данного источника.

Если авторитет материала и его содержание соответствуют требованиям аналитика, можно переходить к следующим критериями анализа.

Анализ предполагаемой аудитории

Для анализа аудитории следует найти ответы на следующие вопросы:

  • На какой тип читателей рассчитывал автор?
  • Источник относится к справочному или научному? Соответствует ли он стандартным требованиям?
  • Автор излагает содержимое простым или сложным языком?
  • Не перегружен ли источник специфической терминологией?
Анализ аудитории

Личный анализ

На данном этапе используем собственные навыки суждения, чтобы оценить содержание источника. Отвечаем на следующие вопросы:

  • Контент источника представлен читателю в качестве мнения или факта?
  • Автор взывает к эмоциям или просто применяет эмоциональный язык?
  • Подкрепляет ли автор фактами использованные в своем источнике аргументы? 

Профессиональные писатели вполне могут убедить каждого читателя, что солнце вращается вокруг земли. Поэтому очень важно выяснить:

  • Можно ли проверить представленные в источнике факты?
  • Имеют ли они какое-либо отношение к контексту, в котором используются?
  • Насколько понятия и истины достоверны? Изучены ли они должным образом?
  • Можно ли подтвердить факты доказательствами?

Помимо прочего, необходимо внимательно изучить:

  • содержание источника;
  • личные данные автора;
  • причастность web-сайта;
  • принадлежность издателя.

Также следует провести сравнительный анализ с иными ресурсами, относящимися к аналогичной тематике.

Новизна источника

Изначально следует выяснить следующее: 

  • Обновляет ли представленный источник другие аналогичные ресурсы?
  • Привносит ли он новую информацию?
  • Обосновывает ли источник уже известный читателям материал?
  • Охватывает ли он тематику исследования широко или незначительно?

Также важно понять, к первичным или вторичным материалам относится изучаемый ресурс. К первичным относятся следующие материалы:

  • правительственные документы;
  • личные дневники;
  • газетные статьи, написанные учеными, исследователями и преподавателями;
  • научные исследования;
  • доклады, отчеты и так далее.

К вторичным материалам относятся журналистские статьи в научной периодике, энциклопедиях и некоторые специализированные книги.
В бумагах

Стиль и функциональность

Для определения стиля источника, его функциональности и уровня удобочитаемости следует ответить на следующие вопросы:

  • Содержимое источника является логически скомпонованным?
  • Насколько четко писателем представлены ключевые моменты?
  • Насколько легко читается работа?
  • Мысли автора переданы сумбурно или гармонично?
  • Присутствуют ли в тексте опечатки, а также грамматические или орфографические ошибки?

Если вы анализируете электронный ресурс, обратите внимание на это:

  • Насколько легко можно ориентироваться на сайте?
  • Все ли элементы интерфейса являются функциональными?
  • Присутствует ли опция быстрого поиска материала по определенному слову или выражению?

Если вы решили провести корректный анализ, тогда не полагайтесь на один источник. Даже если он вам покажется авторитетным, грамотным и максимально выверенным, без еще одного источника вы не сможете быть уверены на сто процентов в его достоверности. Чтобы провести сбалансированный и всесторонний анализ, следует изучить минимум три дополнительных источника из разной среды.

При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.